Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2012
Андрей КУТУКОВ  13 марта 2012

В облако рука об руку с заказчиком

Сегодня далеко не все игроки рынка до конца понимают возможности, которые предоставляют облачные технологии, и в этом есть доля вины самих поставщиков облачных услуг.

Андрей КУТУКОВ, директор департамента программных решений, НР в РоссииЕще год-два назад многие поставщики проводили активные маркетинговые кампании по продвижению облачных решений, однако они не подкрепляли их конкретными действиями, которые наглядно демонстрировали бы преимущества облачных решений для бизнеса, поэтому ряд заказчиков до сих пор несколько настороженно относится к облачным технологиям. Думаю, что вендорам после рассказов о возможностях облачных решений нужно постараться получить от заказчиков информацию о наиболее актуальных для них целях и задачах и вместе с ними подбирать оптимальную модель использования облачных технологий.

Многие компании пока опасаются пользоваться публичными облачными сервисами. Некоторые из них принимаются строить свои частные облака. Для этого прежде всего необходимо желание модернизировать свою систему потребления ИТ-услуг. Требуется также тщательно оценить применимость облачной модели предоставления ИТ-сервисов. Нужно понять, где эта модель позволит получить наибольший эффект, где ее выгодно применять сейчас и где она будет выгодна в будущем. Для минимизации затрат надо сначала сформулировать конкретные цели, которых предприятие хочет достичь с помощью облачной модели, и определить, какие для этого нужны инструменты. Это позволит получить быстрый положительный эффект от облака, наработать свои практики и транслировать их на другие задачи и участки ИТ-инфраструктуры предприятия. Реальный срок окупаемости проекта будет зависеть от конкретных условий, в которых внедряется облачная модель, и поставленных задач. Но окупаемость проекта – это лишь один из бонусов при переходе в облако. Другой важный фактор – адаптация корпоративных ИТ-систем к сдвигу парадигмы в сторону облачной модели.

Основная сложность в любом новом ИТ-проекте – это изменение психологии сотрудников организации. В случае с облаком, пусть даже частным, дело усугубляется тем, что внедрение этой модели предоставления ИТ-услуг требует не только технических мер, инженерных и финансовых ресурсов, но и изменения подхода к работе. ИТ-подразделение организации становится поставщиком услуг. Это переход на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и законы восприятия нового. Ожидания обычно сильно завышены: «облако может все!», и это нормально. Далее наступит период осмысления новинки, а затем период эффективной эксплуатации новых подходов, моделей и технологий.

Бывает, что заказчики, наслушавшись облачной агитации, сразу начинают строить планы перевода в облако всех критичных сервисов. Здесь следует задаться вопросами: для чего? в чем будет выгода? Может оказаться так, что далеко не все ИТ-сервисы организации имеет смысл переносить в облачные среды. Часто имеется огромное количество статичных сервисов, работающих на статичных системах, не требующих какой-либо модернизации. Нужно помочь компании найти оптимальный путь к успешному внедрению именно ее облака и определить те ИТ-услуги, которые будут эффективно в нем работать.

Надо также учитывать, что заказчики стремятся сохранить сделанные ими ранее инвестиции в ИТ-инфраструктуру, аппаратное и программное обеспечение. Это означает, что наибольшим спросом будут пользоваться те облачные решения, которые смогут задействовать имеющиеся у организаций ресурсы. Это требует от облачных технологий, поставляемых на рынок, высокой способности к интеграции с имеющимися решениями и к работе в гетерогенных средах, основанных на инфраструктурных решениях и приложениях от разных поставщиков.

На практике оптимальной остается модель доставки ИТ-услуг, поступающих из нескольких источников. В обозримом будущем предприятия продолжат использовать среды, содержащие как традиционные услуги, так и облачные, а также предоставляемые посредством аутсорсинга. В 2011 г. подразделение корпоративных услуг НР в России реализовало проект, который может служить иллюстрацией концепции гибридной доставки услуг. В ходе проекта была переведена в частное облако ИТ-инфраструктура ГК «Рольф» (крупнейший в России автодилер). При этом был осуществлен полный вывод из эксплуатации ЦОДа и перевод всей инфраструктуры и приложений ГК «Рольф» на модель IaaS/PaaS/AaaS. В облако НР вынесены все бизнес-приложения, включая ERP, порталы, электронную почту и т.д.

Таким образом, для успеха облачного проекта вендоры должны не только предоставлять инструменты для создания облачных инфраструктур, но и проходить со своими заказчиками весь путь внедрения – от рассмотрения применимости облачной модели в конкретной компании до создания детального плана перехода, включая организационные, экономические и технические мероприятия, консалтинг, собственно внедрение, контроль эффективности и безопасности облачных решений. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!