Rambler's Top100
 
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  16 апреля 2012

С.Щербина: Навигационные технологии стали вездесущими

Ведущую роль в формировании российского навигационного рынка играет политическая воля, однако в развитии двух основных направлений коммерциализации ГЛОНАСС - корпоративного и массового сегментов – есть свои особенности, свои "драйверы" и "тормозы".  Какие именно?  

Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №4'2012 "Спутниковая навигация. Рынок по госзаказу". Часть 1.

"ИКС": Какие наиболее значимые факторы развития российского навигационного рынка вы бы выделили? Какие события прошедшего и нынешнего года расцениваете как наиболее значимые для массового внедрения навигационных технологий в России?     

Виктор Кульнев, начальник отдела  систем позиционирования и навигации  ОАО «Интеллект Телеком»: К наиболее значимым факторам, способствующим  развитию навигационного рынка в России следует отнести государственную поддержку системы ГЛОНАСС и внедрение навигационных технологий (в первую очередь, наличие финансируемой из госбюджета Федеральной целевой программы по ГЛОНАСС), а также потребности бизнеса в навигационных и телематических сервисах. Наиболее значимые события для массового внедрения навигационных технологий в России: завершение полного развертывания орбитальной группировки  системы  ГЛОНАСС; появление  смартофонов и сотовых телефонов с функцией ГЛОНАСС/GPS  позиционирования.

Алексей Смятских, исполнительный директор Группы компаний «М2М телематика»:  Естественно, существенную роль в формировании российского навигационного рынка играет политическая воля. Если мы внимательно посмотрим, то и американская GPS, и китайская «Бэйдоу», и европейская Galileo разрабатывались прежде всего в национальных интересах при государственной поддержке. Вопрос коммерциализации и экспорта технологии –  дело второе. Проект по созданию собственной навигационной системы - запуск спутников и развертывание полноценно функционирующей орбитальной группировки - весьма дорогостоящий и всегда реализуется на государственном уровне.
Ключевым фактором, повлиявшим на формирование навигационной отрасли, стало завершение формирования спутниковой группировки ГЛОНАСС. Все технические вопросы, ранее препятствующие широкомасштабному внедрению ГЛОНАСС-решений, закрыты; обеспечен прием навигационного сигнала из любой точки мира. Навигационная система ГЛОНАСС полностью конкурентоспособна, что подтверждено в том числе и высокой точностью сигнала, возможностью непрерывно получать навигационные данные и массовым производством навигационных устройств на основе российских технологий.
ГЛОНАСС появляется в смартфонах, телефонах и навигаторах ведущих мировых производителей, таких как Apple, Nokia, Samsung и др. Перечисленные компании, которые, несомненно, серьезно подходят к вопросам создания продукции высокого качества и послепродажного обслуживания, внедряют именно двусистемные ГЛОНАСС/GPS модули в свои высокотехнологичные продукты. В 2011 г. ГЛОНАСС получил признание мирового уровня.
Пропорционально интересу со стороны потребителей навигационных услуг растут и объемы производства навигационных ГЛОНАСС-модулей, а также навигационно-связного оборудования с их использованием. Двухстандартное ГЛОНАСС/GPS оборудование практически сравнялось по стоимости с оборудованием GPS, вытесняя второе с рынка. Только на конец первого полугодия 2011 г. доля двустандартного оборудования в наших поставках приблизилась к 82%, а в 2012 г., по нашим прогнозам, достигнет 90% (для сравнения, - в 2009 г. этот показатель составил 58%). За два с половиной года продажи ГЛОНАСС-оборудования выросли в 4 раза.
Все больше заметной становится роль федерального сетевого оператора «НИС ГЛОНАСС», который занимает активную позицию в вопросе подготовки новых и внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты в области навигации и довольно много работает с органами федеральной власти и реализует такие масштабные проекты, как «ЭРА ГЛОНАСС», ИТС Москвы, ЛТЦ Сочи, Транснефть и мн. др.
Стоит отметить и реализацию масштабных государственных и коммерческих проектов, связанных с внедрением ГЛОНАСС на всей территории нашей страны. Регионы активно внедряют инновационные спутниковые технологии. Как пример, можно привести внедрение элементов ИТС в Красноярске, Омске, Тамбове, Хабаровске, Барнауле и Алтайском крае, Ленинградской области, Рязани и Рязанской области, Саратовской области и мн. др. 

Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS: Навигация является хорошим примером технологии, которая одинаково нужна и государству, и бизнесу, и гражданам. Конечно, конкретные способы применения различаются, но уже очевидно, что навигационные технологии стали, без преувеличения, вездесущими. Эти технологии удобны, надежны, доступны и имеют большое число областей применения - от «простого» поиска географических объектов и прокладки маршрута до сложных систем автоматизации логистики, оптимизации движения транспорта, обеспечения безопасности и пр. В каждом из сегментов есть свои «драйверы» роста, но существуют и общие факторы, в том числе наличие огромного выбора типов и классов абонентских устройств (правда, в большей степени это относится пока к системе GPS), повышение качества пространственных данных (цифровых карт), развитие технологий работы с навигационными данными. К таким факторам относятся и государственные политика в области навигационных технологий, среди которых инициативы в рамках развития ГЛОНАСС – тенденция к большей открытости пространственных данных, поддержка создания отечественных программных и аппаратных решений и электронных карт, стимулирование  внедрения систем ГЛОНАСС российскими предприятиями.

Денис Кусков, руководитель ИАА TelecomDaily: Тут для меня есть две, но явно противоположные точки зрения. С одной стороны, такой большой стране, как Россия, нужна своя независимая навигационная  система. С другой - проникновение системы ГЛОНАСС должно идти собственным, а не насильственным путем. Я понимаю, что  машины МЧС, "Скорой" и других государственных организаций должны оснащаться для улучшения работы системами ГЛОНАСС, но, с моей точки зрения, для частного или корпоративного негосударственного сектора выбор должен быть со стороны людей осознанным. Они должны голосовать рублем, покупая аппарат в ГЛОНАСС. А у нас ищутся пути, как наложить повышенные пошлины на оборудование без ГЛОНАСС. Но очевидно же, что на сегодня ГЛОНАСС еще не может конкурировать с зарекомендовавшим себя GPS. Это подтверждают и данные продаж: всего 2 % навигаторов продаются с системой ГЛОНАСС. Тогда как с GPS – 98%.

Алексей Осипов, директор по развитию решений позиционирования «СИТРОНИКС»: Российский навигационный рынок представляют навигационные решения, предназначенные  для  корпоративного и частного сегмента, каждый из которых имеет свои особенности и, соответственно, свои факторы развития. Остановлюсь на первом сегменте. Основные функциональные возможности навигационных решений – это контроль местонахождения объекта (персонала или транспортной единицы), наличие данных о состоянии объекта или среде, окружающей объект, прокладка кратчайшего маршрута движения между двумя точками с учётом или без учёта транспортной ситуации.  Главная ценность предоставляемой информации - это снижение временных и стоимостных показателей транспортной логистики и работы персонала. Таким образом, навигационные решения дают экономию себестоимости и повышение качества производственного процесса, особенно при использовании транспортных средств. При условии повышения здоровой конкуренции в экономике этот фактор развития будет наиболее значимым.

Руслан Будник, генеральный директор SPIRIT Telecom: С нашей  точки зрения, указанные факторы (в частности, государственная воля) действительно значимы. При этом  важным фактором является и рост популярности сервисов, основанных на позиционировании, т.н. Location Based Services для частных пользователей и телематических услуг для бизнеса.  Такие сервисы, как   позиционирование пользователя, очень молоды, поэтому сам факт их проникновения и в бизнес, и в жизнь частного пользователя и является одним из главных факторов развития навигационных технологий и порождаемых ими сервисов.
Наиболее значимыми для массового внедрения навигационных технологий я бы назвал недавнее проникновение ГЛОНАСС в смартфоны, а также появление на рынке навигационных чипов с поддержкой ГЛОНАСС. Данный факт является признанием полезности ГЛОНАСС крупнейшими игроками мобильной индустрии Apple, Qualcomm, Broadcomm, STM и др.


"ИКС": Какие факторы, по вашему мнению, препятствуют развитию рынка спутниковых навигационных технологий?

