Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2012
13 марта 2012

Три проекции облака

Для того чтобы облачные сервисы состоялись как новая парадигма обработки данных, нужны определенные действия со стороны трех разновеликих групп участников этого рынка. Первая группа – это выступающие единым фронтом поставщики аппаратных и программных средств и системные интеграторы, вторая – провайдеры облачных сервисов, а третья – их пользователи. На такие же группы по интересам они разбились и в дискуссионном клубе «ИКС».

Роман ЛЮБАР, руководитель телеком-департамента, Siemens Enterprise Communications 
Андрей СВИРИДЕНКО, председатель правления, SPIRIT 
Михаил ШТАРЕВ, руководитель отдела инфраструктурных решений, «Инлайн груп» 
 Олег ПОДУКОВ, директор технического департамента, «Компания КОМПЛИТ»
Павел БОЛОТИН, директор департамента программного обеспечения, «Открытые Технологии» 
 Виталий САВЧЕНКО, технический консультант, Veeam Software
Евгений ОЗОЛ, системный инженер, Digital Design 
Олег ПРОСВЕТОВ, технический консультант, Symantec 
Владимир БАБИЦКИЙ, директор департамента комплексных решений, IBS Platformix 
Михаил НИКИТИН, менеджер по решениям Cloud Computing, Huawei Technologies 
Вячеслав КОВАЛЕВ, начальник отдела ЦОД, «Открытые Технологии» 
Руслан ЗАЕДИНОВ, заместитель гендиректора, руководитель направления центров обработки данных, КРОК 
В е н д о р ы :   у   н а с   в с е   г о т о в о

«ИКС»: Каков уровень готовности российских компаний к облачным сервисам? Произошел ли переход от теории к практике?

Роман ЛЮБАР, руководитель телеком-департамента, Siemens Enterprise Communi-cations: Сегодня к облачным технологиям готовы переходить только наиболее зрелые компании, которые имеют развитую инфраструктуру и для которых ИТ стали реальным инструментом решения бизнес-задач.

Андрей СВИРИДЕНКО, председатель правления, SPIRIT: Уровень готовности у провайдеров выше, чем у клиентов. При этом готовность клиентов к использованию облака определяется политикой безопасности компании, а также разнообразными стандартами, государственными и отраслевыми.

Михаил ШТАРЕВ, руководитель отдела инфраструктурных решений, «Инлайн груп»: Российские компании – очень разные, и уровень их готовности варьируется от успешно реализованных или реализующихся проектов до непонимания необходимости выстраивания единой ИТ-системы предприятия. Но переход от теории к практике уже произошел. Небольшие компании охотно отдают в облака провайдеров некоторые свои инфраструктурные сервисы, например электронную почту. В этой сфере популярны сервисы Google и Microsoft. По понятным причинам обычно не отдают в публичные облака финансовые приложения.

Олег ПОДУКОВ, директор технического департамента, «Компания КОМПЛИТ»: О готовности говорит хотя бы то, что в России уже есть несколько примеров перевода основной части ИТ-сервисов крупных компаний в облака провайдеров. Конечно, этими провайдерами стали крупные, надежные компании с хорошей репутацией. Для того чтобы подвигнуть компанию перенести во внешнее облако свои ИТ-сервисы, требуется четкое экономическое обоснование, демонстрирующее всю выгоду данного шага, несмотря на то что выгода, на первый взгляд, очевидна – клиенту в этом случае не надо содержать большой ЦОД и штат его поддержки, заботиться об обеспечении отказоустойчивости оборудования и сервисов и т.п.

Павел БОЛОТИН, директор департамента программного обеспечения, «Открытые Технологии»: Переход от теории к практике наблюдается, но пока только в секторе малого и, возможно, среднего бизнеса. На откуп облакам, как и следовало ожидать, отдаются рутинные сервисы, которые съедают львиную долю ИТ-бюджетов этих компаний. Это почта и «1С».

Виталий САВЧЕНКО, технический консультант, Veeam Software: Переход в облака предъявляет высокие требования к каналам связи, а они не везде в России на достаточно высоком уровне.

Некоторые клиенты уже полностью готовы переходить к облакам, но их не так уж и много, поэтому реальных примеров перехода пока мало. Причем просматривается тенденция: если и начинают строить облака, то предпочтение отдают частным облакам.

«ИКС»: Какие препятствия стоят на пути массового распространения облачных технологий на российском корпоративном рынке?

А. СВИРИДЕНКО: Основная причина трудностей, мне кажется, – нечеткие представления заказчиков о возможностях и особенностях облачных систем. Вообще говоря, современные технологии позволяют переносить в облако любые сервисы, однако это требует изменения корпоративной культуры, к чему не все компании готовы (пользователям необходимо все время быть в Интернете, а в регионах все еще бывают проблемы с интернет-подключением). При перебоях с подключением к Интернету, даже просто при падении пропускной способности канала облачный сервис может существенно пострадать или стать недоступным, в то время как серверы приложений, размещенные внутри компании и работающие с клиентскими компьютерами по внутренней сети, лишены этого недостатка. Это существенно замедляет перенос в облака критических приложений. Ситуация может улучшиться при массовом развертывании LTE.

Евгений ОЗОЛ, системный инженер, Digital Design: Люди не убеждены в том, что облака действительно нужны. Если все работает, то зачем вкладываться еще? Экономия завтра не для всех становится решающим фактором для совершения действий сегодня. Что касается самой технологии, то она уже достаточно созрела и не является, на мой взгляд, препятствием для развития. А вот неразвитость инфраструктуры, действительно, мешает.

Олег ПРОСВЕТОВ, технический консультант, Symantec: Основное препятствие для распространения облачных сервисов – настороженность заказчиков. Такая ситуация характерна не только для России. Сегодня существует достаточно много технологий, позволяющих как перейти в публичное облако без потерь, так и создать частное облако на базе уже имеющейся инфраструктуры. Но заказчики до сих пор сомневаются в надежности современных решений.

П. БОЛОТИН: Мешают психология заказчиков и нормативные проблемы. Мы, с одной стороны, боимся за свои данные, когда речь заходит о границах юрисдикций, а с другой стороны, не привыкли платить много за услуги. То есть куда проще обосновать перед инвестиционным комитетом капитальные затраты на новый ЦОД, чем операционные – на аренду оного.

Р. ЛЮБАР: Основное препятствие простое: если у вас нет быстрого и надежного доступа в Интернет, то вам рано в облако. Кроме того, в России у многих компаний проявляются особенности менталитета, сопряженные со спецификой законодательной базы.

Владимир БАБИЦКИЙ, директор департамента комплексных решений, IBS Platformix: Никаких «специальных» облачных отставаний нашей страны от общемировой ситуации, на мой взгляд, нет. Для нашего рынка характерны те же дисбалансы, а точнее их индикаторы, выступающие в то же время движущими силами: доминирование доли аппаратного обеспечения в ИТ-бюджетах в ущерб разработке, ПО, инжинирингу и сервисам; невысокая коммуникационная связность страны; недостаток квалифицированного персонала и т.д.

О. ПОДУКОВ: Основные препятствия со стороны заказчика – неспособность самостоятельно правильно оценить преимущества использования облачных технологий; со стороны интегратора – нехватка опыта и специалистов, способных провести анализ и показать заказчику все выгоды облаков для его бизнеса. Но и некоторая незрелость продуктов вендоров тоже имеет место, хотя за последний год ситуация сильно улучшилась. Также у многих заказчиков, рассматривающих возможность перевода своих сервисов в облака (особенно в публичные), возникают сомнения по поводу надежности механизмов обеспечения безопасности данных в облачной среде.

«ИКС»: Что мешает переводу в облако критически важных для бизнеса приложений?

М. ШТАРЕВ: Одна из проблем использования публичных и гибридных облаков – не сохранность данных, а наоборот, их уничтожение. То есть пока предприятие использует некий облачный сервис провайдера, он гарантирует сохранность критически важных данных. Но кто гарантирует, что после того, как предприятие расторгнет договор с провайдером, все копии критически важных для предприятия данных будут уничтожены и провайдер (или его недобросовестные сотрудники) не распорядится ими по своему усмотрению? Ведь никакими договорными обязательствами они больше не связаны.

Михаил НИКИТИН, менеджер по решениям Cloud Computing, Huawei Technologies: Основным фактором я считаю неуверенность заказчиков в безопасности и надежности облачных сервисов. По мере накопления положительного опыта эксплуатации доверие к этим сервисам будет расти, и психология изменится.

Вячеслав КОВАЛЕВ, начальник отдела ЦОД, «Открытые Технологии»: Технические вопросы, вопросы надежности и психологии заказчика сегодня постепенно отходят на второй план. Имеется множество как отдельных продуктов, так и законченных решений, позволяющих достаточно легко преодолеть возникающие здесь трудности. Однако до сих пор остро стоит вопрос безо-пасности. К сожалению, перенос данных за пределы контролируемой зоны остается ключевым моментом при рассмотрении руководством компаний возможности перехода к облачным сервисам. Особенно острой эта тема делается после очередного скандала о ставших публично доступными конфиденциальных данных из какой-либо информационной базы.

«ИКС»: Каковы перспективы «облаков из коробки»?

Руслан ЗАЕДИНОВ, заместитель гендиректора, руководитель направления центров обработки данных, КРОК: Прежде всего, «облаков из коробки» не бывает. Эта формулировка – маркетинговый инструмент, с помощью которого производители стараются продать набор продуктов, привязанный к собственным технологиям. Настоящее облако может расти и сжиматься, оно бесконечно для каждого потребителя, а «коробка» предполагает ограниченное количество ресурсов.

Впрочем, если заказчик пока не готов использовать публичные облака, подобное «коробочное» решение может стать первым шагом в настоящее облако.

М. ШТАРЕВ: Ведущие производители – HP, IBM, Cisco – уже предлагают вполне работоспособные образцы «облаков из коробки». Но без грамотного консалтинга, проектирования и внедрения их «коробочность» – не более чем маркетинговый ход.

М. НИКИТИН: «Облака из коробки» – продукт перспективный, но на данный момент все заказчики предпочитают индивидуальный подход к своим проектам. Облачные сервисы еще не настолько широко распространены, чтобы в ближайший год можно было ожидать большого спроса на «облака из коробки».

«ИКС»:  Каковы ваши прогнозы относительно развития в России частных, публичных и гибридных облаков и сервисов, построенных на облачных платформах?

О. ПРОСВЕТОВ: Облачные сервисы в области информационной безопасности и хранения данных, безусловно, будут делаться популярнее. Клиентами подобных систем все чаще становятся малые и средние компании, но мы считаем, что уже в ближайшем будущем все больше заказов пойдет со стороны крупных корпораций.

М. НИКИТИН: Продолжится уверенный, но не очень быстрый рост. На развитие событий могут повлиять крупные государственные проекты, которые подтвердят безопасность облачных сервисов. Именно они могут стать тем сигналом, которого бизнес ждет, чтобы активно начать внедрять облака.

А. СВИРИДЕНКО: Думаю, что крупные компании начнут в ближайшее время переходить в частные облака, малый и средний бизнес – массово использовать бесплатные и публичные сервисы. А в течение двух-трех лет Россию ждет бум облачных сервисов.

П. БОЛОТИН: Я думаю, что в следующем году можно ожидать появления пользовательских облачных сервисов от операторов большой тройки, поскольку потенциал облаков для ПК и мобильных устройств еще не раскрыт. Какими они будут – сказать трудно, вероятно, ориентированными на максимально широкий круг пользователей. Возможно, появятся нишевые игроки с уникальными предложениями услуг обработки пользовательских медиаданных. Возможно появление игровых 3D-платформ. Что касается крупного бизнеса, то, думаю, нас ждут облачные версии систем класса ERP/MRP, что может подстегнуть процессы переезда в умах акционеров.

Р. ЛЮБАР: Прогресс не остановить. Все, что успешно применяется или будет применяться в мировой практике, в скором времени найдет свое место в России.


О б л а ч н ы е   п р о в а й д е р ы :   э н т у з и а з м   и   р а с ч е т

«ИКС»: Чего хотят от облаков пользователи в России? Какие сервисы уже пользуются спросом?

Юрий САМОЙЛОВ, гендиректор, DataLine 
Илья ФЕДОРУШКИН, заместитель коммерческого директора, «РТКомм.РУ» 
Петр ДИДЕНКО, директор по стратегическому развитию, «СКБ Контур» 
Юрий САМОЙЛОВ, гендиректор, DataLine: Рынок еще совсем маленький, но он стремительно растет. Настроение наших клиентов можно оценить как осторожный энтузиазм. Основные предложения на рынке находятся в зоне PaaS, т.е. предлагаются и запрашиваются виртуальные мощности, предоставляемые по облачной модели. Есть и предложения в области SaaS, к примеру, электронная почта как сервис, однако они пока не находят широкого спроса. Мы полагаем, что в ближайшем будущем облачные сервисы будут развиваться в первую очередь за счет платформенных сервисов.

Илья ФЕДОРУШКИН, заместитель коммерческого директора, «РТКомм.РУ»: Наибольшим спросом пользуются услуги предоставления в аренду виртуальных серверов (IaaS) и SaaS-сервисы. Виртуальные серверы – это не только более бюджетная альтернатива выделенному серверу в дата-центре, которую запрашивает в основном средний и малый бизнес, но и полноценный виртуализационный инструмент с динамическим или статическим выделением необходимого количества вычислительных ресурсов для решения определенных задач крупных предприятий и госсектора. Во второй половине 2011 г. мы ощутили активное повышение спроса на эти услуги со стороны финансовых и ритейл-предприятий, а также государственных организаций, чья деятельность связана с обслуживанием населения.

Если говорить о блоке услуг SaaS, то в рамках тестовой эксплуатации нашего проекта Oblacom.ru с лета 2011 г. пошел большой поток запросов на ПО для видеоконференций и совместной работы, на бухгалтерские системы и CRM. Эти продукты востребованы прежде всего на рынке среднего и малого бизнеса. Отдельно стоит отметить высокий уровень спроса на продукты Microsoft из облака – почтовый сервис Exchange, средства создания и работы с корпоративными порталами SharePoint и систему унифицированных коммуникаций OCS/Lync.

К слову сказать, многие компании гораздо спокойнее и проще воспринимают не понятие SaaS, а «предоставление программного обеспечения в аренду» по модели ежемесячных платежей.

«ИКС»: Чем сейчас для провайдера является организация облачных сервисов? Инвестициями в имидж или расчетом на скорую прибыль?

И. ФЕДОРУШКИН: Ни то ни другое – это инвестиции в будущее. Причем это будущее наступит очень скоро.

Ю. САМОЙЛОВ: Для нас развитие бизнеса, связанного с облачным сервисом, – уж точно не инвестиции в имидж. Это реакция на запросы наших клиентов. С каждым новым «облачным» клиентом мы накапливаем опыт, увеличиваем количество и повышаем качество предоставляемых услуг.

Р. ЗАЕДИНОВ: Все провайдеры – это коммерческие организации, и, разумеется, они рассчитывают на прибыль. У облака множество преимуществ, которые интересуют заказчиков, а значит, провайдеры будут работать в этом направлении. Конечно, создание облака предполагает определенные затраты, а прибыль появится только после того, как клиенты начнут этим сервисом пользоваться. Поэтому для нас облака – инвестиции в расчете на прибыль, и мы уверены, что этот расчет оправдан.

«ИКС»: К какому развитию событий на облачном рынке  готовятся провайдеры?

Петр ДИДЕНКО, директор по стратегическому развитию, «СКБ Контур»: Процесс перехода в облако – постепенный и неизбежный. Как 20 лет назад практически все компании начали внедрять компьютеры, так и сейчас постепенно будут привыкать к идее о том, что свои компьютеры нужны всё меньше и меньше. Ситуация будет развиваться по схеме: сначала SMB, потом компании побольше. Думаю, одним из важных двигателей процесса будет желание экономить, а для этого не покупать новые компьютеры и серверы, не нанимать сисадминов. Выходит, если говорить о массовом восприятии, то сначала речь пойдет об инфраструктуре. Когда «распробуют», дойдет очередь и до бизнес-приложений.

Ю. САМОЙЛОВ: Мы рассчитываем на смещение спроса в область SaaS, поскольку именно такой тип услуг является облачным в чистом виде и позволит нашим клиентам самостоятельно и гибко управлять потребляемыми услугами (в части как объемов потребления, так и необходимого качества), а также, что не менее важно, временем и местом получения услуг и, соответственно, их стоимостью.


П о л ь з о в а т е л и :   б ы т ь   п е р в о п р о х о д ц е м   н е п р о с т о

«ИКС»: Почему ваша компания решила перейти в облако? Какие цели при этом преследовались?

Артем ПЛЕТНЕВ, операционный директор по ИТ, ГК «Рольф» 
Алексей ШУМИЛИН, менеджер департамента инфраструктуры и сервисов ИТ, «ТНК-BP Менеджмент» 
Григорий КОРНИЛОВ, ИТ-сервис-менеджер, «Лаборатория Касперского» 
Артем ПЛЕТНЕВ, операционный директор по ИТ, ГК «Рольф»: Проект перехода в облака возник у нас в результате долгого анализа возможных путей развития инфраструктуры компании. Нам надо было предложить бизнесу эффективное, гибкое решение. Эффективное прежде всего с финансовой точки зрения и гибкое в способности поддержать изменения в бизнесе, предоставляя ИТ-сервисы и ИТ-системы быстро и в том объеме, который нужен здесь и сейчас. Мы рассмотрели разные варианты изменения классической архитектуры и выбрали достаточно мобильный вариант перехода на облачные вычисления.

Алексей ШУМИЛИН, менеджер департамента инфраструктуры и сервисов ИТ, «ТНК-BP Менеджмент»: Целей было несколько: оптимизация, сокращение расходов и повышение прозрачности затрат на ИТ-услуги. Для нефтяной компании развитие ИТ-инфраструктуры – деятельность непрофильная, поэтому ИТ-услуги должны приобретаться на рынке с понятной конкуренцией и ценообразованием.

Григорий КОРНИЛОВ, ИТ-сервис-менеджер, «Лаборатория Касперского»: Мы рассматриваем возможность использования облачных сервисов. Важный момент – привлекательность предложения по критерию цена/качество в сравнении с вариантом предоставления сервиса на базе собственного решения, реализованного и поддерживаемого ИT-подразделением компании.

«ИКС»: О чем хотелось бы предупредить компании и их ИТ-директоров, которые сейчас задумываются об облачном будущем?

А. ШУМИЛИН: Облачный проект должен поддерживаться руководством компании, быть понятным для пользователей и иметь четкие финансовые выгоды. Без этого проект обречен.

А. ПЛЕТНЕВ: Сначала ИТ-директор должен ответить на следующие вопросы: есть ли в компании каталог ИТ-сервисов? знает ли о нем бизнес? представляет ли себе бизнес размер и структуру затрат на ИТ-сервисы? Затем вместе с руководством компании ИТ-директор должен определить реально необходимый для работы компании уровень SLA. Кроме того, нужно внимательно подойти к выбору провайдера. Ведь он становится не просто поставщиком услуг, а бизнес-партнером, от которого зависит выполнение стоящих перед бизнесом задач. Именно поэтому следует выбирать крупного и известного поставщика с хорошей репутацией. Правда, и в этом случае вы некоторое время будете жить с ощущением, что если ИТ-инфраструктура не стоит за стенкой, то вы не можете ею управлять. Но как только вы наладите реальное взаимодействие с провайдером, то поймете, что это не так.

«ИКС»: Чего нынешним корпоративным заказчикам не хватает в имеющихся  на рынке  решениях для облачных сред?

А. ШУМИЛИН: В облачных решениях явно не хватает стандартизации на всех уровнях предоставления сервиса. Также нужно разрабатывать ПО, в котором поддерживались бы возможности и учитывались бы ограничения облаков.

Г. КОРНИЛОВ: Привлекательна возможность смены сервис-провайдера с минимальными денежными и административными расходами. Кроме того, однотипность предоставления сервиса может позволить получать услуги от разных сервис-провайдеров и балансировать объемами потребления в зависимости от текущих предпочтений.

А. ПЛЕТНЕВ: На мой взгляд, не хватает успешных примеров внедрения, а у поставщиков нет представления о качественном сервисе. Да и стоимость облачных сервисов пока слишком высока. К объективным препятствиям стоит отнести множество унаследованных самописных систем, которые трудно и дорого переводить в облака, и низкое качество телекоммуникационной инфраструктуры. Все это, к сожалению, не позволяет пока облачным сервисам развиваться с той интенсивностью, о которой мечтают провайдеры.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!