Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2007
Лилия ПАВЛОВА  11 декабря 2007

В походе на смежные рынки шлифуются универсальные солдаты

Три сегмента операторского рынка - телефонные операторы, интернет-провайдеры, операторы кабельного телевидения - заявляют, что способны предоставить абоненту полный пакет услуг, не только своих, но и «смежных».

Три сегмента операторского рынка - телефонные операторы, интернет-провайдеры, операторы кабельного телевидения - заявляют, что способны предоставить абоненту полный пакет услуг, не только своих, но и «смежных». Сегодня в доходах этих трех эскадронов доля новых для них услуг составляет примерно 10-15, а то и более процентов, но пока никто из них не признаёт, что сильно потеснил «соседей», поскольку занимается преимущественно традиционным для себя бизнесом. Но всем уже очевидно, что долго так продолжаться не может - грядет жесткая конкуренция «универсальных солдат», и каждый из них готовится к схватке за абонента.


Откроем карты

Термин «медиаинфоком» родился в недрах редакции «ИКС». Дать ему толкование мы предложили нашим читателям, полагая, что новое понятие «витает в воздухе». И не ошиблись - наши респонденты согласились продолжить фразу:

Медиаинфоком - это...

...рынок сервис-провайдеров, которые обеспечивают интеграцию услуг связи и информационных сервисов в соответствии с потребностями клиента, добавляют контент и предоставляют услуги конечному пользователю, используя гибкие и масштабируемые сетевые ресурсы (А. Шапошников, Ю. Кочубеев, Allied Telesis);

...конвергенция продуктов и услуг (А. Косарев, «АМТГРУП»);

...новая парадигма конвергенции телекома, ИТ, вещательной индустрии и производителей контента (А. Герасимов, ВСС);

...новая философия телекоммуникационного рынка (А. Алемасцев, EastWind).

Итак, произнесены (прописаны) ключевые слова - интеграция, конвергенция, новая парадигма, новая философия. Что за ними стоит на прагматичном рынке предоставления услуг? Попробуем взглянуть на в общем-то уже привычные понятия с точки зрения освоения операторами смежных рынков.


ШПД как поле для маневров

На роль «универсала» претендуют все, кто обзавелся технологическим арсеналом в виде широкополосного доступа в Интернет. Первыми, как им сам Бог велел, это сделали интернетчики в лице московского «МТУ-Интел» (торговая марка СТРИМ), использующего технологию ADSL. Сегодня «Комстар-Директ» остается лидером столичного рынка ШПД с 510 тыс. подключений в Москве и более чем с 90 тыс. в регионах, однако основной его конкурент в лице «Корбины Телеком», практикующей FTTH («оптика в дом»), буквально наступает на пятки. Если еще год назад на российском рынке ШПД этот оператор держал 4% по числу обслуживаемых абонентов, то уже к середине 2007 г. преодолел, по оценкам экспертов, планку в 13%, обойдя АКАДО (10,9%) и Qwerty (3,4%). Впереди - лишь СТРИМ с 28,9% («остальная» практически половина рынка - «остальные» операторы).

Летом 2007 г. сеть «Корбины Телеком», охватывающая Москву, Санкт-Петербург, Ярославль, Тулу, Оренбург и Калугу, обслуживала более 200 тыс. пользователей, но уже к концу года, по заявлению компании, только в Москве она будет обслуживать 300 тыс. (в планах на 2008 г. - 520 тыс.). В этих условиях «Комстар-Директ» укрепляет свои позиции, маневрируя новыми сервисами, в частности IPTV, где он пока вне конкуренции. По подсчетам компании «Информэкспертиза», к началу 2007 г. из 93 тыс. подписчиков IPTV в России 83,3 тыс. (89,6%) обслуживал «Комстар-Директ», а к концу года их число должно было удвоиться. Однако в сентябре 2007 г. и «Корбина Телеком» запустила в коммерческую эксплуатацию аналогичную услугу. Начав с 600 абонентов, она рассчитывает уже к концу года довести их число до 10 тыс., а еще через год - до 80 тыс. При этом к концу 2007 г. проект IPTV «Корбины Телеком» охватит и Санкт-Петербург, а через год покроет 30 городов России. Эти планы увязаны с «широкополосным походом» в альянсе с «Голден Телекомом» на региональные рынки, где новый инфотелекоммуникационный трансформер намерен потеснить МРК, группу компаний «Комстар», «ЭР-Телеком», «Мультирегион», а также многочисленные домовые сети и небольших операторов КТВ.

Вообще, в уходящем году этот альянс наделал много шума на рынке, объявив о проекте «Triple-65» по строительству FTTB-сетей в регионах. Причем не просто объявил, но и начал его реализовывать, да еще такими темпами, каких и сам не ожидал. Первоначальный план проекта предусматривал охват 12 городов, в которых насчитывается около 7,9 млн домохозяйств с населением 23,9 млн человек. Первые же результаты (октябрь 2007 г.) показали, что компании опережают заявленные ранее планы на 50% - и к концу этого года они покроют 11,6 млн домохозяйств с населением в 34,9 млн человек в 24 городах. До 2010 г. сети FTTB планируется развернуть в 65 городах России с общим населением порядка 65 млн человек, предложив в них услуги широкополосного доступа и triple play примерно 65% всех домохозяйств (отсюда цифра «65» в названии проекта).

Что будет через два года - посмотрим. А сегодня альтернативные операторы погоду делают пока лишь на столичном рынке ШПД, в регионах же правят бал по-прежнему традиционные операторы связи.


С телефоном наперевес

В сентябре-октябре дочерние компании ОАО «Связьинвест» представили свои финансовые и операционные показатели за первое полугодие 2007 г. по МСФО. Притом что голосовые услуги приносят МРК основную часть выручки, все они активно осваивают смежные рынки (табл. 1). В своих отчетах МРК не дают четкой структуры доходов от новых услуг, однако есть все основания полагать, что немалую их долю составляют услуги от широкополосного доступа в Интернет. Впрочем, с учетом миллионных абонентских баз этих операторов, «широкополосье» для МРК еще не один год будет оставаться основным драйвером рынка.

Как составная часть услуги широкополосного доступа, в МРК развивается и телевидение - кабельное, IPTV. Последнее, надо признать, - в весьма скромных объемах. Эксперты сходятся во мнении, что сегодня запуски IPTV в регионах можно считать скорее имиджевыми, нежели коммерческими, проектами. В выручке телефонных операторов от услуг широкополосного доступа доля сервиса IPTV в 2007 г. составит, по оценке «Информэкспертизы», менее 1%.

Первопроходцем на поле IPTV стала ЮТК, запустившая в конце 2005 г. в Краснодаре услугу цифрового телевидения по протоколу IP под торговой маркой Disel-TV. В 2006 г. «Сибирьтелеком» приступила к коммерческому предоставлению IP-телевидения под торговой маркой Webstream TV, а  «Дальсвязь» начала оказывать аналогичные услуги под маркой «Дальсвязь TVi». К слову, «Дальсвязь» раскрыла свои доходы от IPTV: по данным компании, в первом полугодии 2007 г. они составили 11,9 млн руб. (в 2006 г. - 6,2 млн), а абонентская база выросла с 1 770 подписчиков до 6 498.

В феврале этого года «Северо-Западный Телеком» и «ЦентрТелеком» анонсировали запуск своих проектов IPTV. Планировалось, что СЗТ уже с 1 апреля начнет коммерческую реализацию проекта «Авангард-ТВ» в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде. В середине года должен был начать предоставлять услуги IPTV и «ЦентрТелеком». Поставщиком контента для IPTV выступала дочерняя структура альтернативного оператора «Синтерра» - «Синтерра Медиа». Однако пока что не прозвучало никаких заявлений о реализации этих планов.

В ноябре этого года услугу IPTV под брендом Utel-TV запускает «Уралсвязьинформ», а «ВолгаТелеком» планирует в 2008 г. завершить проект по запуску IPTV на территории ПФО, где в настоящее время действует несколько испытательных зон.

Более энергично на вещательный рынок телефонисты заходят со стороны КТВ. «ЦентрТелеком», например, построил 15 сетей кабельного телевидения в разных городах ЦФО, и суммарное число их подписчиков превышает 70 тыс. В целом же компании «Связьинвеста», по данным «iKS-Консалтинг», «держат» 3,8% абонентской базы КТВ. Но и сами кабельщики давно уж включились во встречное движение: сегодня в бизнесе крупнейших игроков КТВ, по их собственным оценкам, около 20-30% занимают услуги широкополосного доступа в Интернет.


Кабельщики объединяются

В России, по данным АКТР, услуги КТВ предлагают около 800 операторов с общим числом абонентов 13,5 млн. Более половины из них приходится на шесть крупнейших холдингов: «Нафта Москва», АФК «Система»/СММ, «Ренова Медиа», «ЭР-Телеком», «Мультирегион», «Связьинвест». А из этих более чем 7 млн около 3,5 млн могут, в принципе, пользоваться услугами ШПД, поскольку их обслуживают сети FTTH и HFC (табл. 2). Кабельные операторы не очень охотно раскрывают данные о своих интернет-подписчиках, но, например, в конце октября этого года холдинг «ЭР-Телеком» объявил о подключении 200-тысячного абонента ШПД, а в планах до конца 2007 г. подключить еще 50 тыс. Получается, что «классический» оператор КТВ встал в первый ряд российских интернет-провайдеров. Да и «Мультирегион» признает, что из 600 тыс. его абонентов КТВ около трети - подписчики ШПД.

Процесс укрупнения компаний начался лет десять назад, но апогея достиг в 2004-2006 гг. (см. «ИКС» № 10'2007, с. 20). При этом, по мнению самих игроков рынка КТВ, консолидация их сегмента в ближайшие два-три года усилится, вплоть до перехода на уровень интеграции с другими телекоммуникационными операторами, а конкуренция с МРК станет крайне жесткой (см. «ИКС» № 11'2007, с. 30-31). Означает ли это, что «терминаторы» будут множиться, поскольку телефонисты начнут активно скупать кабельщиков и интернетчиков, и наоборот, рынок пока умалчивает. Ясно одно: генеральный вектор этого движения - освоение мультисервисных услуг, а ближняя высота - широкополосный доступ. Кабельщики атакуют ее весьма напористо, и похоже, что примерно равные темпы роста рынков КТВ и ШПД, при всей разнице абсолютных значений (объем российского рынка КТВ в нынешнем году оценивается в $600 млн, ШПД - $1 млрд 200 млн; динамика роста - 25-45% в год), обусловлены взаимной активностью «смежников».

Все это замечательно, по крайней мере для абонента, для которого чем больше «универсалов» - тем лучше. А вот «охотники», замахнувшиеся благодаря своей технологической продвинутости на всё и вся, уперлись в преграду из тонких материй - эмоциональных и интеллектуальных потребностей своих «жертв». На языке нашего рынка - в контент.


Цитата темы

В пермских медиа затрубили боевые трубы: «В воздухе пахнет войной», «Агрессоры выстроились на границе».

До Перми дошли слухи о продвижении «Голден Телекома» и «Корбины Телеком» на их региональный рынок. Поговаривают, что уже порядком обросшие бородами бригады тянут оптику по долам, оврагам и Уральским горам прямо в цитадель «Уралсвязьинформа» и «ЭР-Телекома». И Пермь, в общем-то, ждет с нетерпением «оккупантов»: «Мы стоим на пороге очередной битвы за абонентов, то есть за нас... Игрокам некуда деваться, как снижать свои аппетиты. Так что готовьтесь к халяве. Не абсолютной, но на фоне нынешнего жлобства провайдеров халява будет весьма ощутимой. Вот в качестве превентивных мер кое-кто уже начал снижать цены».

www.eurokraina.ru

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!