Rambler's Top100
Статьи
Наталия КИЙ  22 декабря 2007

Владимир Горбачев: «Развитие информационного общества – часть задачи по диверсификации экономики»

В преддверии Нового года шаги государства по развитию информационного общества в 2007 г. специально для  «ИКС»  прокомментировал В.Л. Горбачев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Первый заместитель Председателя Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи.

«ИКС»: Как Вы оцениваете факт принятия Стратегии развития информационного общества на как минимум седьмом году декларируемого развития ИО? Ваша общая оценка Стратегии. Âëàäèìèð Ãîðáà÷åâ: «Ðàçâèòèå èíôîðìàöèîííîãî îáùåñòâà – Г·Г Г±ГІГј çàäà÷è ГЇГ® äèâåðñèôèêàöèè ýêîíîìèêè»

Как известно, Совет безопасности Российской Федерации 25 июля 2007 утвердил Стратегию развития информационного общества в России, предложенную Министерством информационных технологий и связи. Стратегия развития информационного общества в РФ явилась своевременным документом.
Сегодня наша страна взяла курс на инновационный путь в экономике. Стать в России одним из ключевых условий реализации инновационной модели роста отечественной экономики может именно отрасль информационных технологий и связи, которая является наиболее динамично развивающимся сектором экономики.
Таким образом, развитие информационного общества, базирующееся на создании и широком применении информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества, – это часть более общей задачи по диверсификации нашей экономики, повышению ее конкурентоспособности, благосостояния людей, укрепления безопасности.
И раз мы поставили стратегическую цель – модернизация с упором на ИКТ, то и бурно развивающемуся отечественному телекоммуникационному рынку необходимо придать новое качество.

Принятие Стратегии позволит детально определить систему мер по ускоренному продвижению к развитому информационному обществу, придать работе большую системность и целенаправленность, подключить к решению этой проблемы инвестиции.
Важно и то, что Стратегия будет способствовать решению проблемы так называемого цифрового разрыва - разницы в доступности услуг связи в крупных городах и в сельской местности. За последнее десятилетие уровень проникновения фиксированной связи в РоссииРоРо увеличился в 2 раза и достиг 29%. В то же время, если сравнить город и село, то мы увидим такие данные: в городах обеспеченность жителей в среднем составляет 35%, в сельских районах лишь 13,5%.

Важнейшим приоритетом Стратегии является реализация на практике конституционных прав граждан на доступ к информации для всех категорий граждан вне зависимости от их индивидуальных, культурных особенностей и географического местоположения, обеспечение равных возможностей для получения базовых услуг связи, стимулирование дальнейшего распространения и массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере.

«ИКС»: Достаточен ли уровень конкретики  формулировок, обозначающих цели, задачи и принципы развития ИО? Какие из контрольных значений Вам кажутся достижимыми, а какие нет?

Стратегия — это документ общего направления. В нем перечислены общие цели, пути и результаты задуманного, общие стратегические ориентиры развития до 2015 г. А для реализации далее будет разрабатываться соответствующий план, который будет осуществляться в рамках федеральных, региональных, ведомственных программ, исполняемых на основе бюджетного и внебюджетного финансирования, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для выполнения конкретных проектов.
Собственно, в отдельных регионах или отраслях уже есть четкие программы внедрения информационных технологий. А Стратегия нужна, чтобы взглянуть на картину шире: через какое время и как именно изменится жизнь в процессе ее реализации.

План конкретных мероприятий, разработанных при участии федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей бизнеса, научных организаций и организаций гражданского общества как ожидается, до конца года будет передан в Правительство РФ, и в соответствии с ним будет оцениваться реализация Стратегии. Доклад ежегодно будет представляться Президенту.

К 2015 г в результате реализации Стратегии необходимо достигнуть ряда значений контрольных показателей развития информационного общества, в том числе:
-доли добавленной стоимости видов деятельности, связанных с созданием и внедрением инфокоммуникационных и других наукоемких технологий, в объеме ВВП – не менее 12%;
-доли продукции на базе ИКТ в структуре национального экспорта – не менее 8%;
-объем поступлений от экспорта технологий в ВВП – не менее 0,4%;
-доступ к открытым государственным информационным ресурсам в Интернете – 100% населенных пунктов России;
-число точек общественного доступа к Интернету – не менее 4 на 10 тыс населения;
-доступ к телефонной связи – 100% населенных пунктов России;
-реализация госорганами базовых услуг электронного правительства – 100%;
-доля госорганов, использующих информационные технологии в процессе выполнения возложенных функций – 100%;
-выполнение требований по обеспечению безопасности инфокоммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры России – 100%.
Темпы развития отрасли связи позволяют говорить о том, что эти планы непременно будут реализованы.

