Rambler's Top100
Статьи ИКС № 04 2012
Апостолос КАЛЛИС  10 апреля 2012

Заново найти себя

– такой совет дает современному оператору связи старший вице-президент международной организации TM Forum Апостолос КАЛЛИС, недавно побывавший в Москве. Неужели все так плохо?

Апостолос КАЛЛИС, старший вице-президент международной организации TM Forum – Г-н Каллис, один из слайдов вашего доклада, с которым вы приехали в Россию, представляет собой забавную аллегорию: три свинки, одна безжалостно зажата собратьями и имеет бледный вид. Насчет жертвы сомнений нет – это оператор связи. А кто две другие?

– Ну, скажем, поставщики цифровых сервисов – с одной стороны и распространители подобных сервисов и приложений – с другой. Вообще индустрия цифровых сервисов, коими являются практически все телекоммуникационные услуги, сегодня представляет собой большой слоеный пирог. В основе этого пирога, или, если угодно, цифровой экосистемы – технологические провайдеры (сетевая и вычислительная инфраструктура), далее провайдеры физической инфраструктуры (магистрали, вышки, дата-центры), затем провайдеры сетевых сервисов (прежде всего на уровне доступа), провайдеры облачных вычислений и сервисов хранения данных, разнообразные посредники в оказании цифровых сервисов, наконец, поставщики пользовательских устройств (PC, планшетников, смартфонов, электронных книг, М2М-устройств). Игроков много, их функции и интересы пересекаются между собой, обостряя конкуренцию.

– Но предмет вашего беспокойства – оператор связи?

– Во-первых, потому, что TM Forum – международная организация, объединяющая 900 компаний и 50 тыс. профессионалов, – посвящает свою деятельность оптимизации бизнеса операторов связи и стандартизации управления сетями. Во-вторых, потому, что традиционный сервис-провайдер – самый «страдающий» на рынке телекома игрок, переживающий жесточайшую конкуренцию со стороны соседей, несущий бремя вложений в инфраструктуру, снижения маржи, давления клиентов, жесточайшего прессинга со стороны гигантов вроде Google и Apple.

– Каково концептуальное видение TM Forum возможностей выхода операторов из ситуации прессинга?

– Надо смотреть на цифровую экосистему как на группу игроков, каждый из которых имеет свою ценность в цепочке добавленной стоимости. Например, традиционный оператор не умеет быстро создавать красивые сервисы – для вывода на рынок такого рода продукта ему в среднем требуется 18 месяцев. Поэтому ему и не стоит конкурировать с компаниями, которые ежедневно, как пирожки, выпекают новые сервисы. В рознице наш сервис-провайдер тоже не очень хорош – для этого есть ритейл.

Где же он хорош? Телекоммуникационный сервис-провайдер – инфраструктурный провайдер, его конек – платформа биллинга, управление клиентами – то, что трудно создать с нуля.

Из 250 операторских компаний – членов TM Forum 95% сейчас проходят трансформацию. Трансформация – самое модное слово в отрасли. И самый актуальный процесс, происходящий на разных уровнях. Например, BT 25 млрд фунтов стерлингов потратил на трансформацию сети. Deutsche Telekom был вынужден приводить к единому стандарту 4 тыс. биллинговых систем. Telefonica пришлось трансформировать свой портфель услуг, чтобы конкурировать с Google и Microsoft.

Телеком-оператор в тисках конкуренцииНе надо стараться изменить все. Трансформация должна быть основана на четком видении: где я хочу конкурировать, где имею преимущества и компетенцию. Все делать самим «от и до» – это все равно что изобретать заново порох и велосипед. Скажем, Vodafone 93% ИТ-бюджета тратит на интеграцию и только 7% – на ПО. Это свидетельство того, что он использует открытые стандарты. Открытые отраслевые стандарты – в нынешней ситуации важнейший инструмент, с их помощью легче управлять, они более безопасны в отдаленной перспективе.

Хорошая параллель – авиакомпании. Они сами не строят самолеты, взлетные полосы, физическую инфраструктуру. Нет! Они конкурируют в бренде и в сервисах. Поле конкуренции телекоммуникационного сервис-провайдера – сервис и бренд. За них его любят клиенты.

– В чем TM Forum видит свою роль в большой мировой телекоммуникационной трансформации? Как готов способствовать этому процессу?

– Мы можем задать стратегии и цели, поможем создать карту бизнес-процессов. Наша некоммерческая организация предлагает много полезного через реальные программы, например есть специальный блок для приложений, для программ лояльности (в частности, мы проводим тренинги по взаимодействию с клиентами, представляем отчеты в рамках программы bench-marking – этот инструментарий доступен на нашем портале). TM Forum предлагает модели и структуры, из которых можно выбирать. Используя интеграционную бизнес-архитектуру для сервисно-ориентированных предприятий Frameworx, представляющую собой развитие методологии NGOSS, операторы экономят миллионы долларов. За последнее время 35 вендоров, поставщиков VAS-решений, сертифицировали свою продукцию в TM Forum. И не потому, что их маркетологи хотят использовать еще один маркетинговый аргумент, а потому, что операторы этого требуют. При участии в тендерах как отдельное преимущество рассматривается наличие у продукта сертификата TM Forum. Такой сертификат означает, что с точки зрения бизнес-процессов соблюдаются требования структуры бизнес-процессов eTOM, а с точки зрения информационной модели, используемой в продукте, поддерживается информационная структура SID.

– Если говорить о российских реалиях в телекоме, некоторые из них таковы: в результате M&A сформировались четыре крупных вертикальных холдинга, идет сложный процесс формирования универсальных операторов связи; появились факты совместного использования сетей; ожидается активизация деятельности MVNO, прежде всего с внедрением LTE. Есть ли в TM Forum инструменты помощи операторскому сообществу в освоении этих моделей бизнеса?

–При совместном использовании сетевой инфраструктуры вы просто обязаны придерживаться открытых стандартов  – иначе ваша работа будет невозможна. Мы можем предложить такие стандарты.

Если говорить о виртуальных операторах, то совершенно очевидно, что у них нет некоторых рисков, которые есть у традиционных операторов, – нет сетей, которыми нужно управлять. Но, с другой стороны, они сконцентрированы на взгляде на рынок, для них критично взаимодействие с клиентом. TM Forum накопил большое число компетенций в этой области, в сфере управления биллингом.

– А интересуют ли TM Forum операторы рангом пониже и размером поменьше, чем BT или российская большая тройка? Актуальны ли для них методики вашей организации? Или это решения «на вырост»?

– Очень хороший вопрос, он возникает в последнее время. Появились новые, быстро растущие операто-ры, не имеющие наследия старых сетей и бизнес-процессов. Вместо того чтобы выбрать пусть и лучшее фирменное решение, но одного вендора, они имеют возможность и считают правильным опереться на открытые стандарты и архитектуры, сертифицированные у нас продукты и строить свою сеть исходя из них. Это эффективно с точки зрения затрат, по мере развития бизнеса можно заменять одни элементы системы другими и более успешно конкурировать на рынке.

Безусловно, мы будем работать с молодыми компаниями, которые нацелены на новые технологии, на новые рынки. Для примера могу назвать индийскую компанию Reliance, которая стала оператором LTE и свои решения строит на основе подходов TM Forum.

– На нашем рынке тоже есть молодая агрессивная компания, фактически уже оператор LTE. Вы с ней сотрудничаете?

– Мы знаем о ней и обсуждаем с ее руководством такие возможности.

– Все мы любим читать прогнозы, но не любим их давать. В 2007 г. я встречалась с президентом TM Forum М. Кринером. Он говорил, что через пять лет за некоторые телеком-услуги будут платить рекламодатели, а абонентам счета выставляться не будут. Можно считать, что прогноз как тенденция сбылся, хотя в России такие сервисы предлагают больше интернет-компании. Чтобы поддержать традицию, прошу вашего прогноза на следующие пять лет.

– Сначала о прогнозе М. Кринера: за прошедшие пять лет произошел просто феноменальный рост объема мобильной рекламы. И хотя пока идут поиски путей монетизации этого явления, абсолютно очевидно, что механизм заработает.

В ближайшее пятилетие будет наблюдаться значительный рост связности благодаря появлению огромного количества мобильных терминалов – на кухне, в спальне, ванной, гараже… Важным вопросом станет их взаимодействие, а значит, стандартизация интерфейсов, безопасный обмен информацией, безопасная идентификация пользователей. Кроме того, будет актуальна аналитика больших объемов данных, которые будут генерироваться этими устройствами.

И еще один момент. Через пять лет будет еще более выражена целостность в подходе управления сетями, но дальнейшего укрупнения операторов происходить не будет. Напротив, появится большое количество мелких поставщиков услуг, которые будут обслуживать совсем узкие нишевые рынки, такие как группы геев и лесбиянок в Голландии, и пользовательские группы пошире, скажем, сервисы «Мобильный Дисней» для малышей.

Если бы пять-шесть лет назад нам кто-либо сказал, что iPhone и iPad будут самыми продаваемыми устройствами на рынке, что Apple сможет привлечь 300 млн не то что лояльных – преданных клиентов, скорее всего, мы бы не поверили. Учитывая, что такие компании, как Apple, Amazon, Microsoft, которая купила Skype, смогли выстроить свои отношения и привлечь огромное количество клиентов, то, думается, внедрение мобильного сервиса для них – это, в общем… Мы можем ожидать больших сюрпризов от этих компаний.

Но мы можем ждать неожиданностей и от крупных традиционных операторов – Vodafone, Verizon, поскольку они пытаются заново изобрести себя, найти свое новое место на новом рынке.

Самое, пожалуй, неизвестное и непредсказуемое – глобальная экономика. Она может удивить вообще всех.

– С этим трудно не согласиться.

Беседовала Наталия КИЙ
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!