Rambler's Top100
Статьи
21 марта 2012

А. Свириденко (SPIRIT): «В первую очередь в облако уходят сервисы, для которых хранение данных не является необходимым»

Ситуация на российском рынке облачных технологий меняется довольно быстро. Почувствовав его перспективность, активизировали свою облачную деятельность и производители оборудования, и разработчики ПО, и телеком-операторы, и системные интеграторы. Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС» №3`2012 «Облака сосредотачиваются». Часть I.

? ИКС: Какие тенденции на рынке облачных технологий проявились за последний год? Есть ли какие-то национальные особенности у российского рынка облачных вычислений? Каково на нем соотношение спроса и предложения?


Андрей Свириденко, председатель правления SPIRIT: В настоящее время наблюдается активный рост рынка облачных технологий. Люди начинают осознавать преимущества, которые дает использование облачных сервисов: отсутствие необходимости содержания собственной инфраструктуры, финансовая выгода (нет необходимости покупать ПО, строить инфраструктуру, можно купить услугу), мобильность, быстрое внедрение. К этому сейчас приходят многие компании. Если говорить о российской специфике, есть несколько особенностей. Во-первых, для российских пользователей традиционны опасения по поводу хранения данных «на стороне». Поэтому в первую очередь в облако уходят сервисы, для которых хранение данных не является необходимым, например, видеоконференцсвязь. Другие компании переходят на них более осторожно, опасаясь утечки информации. Эти страхи не слишком обоснованы, ведь злоумышленникам давить на провайдера сложнее, чем подкупить сотрудника компании. Корпоративные заказчики относятся к облачным сервисам с осторожным интересом, да и сами сервисы соответствуют потребностям компаний лишь частично, поэтому, полагаю, что рост их популярности еще впереди. К услугам SaaS активнее присматривается малый и средний бизнес, потому что такие сервисы позволяют им избавиться от затрат на инфраструктуру, а также молодые компании. Крупные компании не торопятся, а те, кто может себе это позволить, создают собственные корпоративные облака. Добавлю еще, что в определенных случаях облачный сервис может быть резервным каналом для того или иного проекта.


Роман Любар, руководитель телеком-департамента компании Siemens Enterprise Communications: В последнее время мы наблюдаем стремление разных типов cloud-провайдеров (операторов связи, системных интеграторов, специализированных компаний) к унификации своих предложений, формированию стандартизованного портфеля решений, включающего как информационные, так и телекоммуникационные сервисы - голосовую связь, унифицрованые коммуникации и т.п. Одновременно cloud-провайдеры наращивают объем решений, входящих в портфель, стремясь стать для своих заказчиков единым поставщиком всех услуг.


Михаил Никитин, менеджер по решениям Cloud Computing, Huawei Technologies: Рынок все больше и больше интересуется облачными технологиями. Количество запросов на предоставление информации неуклонно растет, но большого увеличения реализованных проектов не наблюдается. Национальной особенностью помимо качества инфраструктуры, наверное, является то, что правительство начинает подталкивать подчиненные структуры к внедрению облачных технологий.


Олег Просветов, технический консультант Symantec: В ноябре 2011 года мы опубликовали результаты исследования применения облачных техннологий, в рамках которого было опрошено 5300 респондентов из 38 стран. Согласно полученным данным 73% респондентов уже применяют облачные технологии. Что касается полномасштабного перехода в облака, только 18% считают, что их ИТ-персонал полностью готов к такой процедуре, и более половины предпочитают не спешить, так как ИТ-специалисты еще не адаптировались к новым условиям. При этом каждая четвертая компания из опрошенных уже находится в стадии внедрения облачных сервисов или готовится к нему. Спрос сегодня, безусловно, ниже, чем предложение, которое в большом количестве появилось на всех сегментах рынка в последние годы.


Михаил Штарев, руководитель отдела инфраструктурных решений ИНЛАЙН ГРУП: Главная тенденция ушедшего года состоит в том, что облачные вычисления из рассуждений в технологических ИТ-журналах наконец-то превратились в практику. О популярности говорить еще рано, но уже появились реальные ИТ-инфраструктуры крупных компаний, целиком реализованных на облачных принципах, например в компании «Рольф», одном из крупнейших автодилеров. Информационные технологии – вещь интернациональная, и даже глобальная, поэтому не стоит говорить о национальных особенностях, наборы технологий и приемы их применения и пути развития универсальны. Впрочем, в качестве особенностей можно упомянуть влияние специфичиских норм нашего права, таких, как «Федеральный закон о защите персональных данных», оказывающих влияние на применение технологий публичных облаков.


Олег Подуков, директор технического департамента компании КОМПЛИТ: Если ещё недавно многие компании проявляли только осторожный, теоретический интерес к облачным технологиям, то за последний год многое изменилось – компании начали практическое использование облачных решений. Кто-то начал с небольших пилотных проектов, кто-то стал сразу переводить в облака большую часть ИТ-сервисов. Многие вендоры за прошедший год также представили ряд новых продуктов для облачных вычислений, многим более зрелых и законченных, чем ранее. Объём рынка облачных вычислений огромен – практически у всех компаний есть либо планы использования облачных сервисов внешних провайдеров, либо построения своих облачных структур для предоставления сервисов как внутри компании, так и внешним клиентам. Прежде чем «уходить в облака», многие российские компании стараются изучить опыт зарубежных коллег, которые начали активное использование облачных решений несколько раньше. На текущий момент наибольшим спросом на российском рынке облачных вычислений пользуются услуги «инфраструктура как сервис» и «платформа как сервис» (IaaS и PaaS), которые позволяют предоставлять заказчикам, например, такие сервисы, как виртуальная машина с требуемыми характеристиками на сервере, с операционной системой. Поэтому компании, планирующие зарабатывать на облачных технологиях, реализуют и предоставляют именно эти сервисы. Конечно, со временем, по мере появления устойчивого спроса, портфель облачных услуг может быть гибко расширен.


Павел Болотин, директор департамента программного обеспечения, «Открытые Технологии»: Облака всё настойчивей проникают в нашу жизнь. Если раньше это было уделом гуру и гиков, то сегодня сервисы DropBox, iCloud, GoogleApps/Docs и т.п. всё чаще упоминаются людьми, достаточно далёкими от ИT. Российский рынок тоже не дремлет, и уже можно говорить о конкуренции в среде базовых предложений IaaS, VDI, SaaS. С точки зрения популярности и национальных особенностей мы видим живой интерес к платформе 1C Предприятие со стороны малого бизнеса. Но всё же пока можно говорить о превышении предложения над спросом, поскольку основная доля потребителей ИТ-услуг всё ещё осторожничает с выносом своей конфиденциальной информации наружу, ждёт обкатки технологий, опыта коллег по цеху и общего повышения уровня облачной зрелости (законодательство, надзорные функции, решение конфликтов, поведение поставщиков услуг). Предложение же крайне консервативно, список продуктов очень похож у всех поставщиков, в целом вышедших из хостеров, каких-то инновационных массовых сервисов видно крайне мало.


Евгений Озол, системный инженер, Digital Design: Когда облачные технологии только появлялись, они подразумевали передачу собственной инфраструктуры на аутсорсинг. В последнее же время под облаками понимается не просто абстрактное понятие, но конкретные продукты на рынке, которые не просто позволяют выделить ресурсы для последующего переноса инфраструктуры, а предоставляют интерфейсы для перевода приложений в новую среду выполнения. При этом такие решения работают по определенным стандартам. Благодаря этим средствам для пользователей нивелируются различия между традиционной организацией инфраструктуры и частным или публичным облаком, облегчается перевод приложений между ними. Другая тенденция – стремление к унификации. Технологии стремятся к тому, чтобы ИТ-инфраструктура была универсальной, и работоспособность приложений не зависела от ее состава. Чтобы, например, виртуальные машины функционировали на любом «железе», в любом окружении, а их копирование или передислокация была элементарной. Предложение на рынке облаков представлено в значительной части зарубежными компаниями. Российские вендоры пока отстают от них. Однако спрос не очень велик – что, вероятно, влияет и на недостаточную развитость предложения.


Владимир Бабицкий, директор департамента комплексных решений IBS Platformix: Прошедший 2011 год был, в определенном смысле, очень важным для восприятия облачной тематики широкой публикой. Представляется, что именно в прошлом году сформировались комплексы технологических инструментов от системообразующих производителей, предназначенные для развертывания облачных сред различных типов. Упор, впрочем, делается на частные облака. Но, в целом, позади уже несколько волн эйфории и неприятия, так что нарастающая сейчас популярность темы более осознанная и экономически ориентированная. О точных количественных характеристиках рынка сейчас, думаю, говорить преждевременно как у нас в стране, так и в мире. Пока все не определятся с предметом замеров. Инструменты и технологии, сами сервисы, бюджеты частных облаков или затраты на развитие публичных сервисов – это все немного разные рынки. Рынок автобусов и междугородные перевозки – не один и тот же рынок. А гараж Министерства междугородных перевозок - не рынок вовсе. Например, в прошлом году предприятие собрало виртуализованные ранее ресурсы под одним порталом самообслуживания. Что войдет в рынок облаков? Стоимость ПО, проектные работы и внедрение или стоимость всей инфраструктуры, которой теперь пользуются как облаком. Для формирования представлений об этом явлении как о рынке надо немного подождать. За рубежом ситуация такая же.


Виталий Савченко, технический консультант Veeam Software: Если говорить про рынок облачных вычислений, то он пока только в стадии формирования, и корпоративные заказчики в большинстве своем пока относятся к облакам настороженно. Впрочем, поскольку все об этом говорят, облака воспринимаются как неизбежность. Основными двигателями идеи облака являются крупные западные ИТ-корпорации (например, IBM и HP, предлагающие свои ЦОДы, Microsoft с Office365+Azure, VMware и т.д.), для которых «облака» не что иное, как новый подход к генерации доходов. Ассортимент решений на российском рынке в целом такой же, как и на Западе. Наиболее популярные решения среди заказчиков в данный момент — это IaaS, и, по оценкам Gartner, эта тенденция будет сохраняться до 2015-2016 года. Второе место по популярности занимают SaaS-решения, но предложений по ним меньше, и в основном они все западные (хотя есть исключения, например, «СКБ Контур»), что не всегда подходит нашему рынку. Другое дело, что предложение на облачном рынке пока значительно превышает спрос. Российский рынок, конечно же, имеет свою специфику. Главная отличительная особенность его в том, что он менее зрелый, чем западный. У нас не все заказчики считают OpEx, поэтому трудно сравнивать экономический эффект от внедрения облака.


Алексей Давиденко, руководитель направления облачных вычислений дирекции ИТ-аутсорсинга компании «Астерос»: В 2011 году «облачные» вычисления стали центральной темой на ИТ-рынке. От обсуждений заказчики постепенно начали переходить к действиям, появились единичные проекты. Компании пробуют переводить часть некритичных бизнес-приложений в публичные «облака», создавать «частные». Основной интерес остается на корпоративном уровне. Стремление к конвергенции ИТ и телекоммуникаций подталкивает крупнейших операторов связи выходить на рынок облачных услуг. Они стремятся создавать свои «облачные» инфраструктуры, на базе которых потом будут предоставлять услуги заказчикам. Публичные «облака» в большей степени интересны организациям сектора SMB. Вместо создания сложных ИТ-инфраструктур и покупки серверного оборудования, средние и малые организации используют отдельные приложения: корпоративную почту и порталы, бухгалтерские программы. В целом же, намечается четкая тенденция перехода от разговоров и сомнений к практической реализации, пусть и не так стремительно. Пока предложение еще значительно опережает спрос.


Дмитрий Торшин, генеральный директор компании Unicloud (ГК АйТи): В 2011 году в России об облаках не писали только ленивые.:) Тема настолько популярна, что можно назвать ее главной ИТ-тематикой всего года. Но все только начинается: посмотрите, какое большое значение все придают облачным технологиям. Число стартапов, которые создают облачные сервисы, растет невероятными темпами. Все крупные системные интеграторы и разработчики ПО отметились на страницах СМИ с пресс-релизами о запуске или подготовке к предоставлению своих облачных решений. Повсеместно начались процессы перехода к облакам и в крупных компаниях. Наконец, поддержкой развития облаков заинтересовалось государство: так, например, в конце декабря Фонд Бортника объявил конкурс на получение субсидий на разработку облачных сервисов, причем заявлено, что поддержать Фонд готов до 75 компаний (!). Итоги года еще будут подведены, но уже сейчас ясно: дан масштабный старт развитию облачных сервисов в России, и в 2012 году мы все, скорее всего, увидим множество новых облачных решений.


Владимир Мешалкин, начальник отдела серверов и систем хранения АМТ-ГРУП: 2011 год дал старт ряду интересных проектов в области SaaS, появились облачные версии знакомого ПО, телеком-операторы начали предоставлять услуги на базе своих развитых сетей, собственных или арендованных ЦОД. На текущий момент бОльшая часть предложений все же лежит в области SaaS, но появились российские игроки с предложением PaaS и IaaS услуг. Важной особенностью стоит отметить окончательное принятие участниками рынка терминологии и определений, чтобы общаться между собой на одном языке, не строя лишних иллюзий, и начать извлекать для себя реальную выгоду от облачных технологий. По мнению большинства представителей компаний, самыми вероятными кандидатами на перевод в облачную среду являются системы обмена почтовыми сообщениями, организации коллективной работы, объединенные коммуникации, резервное хранение данных.