Возьмем пример с внедрением универсальной услуги. Обеспечить граждан современными услугами связи призвана система универсального обслуживания, заложенная в Законе «О связи», реализация которой сегодня идет успешно, число нетелефонизированных населенных пунктов стабильно сокращается. 

На сегодняшний день на территории Российской Федерации в рамках реализации системы универсального обслуживания установлено 142 тысячи таксофонов, которые размещаются по принципу «шаговой» доступности для населения,  и около 12 тысяч пунктов коллективного доступ к сети Интернет.
Самое современное цифровое оборудование может сделать доступными все виды услуг связи в самых удаленных и малонаселенных уголках России. Когда Интернет станет обычным делом в любом селе, тогда люди получат доступ к самому ценному ресурсу развития – к информации, к знаниям.
В 2008 году планируется завершение первого этапа внедрения универсальной услуги на всей территории Российской Федерации, предусматривающего установку в поселениях таксофонов универсального обслуживания и организацию пунктов коллективного доступа в сеть Интернет.

Как только мы решим первую задачу, на втором этапе, по мере развития телекоммуникационной инфраструктуры будет расширен перечень универсальных услуг связи - начиная с 2009 года, предполагается телефонизация непосредственно самих домохозяйств, а также обеспечение каждой квартиры широкополосным доступом к сети Интернет.
Думаю, что задача к 2010 году обеспечить 100-процентный уровень доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг на всей территории страны - вполне реальная.

Хорошие результаты показала программа подключения российских школ к сети Интернет в рамках национального проекта «Образование». Во многих регионах подключение школ к всемирной информационной сети прошло с опережением графика, так, к началу учебного года 100% школ Кубани, региона, который я представляю в Государственной Думе, были подключены к Интернету.

Сегодня Мининформсвязи уже готово участвовать в другом нацпроекте – «Здравоохранение».
Программа развития здравоохранения состоит из нескольких направлений. Одно из них – оснащение станций скорой медицинской помощи средствами устойчивой связи.
Также в рамках проекта по здравоохранению будет проведена работа по  внедрению телемедицинских технологий в деятельность медицинских учреждений. Телемедицина позволит осуществить серьезный шаг вперед в развитии здравоохранения в нашей стране, она призвана сделать помощь врачей более оперативной и качественной, обеспечить квалифицированными медицинскими услугами каждого жителя России. Телемедицина очень актуальна именно в России – стране с огромными территориями и отдаленностью населенных пунктов друг от друга, большим количеством труднодоступных районов.

В целом важно понимать, что требований, обеспечивающих успех проектов по построению ИО, немало. Это, в частности, большая работа с законодательством.
Успешному продвижению к построению информационного пространства в России должна способствовать соответствующая правовая база, которая в настоящее время еще не полностью сформирована.
Для увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей необходимо усовершенствование законодательства в сфере информационных технологий и проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности этих отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.
Поэтому Государственная Дума обязана обеспечить эту сферу законодательной базой для мощного и поступательного развития.

«ИКС»: Какую роль в развитии ИО, по вашему мнению, должна сыграть Комиссия по вопросам развития ИО при Совете при Президенте по науке, технологиям и образованию?

Комиссия по вопросам развития информационного общества была создана по инициативе Совета безопасности России. Председателем Комиссии назначен Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. В ее состав вошли известные представители российской науки, губернаторы, руководители ИТ-компаний, депутаты Госдумы.
Комиссия будет разрабатывать предложения по реализации Стратегии, осуществлять подготовку ежегодного национального доклада о развитии информационного общества, проводить по поручению главы государства экспертизы проектов федеральных законов и нормативных правовых актов по вопросам развития информационного общества.
Комиссии предстоит создать рабочие группы по основным направлениям реализации Стратегии, подготовить предложения по финансовому обеспечению мероприятий, а также и по системе прогнозных показателей, характеризующих уровень развития информационного общества в России.

Я уверен, что опыт и ответственный подход к делу Леонида Реймана позволят сделать эту работу максимально эффективной и конструктивной.

«ИКС»: Вы, безусловно, знаете о ситуации с конкурсами по выделению частот, в которой оказалась Россвязьохранкультура. С одной стороны, Мининформсвязи и «Сумма-телеком» судятся за продолжение конкурсов, с другой ФАС и «Вымпелком» - за их отмену.

Когда ситуация доходит до судебных разбирательств, то последнее слово остается за судебным решением, поэтому в данной ситуации необходимо дождаться окончания этого процесса. Если в конечном итоге придется аннулировать результаты конкурсов, которые были проведены на новых условиях, то Комиссия соберется вновь, чтобы выполнить те требования, о которых будет говориться в вердикте арбитражного суда.

P.S. О предстоящей законодательной работе в области связи Госдумы пятого созыва читайте в «ИКС», №1`2008

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: