Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2012
Роман ВОЛКОВ  13 марта 2012

Облака утоляют кадровый голод

Поставщики облачных решений, агитируя клиентов двигаться в облака, упирают на то, что платить они будут только за реально потребляемые ИТ-ресурсы и услуги и тем самым получат немалую экономию. Однако, по крайней мере для России, основным сти-мулом должна стать обычная нехватка квалифицированных ИТ-специалистов.

Роман ВОЛКОВ, глава представительства NetApp в России и СНГВедь небольшая компания, в которой работают 150–200 человек, крайне редко обладает финансовыми ресурсами, достаточными для того, чтобы нанять грамотного инженера, способного работать с современной ИТ-инфраструктурой. Поэтому российские пользователи облачных сервисов смогут, пожалуй, больше сэкономить не на электричестве, серверах и СХД, а на том, что им не придется искать, воспитывать и учить ИТ-специалистов и платить им соответствующую зарплату.

На Западе облака в их нынешнем виде произошли от онлайновых сервисов, предлагаемых на сайтах типа Facebook, Google, Yahoo! и т.д., где эти сервисы специально были созданы для предоставления широким массам рядовых пользователей и многочисленным небольшим компаниям. Вряд ли в России освоение облачного пространства пойдет другим путем: первым заказчиком этих услуг, скорее всего, станет малый бизнес. Что касается сколько-нибудь крупного бизнеса, то и в Европе этот рынок только начинает формироваться, поскольку реальные облачные инфраструктуры там стали создавать лишь три-четыре года назад. Для того чтобы произошел переход от традиционной вертикальной ИТ-инфраструктуры к облачной (не важно, частное это облако или публичное), должен пройти процесс виртуализации. Если же судить, например, по нашим заказчикам (картина по рынку, надо полагать, не слишком отличается), то лишь 30–40% из них используют виртуализацию в промышленных масштабах, а остальные еще только определяются со стратегией движения в эту сторону. Так что уровень готовности российских компаний к облачным сервисам можно определить так: «задумались».

К сожалению, подавляющее большинство российских облачных провайдеров ориентируется на крупных клиентов. В принципе это вполне понятно: на нашем рынке проще и прибыльнее иметь дело с десятком больших компаний, чем с тремя сотнями мелких. Но к облачным сервисам готовы как раз эти 300 мелких, и пока провайдеры на них не «потренируются», большие к ним не пойдут. Да, у наших облачных провайдеров работают очень квалифицированные специалисты, но в ИТ-департаментах крупных компаний специалисты не хуже. Они в состоянии построить и потом обслуживать ИТ-инфраструктуру любой сложности. Тем более что для создания частного облака нужно не так уж много: желание бизнеса (именно руководства компании, а не ИТ-отдела), грамотный руководитель проекта и хорошо проработанный план. Все технологии и проверенные решения для такого облака можно найти на рынке.

Часто можно слышать, что наш крупный бизнес не идет в публичные облака из соображений информационной безопасности. Но с технологической точки зрения здесь проблем нет: если на Западе сервисами публичных облаков пользуются такие компании как Nike, BMW и Shell, значит, уровень безопасности, который обеспечивается имеющимися на рынке решениями, вполне достаточен. А вот что нашему бизнесу действительно нужно, так это законодательная защита целостности, сохранности и конфиденциальности данных.

В публичное облако крупный бизнес не пойдет до тех пор, пока не поймет, что оно реально работает. Когда любой пользователь, решивший открыть, допустим, завтра свою компанию, сможет зайти на сайт и из предлагаемых сервисов собрать решение стоимостью $50 в месяц (именно $50, а не тысячи и десятки тысяч!). На Amazon это можно сделать, а у нас пока нет.

Несмотря на то, что об облаках на Западе начали говорить гораздо раньше, чем в России, развитие этой технологии и у нас, и в мире находится на первом этапе, когда только приходит понимание того, как она работает. Этап массовой эксплуатации еще не наступил. Россия вскочила в последний вагон, когда облачные технологии уже дошли до определенной степени зрелости. В этом есть определенный плюс: мы можем использовать чужой опыт. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!