Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 04 2012
Иван НЕЧАЕВ  10 апреля 2012

Внимание: новый операторский бизнес

Через несколько лет рынок спутниковой навигации станет глобальным операторским рынком, уверен Иван НЕЧАЕВ, гендиректор компании «Русские навигационные технологии» (РНТ) – крупнейшего российского разработчика систем мониторинга и контроля автотранспорта.

Иван НЕЧАЕВ, гендиректор компании «Русские навигационные технологии» (РНТ) – РНТ объявила своей стратегической целью переход к операторской модели обслуживания клиентов. Но сейчас компания львиную долю доходов получает от продажи системы ГЛОНАСС/GPS «АвтоТрекер»; сервисные услуги и абонентская плата принесли в прошлом году 16% выручки. Почему возникла потребность в смене бизнес-модели и каким образом эта цель будет достигаться?

– Изначально реализуя для заказчиков комплексные проекты со сложной функциональностью, мы стали не только производителем системы, но и интегратором. И отмечаем, что в крупном корпоративном секторе и в госсекторе внедряемые системы с каждым годом усложняются. Я думаю, эта тенденция сохранится в ближайшие годы: системы будут становиться более комплексными, более сложными, вовлекая в себя все большее количество сервисов и технологий, которые требуют интеграции.

Что касается SMB, то для этого сегмента предназначены услуги по модели SaaS. Порядка тысячи единиц транспорта среднего и малого бизнеса уже используют запущенный в 2011 г. облачный сервис, являясь фактически абонентами компании, т. е. заказчикам предлагается мониторинг автотранспорта как услуга. Это значительно удешевляет продукт для предприятий SMB, за очень небольшую ежемесячную абонентскую плату они могут получать полный список услуг и отчетов, которые раньше были им недоступны. Мы считаем, что подобная модель продаж через несколько лет будет доминировать на рынке мониторинга транспорта. Надо заметить, в США и Европе она уже доминирует, а на развивающихся рынках спутниковой навигации, к которым относится и российский, только начинает формироваться. К слову, есть страны, куда мы заходим и где рынок уже готов к большим операторским объемам. Там мы даже не предлагаем внедрения «под ключ» – сразу начинаем с операторской модели.

– Означает ли это, что производство уходит на второй план? А если заказчики потребуют от вас миллионных объемов выпускаемой продукции?

– Мы готовы к производству сотен тысяч единиц оборудования в год. В прошлом году было выпущено 100 тыс.; я думаю, что в текущем состоянии мы «переварим» и 300–400 тыс. в год, а если потребуется – то и миллион. Когда производство в высокой степени автоматизировано, для производственной линии наращивание объемов не представляет проблемы. Больше вопросов возникнет в логистике, во внедрении, в сложности проектов. В этом непростом бизнесе главная проблема не в поставке и монтаже системы, а в том, чтобы клиент умел ею пользоваться. Ответить на все вопросы по эксплуатации труднее, чем установить оборудование, в особенности если речь идет о крупных транспортных парках размером в несколько тысяч единиц.

Вообще в России, как и на всех развивающихся рынках, управление транспортной инфраструктурой, логистика – одна из самых сложных проблем. Мы видим, что сюда еще не пришли крупные игроки, серьезные финансовые структуры. Объем рынка в $20–30 млн или даже $200 млн – это небольшие деньги. Но в Россию они точно придут, потому что это будет один из глобальных операторских рынков. Будет отслеживаться все – транспорт, грузы, люди, объекты; будут расти геоинформационные сервисы, и это будет совершенно новая операторская модель.

– Когда это произойдет, как вы считаете? Году к 2020-му?

– Вполне допускаю. Более точный ориентир – уровень проникновения навигационных спутниковых технологий. Когда он составит 20–25%, ситуация изменится кардинально, появятся совершенно новые ценности для клиентов. Сейчас проникновение на российском рынке составляет около 6%, на европейском 13–14%, на американском – 18–20%. Круг мировых лидеров в этой тематике еще не сформировался.

– Должно ли государство поддерживать российские компании в конкурентной борьбе и имеется ли такая поддержка сегодня?

– Государство нам дало крупный козырь в виде собственно ГЛОНАССа, это серьезный аргумент для всего мира.   

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!