А. Осипов: В первую очередь, таким сдерживающим развитие фактором является отсутствие законодательной базы для использования навигационных данных, полученных при помощи навигационно-связных терминалов в качестве средств измерения параметров местонахождения и движения. Наличие соответствующих нормативных актов и требований по сертификации к оборудованию и ЦОДам позволило бы автоматизировать достаточно много полезных функций, включая выяснения объективных причин ДТП, расчёт амортизации и себестоимости перевозок, а также реализацию  расчёта транспортного налога в зависимости от пройденного расстояния за год.
С технической точки зрения большим препятствием для развития рынка в России является отсутствие единого протокола передачи данных от навигационно-связных терминалов ГЛОНАСС-GPS в соответствующие ЦОДы. Главным образом, это затрудняет подключение новых типов терминалов к большим ЦОДам. В некоторых случаях производитель терминала делает протокол недоступным для пользователей в принципе. Это приводит к тому, что клиент, использующий данный тип терминала, может работать только с ЦОДами, в которых установлено ПО (программное обеспечение) производителя. Это не позволяет ему использовать другие терминалы или использовать другой ЦОД с более развитым функционалом. Такие действия производителя не способствуют развитию рынка.

С. Щербина: Прежде всего отмечу, что препятствий к развитию навигационных технологий становится в последние годы все меньше, в том числе и с точки зрения нормативных ограничений. Одним из существенных негативных факторов является недостаточное наличие и доступность пространственных данных, электронных карт. К сожалению, здесь ситуация улучшается достаточно медленно. Именно в системной работе по созданию качественной картографической основы и базовых реестров пространственных данных роль государства может быть наиболее значимой.

А. Смятских:  В первую очередь, процесс внедрения затрудняет существующая нормативно-правовая база, которая пока не в полной мере отвечает потребностям полноценного внедрения технологий ГЛОНАСС в регионах РФ.  Многие нормативные акты, которые, так или иначе, затрагивают навигационную отрасль, недоработаны.  Безусловно, дорабатывать их можно и нужно. Однако доработка любого нормативно-правового акта – это длительный процесс и, в первую очередь, большой объем согласований со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Эта работа делается, и делается системно.
Так, например, нормативные акты обязывают пассажирских перевозчиков «оснащаться навигационной аппаратурой на базе ГЛОНАСС», и под этим можно понимать все что угодно, вплоть до простого навигационного приемника, хотя смысл данного требования – оснащение пассажирского транспорта навигационно-связными терминалами и подключение к системе диспетчерского управления.
Сегодня не существует нормативных актов, определяющих ответственность владельцев транспортных средств за отсутствие такого оборудования. Не прописано, кто и каким образом будет отслеживать наличие или отсутствие навигационного оборудования и выносить решение о привлечении нарушителей к ответственности.  Над уточнением этих и многих других норм сегодня активно работает  федеральный сетевой оператор «НИС ГЛОНАСС».
Существуют федеральные законы и постановления Правительства, направленные на развитие ГЛОНАСС, однако основные полномочия в этой области переданы на уровень субъектов РФ и муниципальных образований, которые, в большинстве своем, не имеют необходимого опыта. Из этого проистекает второе важное направление работ – создание в регионах необходимой нормативно-правовой базы по внедрению ГЛОНАСС и формирование комплексной программы внедрения технологий ГЛОНАСС.
Фактором, препятствующим дальнейшему развитию рынка, на мой взгляд, является недостаточно развитая наземная инфраструктура, включая недостаточное количество региональных диспетчерских центров, контролирующих в режиме реального времени  работу пассажирского транспорта и спецтехники.  В рамках ФЦП «ГЛОНАСС» 2012-2020 заложены средства на развитие наземной составляющей.
Что касается производства навигационно-связного оборудования, то сейчас на рынке работают несколько крупных компаний-производителей. Потенциала достаточно для обеспечения бесперебойных поставок навигационной аппаратуры ГЛОНАСС.
Еще один сдерживающий развитие рынка фактор - нехватка человеческих ресурсов – профессиональных кадров, будь то инженер, установщик или программист.

Р. Будник: Если мы говорим про Россию, то развитию рынка могут препятствовать попытки его монополизации, т.е. стремление создать одного государственного оператора, отдать ему все бюджеты и подчинить ему независимых игроков. С одной стороны, определенное регулирование необходимо, поскольку техника должна работать правильно, с другой стороны – у нас традиционно возникают перегибы, уже вызвавшие напряжение в среде независимых от государства участников рынка, ориентированных на коммерческие приложения.

Д. Кусков: Пока нет положительного опыта использования систем; пока есть сбои в работе оборудования, оснащенного ГЛОНАСС; пока нет достаточного числа моделей; - все это не позволяет развиваться системе более быстро.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!