Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03 2012
Александра КРЫЛОВА  13 марта 2012

Электронный документооборот: две стороны одного рынка

Разработчики СЭД и документоведы смотрят на системы электронного документооборота с разных позиций и расходятся во мнении о направлениях их развития и совершенствования. При этом и те и другие имеют поддержку в лице своих регуляторов – Минкомсвязи РФ и Федерального архивного агентства.

Неудивительно, что, по мнению экспертов, российский рынок СЭД развивается негармонично, хотя и с положительной динамикой.

Разработчики

На этапе становления рынка системы электронного документооборота создавались для автоматизации функций делопроизводства в госструктурах и компаниях в целом и бизнес-процессов в их канцеляриях в частности. По мере постепенного наращивания и расширения функциональности такие решения вышли далеко за рамки только работы с документами – сегодня они устремляются в сторону управления всей полнотой информации, принадлежащей частной компании или государственной организации, знаниями, которыми владеют ее сотрудники, а также в сторону создания инструментов обмена знаниями в ходе совместной работы.

Вектор развития современных СЭД нацелен на взаимодействие с другими бизнес-приложениями и бизнес-сервисами, ERP и CRM-cистемами, заявил А. Акулов (IBM в России и СНГ) на конференции СNews «Рынок СЭД: рост продолжается», имея в виду, конечно, платформу Lotus Notes/Domino.

«Автоматизация регистрации входящей и исходящей корреспонденции, контроль исполнительской дисциплины – лишь малая часть из того набора функций, которыми располагают современные системы электронного документооборота, современные технологии работы с неструктурированной информацией», – считает Д. Романов, директор по развитию информационного менеджмента компании «АйТи».

«АйТи», год назад получившая субсидию Минобрнауки на создание системы обработки неструкту-рированной информации нового поколения, разработала несколько новых технологий, которые сегодня встраивает в собственные продукты. Одна из них, технология поиска экспертов в организации, позволяет эффективно искать сотрудников, способных дать ответ на тот или иной вопрос. Система автоматически распознает множество объектов, людей, событий, названий организаций или юридических лиц, номера договоров, документов и др. Благодаря ей найти человека с определенным навыком, с опытом работы в какой-то предметной области  в организации среднего и крупного размера становится очень просто. 

Документоведы

С утверждениями, что все вопросы, касающиеся автоматизации работы с документами, сегодня решены, не согласны ученые-документоведы, для которых СЭД – всего лишь инструмент, хотя и высокотехнологичный. «До перехода к безбумажному электронному документообороту нам предстоит еще определиться с тем, как будет решаться вопрос о выборе носителя, на основании чего будет приниматься решение о том, какой документ должен быть бумажным, а какой электронным», – напомнила В. Иритикова, заведующая отделом документоведения ВНИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). При проектировании АИС, создающих единое информационное пространство, нужно не забывать, что документ должен быть официальным, чтобы использоваться в качестве доказательства, отметила она, т.е. должен соответствовать действующим нормативно-правовым актам.

Вопрос правового обеспечения перехода к безбумажному документообороту далеко не простой. С одной стороны, отсутствие единых требований к СЭД ведет к проблемам с их качеством, взаимодействием, функциональностью. С другой – рынок сопротивляется стандартизации и сертификации, так что разработка стандартов и других серьезных нормативных документов, считает С. Афанасьев из Гильдии управляющих документацией, вопрос не одного дня, не одного года и не двух.

Европейская ассоциация национальных архивов стран Евросоюза, производителей программного обеспечения, международных и национальных объединений специалистов в области управления документами начала работу над спецификациями MoReg 11 лет назад и продолжает ее до сих пор. А Минкомсвязи РФ для разработки «Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения», вступивших в силу с 2 декабря 2011 г., понадобилось всего полгода. Неудивительно, что по количеству страниц российский документ значительно уступает европейскому (15 против 500).

Однако в условиях, когда госсектор выступает ключевым драйвером роста рынка, разработчикам СЭД придется приводить свои решения в соответствие с выпущенными Минкомсвязи «Требованиями…».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!