Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2012
Евгения ВОЛЫНКИНА  08 мая 2012

От IQ – к AQ

Системы бизнес-аналитики вместе со всеми информационными технологиями наконец-то дождались своего часа: их необходимость осознали не только ИТ-отделы, но и бизнес в целом. Интеллектуализация бизнеса находит отражение и в попытках создать для нее соответствующую метрику.

Переплетение современных тенденций развития ИТ и бизнеса и пути интеллектуализации последнего стали основными темами конференции IBM «Современные перспективы преобразования и развития». Как отметила Наталья Горина из компании Market-Visio (дистрибьютор Gartner в России, СНГ и Прибалтике), сейчас в мире и в России ценность ИТ для бизнеса, во всяком случае для большей его части, заметно выросла. Согласно опросам Gartner, в 2010 г. 31% компаний определяли вклад ИТ в достижение своих стратегических целей как «высокий» и «очень высокий», а в 2012 г. таковых стало уже 65%.

Чего же ждет бизнес от ИТ? Если перечислять в порядке важности, то это удержание и «развитие» существующих клиентов; привлечение и удержание талантов внутри компании; привлечение новых клиентов; построение и оптимизация бизнес-процессов. Иными словами, по мнению бизнеса, главные задачи ИТ-отделов – это получение информации о клиентах и управление знаниями о них. Отрадно, что ИТ-директора думают о об этом точно так же, только приоритеты расставляют в другом порядке: сначала поддержка и обеспечение роста бизнеса, потом – привлечение и удержание клиентов, а затем – сокращение расходов, повышение эффективности работы компании. И здесь российские айтишники почти солидарны со своими западными коллегами, только на второе место они ставят повышение эффективности работы, а в остальном стратегические приоритеты у них совпадают с мировыми. Аналитики также отмечают рост понимания проблем бизнеса со стороны ИТ в России: в качестве главной цели своей работы российские ИТ-директора называют внедрение бизнес-процессов, направленных на развитие компании, на втором месте идет создание и управление гибкой ИТ-инфраструктурой, на третьем – улучшение управления ИТ и повышение эффективности управления процессами принятия ИТ-решений.

Ю. Телио: «Информация может стать врагом, если не научиться управлять ею»В течение последних трех лет главным технологическим приоритетом российских ИТ-директоров остается совершенствование систем бизнес-аналитики. В индустрии уже не первый год говорят о чуть ли не катастрофическом росте объемов данных различных форматов, которые поступают из самых разных источников. Компания Gartner, например, заявляет о том, что информация будет «нефтью» XXI века. Однако, как считает директор IBM по бизнес-аналитике Юха Телио, такое определение создает обманчивое впечатление, что эти залежи информации легко превратить в деньги. Для того чтобы получить от разнородной информации выражаемую в деньгах пользу, ее необходимо должным образом обрабатывать и анализировать, а у большинства компаний работа с собственными данными пока находится на самом начальном, примитивном этапе: информация есть, но она либо вовсе не используется, либо используется лишь в малой части. Кроме того, опросы показывают, что треть руководителей компаний принимают решения на основе данных, которым они не доверяют, а половина руководителей говорят о том, что у них попросту нет всей необходимой для работы информации.

В качестве оценки возможностей анализа той информации, которая имеется у компаний, IBM и Google не так давно предложили коэффициент AQ (Analytics Quotient) – его можно сравнить с известным коэффициентом IQ (Intelligence quotient), определяющим уровень интеллекта человека. AQ, согласно определению, показывает реально используемую долю того информационного потенциала, который имеет компания (его еще можно назвать КПД использования бизнес-аналитики). Правда, в отличие от IQ, для которого можно определить количественное значение (с помощью нескольких давно разработанных методик), AQ пока носит качественный характер и выражается в весьма приблизительных уровнях зрелости.

В принципе и с точки зрения здравого смысла понятно, что компании, которые умеют получать полезную информацию из накапливаемых «сырых» данных, т.е. имеют высокий АQ, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с теми, кто этого не делает. IBM вместе с одной американской бизнес-школой даже провела исследование, которое показало, что компании, интегрировавшие средства бизнес-аналитики в свои повседневные бизнес-операции, в 84% случаев занимают верхние строчки рейтингов в своих областях рынка.

Да, коэффициент AQ пока не имеет численного выражения (а возможно, никогда и не будет иметь), но, по мнению Ю. Телио, главная задача AQ – показать компании, что она может и должна работать гораздо лучше, чем работает сейчас, и задать ей направление развития средств бизнес-аналитики.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!