Валерий Андреев, заместитель директора по науке и развитию компании ИВК: На мой взгляд, проявилось некоторое количество отчетливых тенденций, причем как положительных, так и отрицательных. Кривая интереса стала «выполаживаться», и заказчик, несколько успокоившись, начал осознавать, что с «облаками» все далеко не так просто, как казалось еще в прошлом году. Производители «облачной инфраструктуры» в один голос заявляют о гарантированной готовности к «облакам» любых типов. Это существенный прорыв. Однако сколь велеречивы производители «облачной нфраструктуры», столь же молчаливы производители прикладного ПО. Может быть, они считают это не столь важным в их нынешнем бизнесе, но какие-то подвижки есть только в банковской сфере, некоторые производители систем электронного документооборота двинулись по «дороге в облака», появился сервис виртуальной АТС, а также необычные отечественные облачные сервисы в сфере мониторинга транспорта и вебинаров. Это серьезные достижения. Но пока это всё. Реальных успехов во внедрении «облаков», хотя бы даже и частных, пока мало. Похоже, что какая-то положительная информация появится уже в 2012 г., а пока кривая ожиданий готова пойти вниз. И это совершенно нормальный процесс. «Особенности национального облака» просты. Глобальная виртуализация не удовлетворит российского заказчика, поэтому максимум, о чем можно говорить, только о «частных облаках», возможно, гибридных. Это связано с общим менталитетом: уж больно публичные сервисы похожи на надувательство, деньги заплачены — отчитаться нечем, все у провайдера, который виртуален.


Георгий Гаджиев, эксперт бизнес-направления вычислительных систем и систем хранения данных компании «Микротест»: Среди важнейших событий за последний год – вывод облачной платформы Office 365 компании Microsoft на российский рынок. Эти сервисы могут пригодиться компаниям-стараперам, которые не хотят вносить большие капитальные затраты на ИТ-инфструктуру, но готовы оплатить лицензии с нужным набором функционала для заданного количества пользователей. По мере роста они смогут сынтегрировать эти сервисы из внешнего облака с внутренней инфраструктурой. Такой вид реализации ИТ-сервисов уже носит гибридный характер и представляют интерес для более крупных компаний. И в целом, 2011 год был богатым на новые облачные платформы от крупнейших вендоров. Примечательным событием также был запуск продукта APS компании Parallels, фактически это SaaS-решение, но в собственном формате вендора. Национальная беда рынка облачных вычислений в России – обязанность владельцев облаков аттестовать их во ФСТЭК и ФСБ. Это останавливает многие компании, которые оперируют персональными данными, от применения облаков. Еще одна национальная особенность рынка состоит в том, что крупные системные интеграторы становятся облачными провайдерами и предлагают собственные публичные облака. При этом они строят свои решения на базе аттестованной референсной архитектуры от ведущих вендоров. Другими потенциальными игроками на рынке становятся телеком-операторы – у них есть необходима инфраструктура передачи данных и каналы с достаточной пропускной способностью. Это заставляет подобные компании пересмотреть свою-бизнес модель и спектр услуг, которые они предоставляют. При всем этом на 10 предложений облаков – единица спроса. В крупном бизнесе спрос еще меньше, т.к. крупные компании в особенности не любят отдавать предмет своего владения кому-либо вовне. Это особенность менталитета. В перспективе 5-7 лет в будущем можно говорить о постепенном изживании этих предрассудков, а с учетом большей технологической развитости облачных платформ они станут для крупных компаний доступным и простым способом создания отказоустойчивых платформ или площадок резервного копирования.


Олег Краус, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, компания «Русские Навигационные Технологии»: Думаю, главное, что стоит выделить, – это именно расширившийся ассортимент решений. По большей части это решения, мигрировавшие с рынка лицензионного ПО. При этом я не уверен, что уже есть основания говорить о значимом росте популярности «облачных» решений и, как следствие, о серьезном увеличении объема рынка в денежном выражении. В целом, текущее состояние рынка я бы охарактеризовал, как «в стадии формирования», когда все как бы уже понимают «облачный тренд», производители популярного ПО для бизнеса начинают показывать первые «концепт-клауды», как они их понимают сейчас, а потребители начинают присматриваться к ним.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!