Rambler's Top100
Статьи ИКС № 04 2012
Алексей МИШУШИН  10 апреля 2012

Двое на одном стуле

ситуация парадоксальная: одна и та же область общественных отношений сегодня находится под контролем сразу двух органов исполнительной власти – Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Алексей МИШУШИНУж сколько копий сломано в полемике о чрезмерных контроле и надзоре, установленных над российским бизнесом! Связь и телекоммуникации по степени внима-ния государственных органов к деятельности участников рынка давно стали притчей во языцех. Но в некоторых сферах даже знатокам телекома скучать не приходится, так много здесь открытий приготовили нам оте-чественное регулирование и судебная практика.

В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области.... защиты прав потребителей и потребительского рынка, в том числе:

• государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

• контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Перечисленного достаточно, чтобы понять, что рассмотрение любых нарушений Правил оказания услуг связи, будь то телематические услуги или услуги кабельного телевещания и др., относится к компетенции Роспотребнадзора. Необоснованно приостановил предоставление абоненту услуг местной телефонной связи или выставил счет на неожиданно высокую для абонента сумму? Включил в договор с абонентом условие о необходимости получения утраченного счета в офисе оператора связи? Манипуляции с тарифами на услуги? Будь готов объяснить свою позицию надзорному органу. И если оказался неправ, ответишь по всей строгости КоАП РФ.

Но вот в чем фокус. Заметная часть подобных нарушений может также стать предметом разбирательства, возбужденного антимонопольной службой, которая согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, антимонопольный орган может взять к своему производству самые разнообразные дела, в которых обнаружит «ущемление интересов других лиц».

Напрашивается вопрос: каких именно интересов? Каких именно «других лиц»? Нет ответа в законодательстве!

Пояснение пришло из зала суда. В постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 05.04.2011 № 14185/10, принятом по спору ОАО «РЖД» с ФАС, говорится: согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ФАС России переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства за исключением функции в сфере защиты прав потребителей, которая наряду с функцией по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора передана Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения.

Проще говоря, Президиум ВАС РФ признал неправомерной попытку ФАС вторгнуться в компетенцию Роспотребнадзора в области потребительского рынка и защиты прав потребителей при одновременном отсутствии со стороны правонарушителя действий, влекущих недопущение, ограничение, устранение конкуренции или нарушающих законодательство о естественных монополиях. Высший судебный орган, по сути, ограничил ФАС в возбуждении дел по жалобам потребителей, не связанным с вопросами конкуренции или нарушением законодательства о естественных монополиях. А таких дел в практике ФАС много, и в ряде случаев правонарушителю может грозить оборотный штраф, исчисляемый сотнями тысяч, а иногда и миллионами рублей.

Решение суда совершенно логично и естественно, хотя оно не является решением описанной правовой коллизии (постановлением суда закона не перешибешь!).  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: