Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2007
Лилия ПАВЛОВА  11 декабря 2007

ИТ-аутсорсинг: уроки роста

В 2007 г. объем российского рынка ИТ-аутсорсинга превысил $400 млн (в 2006-м – около $300 млн). Столь высокие темпы роста – свидетельство как молодости рынка, так и его перспектив. Здесь каждый год идет за пять и может, как показала конференция «Аутсорсинг услуг связи и ИТ-инфраструктуры» (Москва, ноябрь 2007 г.), преподнести новые уроки, а то и породить новые понятия.

Что есть, что будет

Аналитики сходятся во мнении, что сегодня главной движущей силой рынка остаются крупные системные интеграторы. В то же время начина ют предлагать свою экспертизу на рынке ИТ компании, выделенные из крупных холдингов. Это, в частности, «ГВЦ Энергетики», «Норильск-Телеком», а в ближайшем будущем, по мнению М. Потоцкого (консалтинговая компания IT-Expert), к ним может присоединиться «Лукойл-Информ». Как новую и важную он выделяет тенденцию формирования отраслевых и холдинговых стандартов ИТ-аутсорсинга (например, в основы управления кредитно-денежной политикой ЦБ РФ уже сегодня закладывается необходимость их формирования).

IT-Expert прогнозирует, что рынок «глубокого» аутсорсинга не станет массовым, на нем будет работать ограниченное количество профессиональных игроков. Иного мнения придерживается Ю. Шубин, заместитель гендиректора TESCOM (ГК «Оптима»), считающий, что «рынок не позволит сосредоточить ИТ-аутсорсинг в руках нескольких компаний» и с каждым годом игроков будет становиться все больше.

Что касается тенденций «не новых» (если такое определение применимо к совсем еще незрелому рынку), то и в 2008 г., по прогнозам TESCOM, превалировать будет модель мультисорсинга. Хорошо это или плохо - однозначно ответить нельзя. Скажем, если в свое время эксперты «ИКС» сочли эту тенденцию весьма позитивной (см. «ИКС» № 3'2007, с. 40-57), то Ю. Шубин связывает ее с недоверием заказчика к единому поставщику услуг, с нежеланием «класть яйца в одну корзину» и стремлением минимизировать свои риски.

Интересно, что в «модельный ряд» сорсинга от Gartner российская действительность внесла свои коррективы.


«Силовой аутсорсинг»: новая модель?..

Сегодня еще вполне стандартна ситуация, когда крупная организация со множеством дочерних структур практически не имеет стандартов управления своей ИТ-инфраструктурой. Со ответственно, несмотря даже на высокую квалификацию ИТ-специалистов, в работе царит хаос, допускаются ошибки, приводящие к простоям основного бизнеса. Помочь решить проблему призывается специализированная компания. Обычно в этом случае используется так называемый правильный аутсорсинг, когда консалтинговая компания пишет концепцию, прописывает сервисы, даже помогает выстроить ИТ-инфраструктуру, а затем провайдеру передается на аутсосинг управление ею. Эта схема по-своему хороша, однако она требует больших денег, да и гарантий, что консультанты не ошибутся.

«СофтИнтегро» предложила свое решение - «силовой аутсорсинг», для которого, по словам представителя компании Н. Четверикова, необходимо прежде всего большое желание и терпение обеих сторон. Идея - двигаться к желаемой ИТ-инфраструктуре пусть маленькими, но верными шагами, обучая заказчика. На это потребуется больше времени, чем в первом варианте, но и плюсы несомненные: путем небольших усовершенствований можно прогрессивно продвигаться вперед. Минус - фактически ИТ-инфраструктурой какое-то время управляет и ИТ-служба заказчика, и аутсорсер. В этой ситуации на первый план выходит система взаимоотношений заказчика и исполнителя. Регулярные встречи с совместной оценкой уровня удовлетворенности как заказчика, так и провайдера, с составлением ежемесячных отчетов позволили выстроить достаточно формализованную схему взаимоотношений с регистрацией заданий, анализом их исполнения, с разграничением зон ответственности.

В результате уже на первом этапе «силового аутсорсинга» (свод первичной документации) уровень зрелости управления ИТ-инфраструктурой повысился: на смену хаотичному решению задач пришла повторяемость; достигнута формализация запросов на изменения, отработана процедура проведения изменений. Кроме того, наработан детальный каталог сервисов и услуг, и теперь следующим шагом станет формализация SLA. А после него - модернизация инструментальных средств, используемых в работе, для минимизации трудозатрат... Шаг за шагом, рука об руку. Эта модель в целом направлена на максимальную формализацию использования ИТ-инфраструктуры.

Пока же человеческий фактор в России остается краеугольным камнем взаимоотношений заказчика и аутсорсера. Как заметил П. Гореньков («Гарс Телеком»), самое сложное - не технология, а установление нормальных деловых отношений. Однако, по его же словам, «перспективы у рынка шикарные, и тому способствуют два ключевых фактора, которые заставляют российский бизнес становиться все более зрелым. Первый: конкуренция растет и неэффективные компании уходят с рынка. Второй: успешные компании стараются привлекать западные инвестиции, а для этого нужно быть понятными и прозрачными для западного инвестора. Эти два фактора толкают российский бизнес в объятия аутсорсеров и мотивируют их передавать отдельные области своей деятельности на аутсорсинг. А нас - оттачивать мастерство».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!