Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2012
Юрий ЗЕЛЕНКОВ  13 марта 2012

Куда могут завести SaaS-облака

Переход к использованию SaaS-решений одного поставщика может лишить компании возможности конкурировать за счет оптимизации внутренних процессов, считает Юрий ЗЕЛЕНКОВ, директор по ИТ «НПО Сатурн».

Юрий ЗЕЛЕНКОВ, директор по ИТ «НПО Сатурн»Согласно стандартам NIST, облачные вычисления предполагают существование трех моделей потребления ИТ-сервисов – IaaS, PaaS и SaaS, и соответственно на рынке работают поставщики инфраструктуры, платформ и ПО как сервиса.

Однако следует отметить, что услуги IaaS на данном этапе по сути ничем не отличаются от давно известного хостинга. Во всяком случае мне неизвестны компании, которые предоставляли бы инфраструктуру в полном соответствии с определением облачных сервисов, т.е. с самообслуживанием по требованию, эластичностью, учетом потребления и платой за фактически потребленные ресурсы. На самом деле клиенту предлагается платить за трафик, аренду дисков, процессоров и физических или виртуальных машин, а не за сервис.

С PaaS тоже непросто. Настоящим поставщиком таких сервисов сейчас можно назвать лишь Google Apps. Но это облако предназначается главным образом для небольших компаний, стартапов и частных пользователей, поскольку серьезное SLA Google пока подписывать не готов.

С SaaS ситуация выглядит следующим образом. Предлагаемые провайдерами по модели SaaS приложения можно разделить на два класса. Первый – это электронная почта, коммуникационное ПО типа Microsoft Exchange и прочие офисные программы, которые не привязаны ни к каким специфическим бизнес-процессам. Они практически без проблем внедряются, и их достаточно легко можно отдать во внешнее облако (конечно, с соблюдением требований информационной безопасности). Второй – это прикладное ПО, автоматизирующее корпоративные бизнес-процессы, такие как разработка новых продуктов или послепродажное обслуживание. И вот тут уже не все так гладко. Например, наша компания для проекта построения системы послепродажной поддержки авиационных двигателей SaM146 не смогла найти поставщика SaaS, предлагающего ПО с требуемым нам функционалом за разумные деньги.

Этот проект заставил задуматься над тем, какие последствия может иметь глобальная реализация модели SaaS. Они довольно легко просчитываются, если проанализировать действия компании SAP, планирующей занять весомую долю этого рынка. Недавно она заявила, что аренда ее приложений, предлагаемых по модели SaaS, будет стоить $7 на пользователя в месяц. Причем внедрение такой системы от SAP обойдется всего в $300 тыс. Но это означает, что заказчик должен будет реализовать именно ту модель бизнес-процессов, которая поддерживается в решении SAP. А таких компаний, как, например, наша «Объединенная двигателестроительная корпорация», в мире не более десятка. Получается, что если все они выберут одного поставщика SaaS-решений, будь то SAP или кто-то другой, это фактически сведет на нет конкуренцию между компаниями за счет оптимизации внутренних процессов, которые у всех станут одинаковыми.

Поэтому, на мой взгляд, решение SaaS от внешнего вендора с предопределенной моделью бизнес-процессов применимо только для небольших растущих компаний, которые вместе с ПО могут купить и некую эффективную практику управления. Это поможет им сосредоточиться на конкурентной борьбе за счет создания новых продуктов или освоения новых рынков. Крупным компаниям, скорее всего, придется создавать собственные уникальные SaaS-решения. Конечно, такое решение должно собираться из готовых модулей известных производителей, а не писаться с нуля. Но все равно это должно быть уникальное решение, которое ориентируется на бизнес-процессы, специфичные для данного заказчика, и которое легко изменяется вместе с изменением его требований. Думаю, что именно по такому пути пойдут все крупные российские компании.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!