Rambler's Top100
 
—татьи » — є 05 2012
јлександра  –џЋќ¬ј  08 ма€ 2012

÷ќƒы умощн€ютс€, вызовы множатс€

—оздание ÷ќƒов потребл€емой мощностью свыше 10 ћ¬т, коих в –оссии становитс€ все больше, требует особых подходов к проектированию и к выбору технологий. », признают эксперты, несмотр€ на заверени€ производителей в экологичности, экономичности продуктов, оптимальности “—ќ, приступа€ к такому проекту, нужно принимать во внимание множество факторов.

 руглый стол «»нженерна€ инфраструктура ÷ќƒ. ¬ызовы рынка»

ƒата проведени€:
13 апрел€ 2012 г

ћесто проведени€: ћосква, ћарриотт √рандъ-ќтель

‘отоотчет с меропри€ти€ >>


√енеральный  партнер


ѕартнеры 

        

            


ѕроблемы, перед лицом которых оказалс€ российский рынок цодостроени€, где на сравнительно небольшом отрезке времени было запущено сразу несколько мощных объектов, были в фокусе обсуждени€ на традиционном апрельском круглом столе «» —»

 ому нужны энергоэффективные решени€? 

Ќа новом витке развити€ индустрии цодостроени€ в –оссии произошло разделение заказчиков и эксплуатантов дата-центров на две группы.   первой ћ. »ванов, генеральный директор компании ADM Partnership и модератор дискуссии, отнес компании, вынужденные защищать первоначальные инвестиции и потому делающие выбор в пользу традиционных, уже проверенных и, что важно, не столь дорогих решений инженерной инфраструктуры. ¬о

ј. ћорозов (Powercom): –оссию все равно вт€нут в гонку за повышением энергоэффективности √М. √И√Ґ√†√≠√Ѓ√Ґ (ADM Partnership): √З√†√§√†√Ј√† √ѓ√∞√Ѓ√•√™√≤√®√∞√Ѓ√Ґ√є√®√™√† √±√®√±√≤√•√ђ√ї – √ѓ√∞√•√§√≥√±√ђ√Ѓ√≤√∞√•√≤√Љ √ђ√†√™√±√®√ђ√≥√ђ √і√†√™√≤√Ѓ√∞√Ѓ√Ґ, √™√Ѓ√≤√Ѓ√∞√ї√• √ђ√Ѓ√£√≥√≤ √≠√† √≠√•√• √Ґ√Ѓ√І√§√•√©√±√≤√Ґ√Ѓ√Ґ√†√≤√Љ, √® √Ґ√†√∞√®√†√≠√≤√Ѓ√Ґ √®√µ √ѓ√∞√Ѓ√њ√Ґ√Ђ√•√≠√®√њ  
 √С. √Ш√≥√∞√Є√†√Ђ√®√≠ (√С√°√•√∞√°√†√≠√™): √С √™√†√™√Ѓ√£√Ѓ √ђ√Ѓ√ђ√•√≠√≤√† ¬Ђ√І√•√Ђ√•√≠√ї√•¬ї √≤√•√µ√≠√Ѓ√Ђ√Ѓ√£√®√® √±√≤√†√≠√Ѓ√Ґ√њ√≤√±√њ √Ѓ√ѓ√∞√†√Ґ√§√†√≠√≠√ї√ђ√®? √П√±√®√µ√Ѓ√Ђ√Ѓ√£√®√Ј√•√±√™√®√© √°√†√∞√Љ√•√∞ √І√§√•√±√Љ – √≠√• √Ґ √ђ√•√£√†√Ґ√†√≤√≤√†√µ √ђ√Ѓ√є√≠√Ѓ√±√≤√®, √† √Ґ √∞√†√І√ђ√•√∞√• √±√Ј√•√≤√† √І√† √љ√Ђ√•√™√≤√∞√Ѓ√љ√≠√•√∞√£√®√Њ
 ј. ћироненко (APC by Schneider Electric): јудит окупаетс€ всегда, если заказчик услуги выполн€ет все рекомендации
 ≈. –ебизов (Eaton): ”слуги аудита в ÷ќƒе часто инициируютс€ при кадровых перестановках, когда новое руководство не хочет брать на себ€ грехи предшественника
 Ќ. ’азова (Ђѕожтехникаї): ƒл€ оптимизации технического решени€ системы пожаротушени€ нужно начинать его разработку на этапе проектировани€ ÷ќƒа
 . —пиров (HTS): –ациональное зерно в услугах аудита ÷ќƒа есть, нужно только правильно их примен€ть  
 C. »льенко (Chloride): ¬се производители так или иначе смещаютс€ в область управлени€ электропитанием, поскольку на существующую элементную базу повли€ть не могут
ј. ѕавлов (Datadome): «аказчик продолжает хотеть, чтобы все было дешево, так что Ђзеленыеї технологии у нас еще не всеми воспринимаютс€ как должные  A. √П√Ђ√†√≤√Ѓ√≠√Ѓ√Ґ (Storedata): √Ц√О√Д – √љ√≤√Ѓ √¶√®√Ґ√Ѓ√© √Ѓ√∞√£√†√≠√®√І√ђ, √™√Ѓ√≤√Ѓ√∞√ї√© √®√І√ђ√•√≠√њ√•√≤√±√њ, √∞√†√І√Ґ√®√Ґ√†√•√≤√±√њ √®… √≥√ђ√®√∞√†√•√≤. √И √Ґ √ѓ√Ѓ√±√Ђ√•√§√≠√•√ђ √±√Ђ√≥√Ј√†√• √•√£√Ѓ √≠√≥√¶√≠√Ѓ √І√†√™√∞√ї√Ґ√†√≤√Љ   
ћ. Ѕалкаров (Emerson): ≈вропейский и российский рынки ÷ќƒов сближаютс€, а значит, можно делать меньше поправок к зарубежной аналитике  
 

вторую группу вход€т либо очень крупные организации, такие как —бербанк и –∆ƒ, которые могут получить экономический эффект от применени€ инновационных технологий в своих ÷ќƒах в силу масштабности этих объектов, либо компании из банковского и телекоммуникационного секторов, чей бизнес требует бесперебойного функционировани€ и высокой доступности ÷ќƒа.

—егодн€ именно заказчики этой группы выступают в роли генераторов спроса на решени€ с применением «зеленых» технологий (в частности, на системы, обеспечивающие высокую энергоэффективность) и драйверов развити€ всей российской индустрии цодостроени€. “ак, по словам —. Ўуршалина, директора проекта —бербанка –‘, запущенный в но€бре прошлого года самый большой в ≈вропе ÷ќƒ —бербанка получил вторую по значимости награду Uptime Institute – Green Enterprise ITAward за энергоэффективность своего мегаобъекта.

ќднако говорить о том, что повышение энергоэффективности дата-центров стоит на повестке дн€ большей части российских заказчиков, все-таки преждевременно. Ёто подтверждает интересна€ статистика запросов, накопленна€ компанией APC by Schneider Electric, год назад начавшей предлагать на российском рынке ÷ќƒов услуги аудита. ѕо данным, которые привел ј. ћироненко, руководитель департамента профессиональных сервисов APC by Schneider Electric, оказываетс€, что примерно 40% заказчиков обращаютс€ в компанию за аудитом с целью модернизации и оптимизации работы системы охлаждени€, 20% аудит требуетс€ дл€ оптимизации работы ÷ќƒа в целом. ≈ще 30% клиентов услуга аудита нужна дл€ получени€ весомого, с цифрами, отчета либо дл€ обсуждени€ с руководством бюджета на модернизацию, либо дл€ разговора с компанией, котора€ обслуживает их подсистемы. ј 10% приход€т с просьбой найти резервы экономии электроэнергии, чтобы разместить в ÷ќƒе больше оборудовани€. ј вот запросов на аудит с целью повышени€ энергоэффективности объекта – ноль, хот€ компани€ и предлагает такую услугу, отметил ј. ћироненко, добавив, что у французских коллег на энергоэффективность приходитс€ 20–30% обращений заказчиков.

» все же повышение энергоэффективности ÷ќƒов – это гонка, участи€ в которой –оссии не избежать, считает ј. ћорозов, директор по дистрибуции компании Powercom. ќснова решений по защите электропитани€ едина дл€ всех рынков, и потому двигатьс€ в эту сторону российским заказчикам все равно придетс€.

Ќачина€ с какой предполагаемой мощности объекта становитс€ выгодным применение в дата-центрах «зеленых» технологий (фрикулинга, тепловых колес и т.д.) и энергоэффективных решений? ћнени€ по этому вопросу разделились: разброс оценок производителей оборудовани€ – от 500 ¬т до 5 ћ¬т. ј —. Ўуршалин определил в качестве барьера размер ежемес€чного счета за электроэнергию – $50 тыс.

ћежду тем использование энергоэффективных систем вовсе не гарантирует экономии электроэнергии на выходе, поделилс€ парадоксальным наблюдением ј. ѕлатонов, генеральный директор компании StoreData. ’орошие инженерные решени€ можно создать и с помощью традиционных технологий, а в случае небольших дата-центров это обойдетс€ и в разы дешевле.

 онцептуальный поворот дискуссии придал ≈. –ебизов, менеджер компании Eaton по развитию Power Quality в –оссии. Ќа прот€жении последних нескольких лет участники рынка €вл€ютс€ свидетел€ми того, как под вли€нием виртуализации в ÷ќƒах идет постепенное сопр€жение инженерной и »“-инфраструктуры. ¬ид€ эту тенденцию, производитель оборудовани€ делает акцент на софтверной его составл€ющей, поддерживающей этот непростой процесс.

ќднако до тех пока физические серверы в ÷ќƒах потребл€ют много электроэнергии и, как следствие, выдел€ют много тепла, вопрос об обеспечении пожарной безопасности не снимаетс€ с повестки дн€. Ќапротив, к его решению наметилс€

Ќовый подход

ќн заключаетс€ в том, чтобы предусмотреть современные технические решени€ уже в процессе проектировани€, считает Ќ. ’азова, генеральный директор компании «ѕожтехника». »менно на этом этапе можно выбрать оптимальное расположение дл€ огнегасительной станции, ее размер, рассто€ние до удаленных насадок и в результате создать экономичную и эффективную систему автоматического газового пожаротушени€. ¬ отличие от других инженерных подсистем, вход€щих в состав инфраструктуры ÷ќƒа, системы автоматического пожаротушени€ на основе газа Novec 1230 имеют длительный срок службы – 30 лет. »х первое переосвидетельствование должно проводитьс€ через 10 лет после приобретени€. «на€ это, еще на этапе проектировани€ легко просчитать, во что обойдетс€ компании-заказчику эксплуатаци€ такой системы через 10, 20, 30 лет…

 роме того, такой подход позвол€ет существенно сэкономить занимаемую системой пожаротушени€ дорогую площадь ÷ќƒа и использовать ее дл€ размещени€ другого технологического оборудовани€. ј созданна€ система, если и будет стоить дороже, чем ее российские аналоги, то ненамного – на 10–15%, которые с лихвой окуп€тс€ за врем€ ее эксплуатации.

¬прочем, как уже не первый год за€вл€ют визионеры из числа производителей оборудовани€ и системных интеграторов, не пройдет и п€ти лет, как системы и газового пожаротушени€, и электропитани€, и охлаждени€ дл€ ÷ќƒов не будут проектироватьс€ кажда€ в отдельности, а будут собиратьс€ из «кубиков». Ёто произойдет, если проектировщики и заказчики убед€тс€ в преимуществах модульных ÷ќƒов.

ћодульна€ архитектура

¬ыбира€ между модульной и традиционной архитектурой дл€ ÷ќƒа, нужно тщательно взвесить все «за» и «против», считает ј. ћироненко, поскольку и экономичность, и сокращение сроков сборки дата-центра из модулей сильно преувеличены. —егодн€ нередки случаи, когда такие проекты и по требующимс€ первоначальным инвестици€м, и по срокам реализации практически ничем не отличаютс€ от развертывани€ ÷ќƒов с традиционной архитектурой.

— другой стороны, интерес компаний к дата-центрам модульной архитектуры – не просто дань моде.  освенным подтверждением этого, как заметил технический эксперт Emerson Network Power ћихаил Ѕалкаров, служит наличие на сегодн€шний день только в —Ўј несколько дес€тков производителей таких решений, начавших свой бизнес два-три года назад.

¬ыбор в пользу модульной архитектуры заказчиков заставл€ет делать быстрый рост нагрузки в ÷ќƒах, требующий ввода все новых и новых мощностей. Ќе име€ возможности спрогнозировать, какой будет нагрузка через год или два, заказчики предпочитают подготовить площадку заранее, а затем постепенно заполн€ть ее такими «кубиками», в которые уже встроены все необходимые дл€ функционировани€ ÷ќƒа инженерные системы и подсистемы, отметил ј. ѕавлов, генеральный директор компании Datadome.

ћодульна€ архитектура ÷ќƒа позвол€ет решить и другие задачи: во-первых, существенно повысить их отказоустойчивость и безопасность, во-вторых, получить дополнительную гибкость, в-третьих, проводить замену и модернизацию оборудовани€ с полной остановкой одного модул€.

÷ена на «кубики» фабричного производства со встроенной инженерной инфраструктурой пока на рынке неоправданно высока. ¬едущие производители за модуль с потребл€емой мощностью 1 ћ¬т прос€т заплатить около $30 млн, озвучил проблему  . —пиров, директор по продажам московского представительства компании HTS. ј контейнерные ÷ќƒы российской сборки требуют высокого инженерного мастерства от специалистов, которые будут заниматьс€ их развертыванием.

”же введенную в строй инфраструктуру крупномасштабных дата-центров необходимо обслуживать. » тут их владельцы оказываютс€ перед выбором: организовать дл€ решени€ этой задачи собственную службу эксплуатации или привлечь специалистов сторонней организации?

ѕрактика аутсорсинга

— одной стороны, персонал, занимающийс€ эксплуатацией ÷ќƒа, может быть недогружен на 50% и даже больше. “ем не менее, в соответствии с новыми требовани€ми Uptime Institute, уровень надежности ÷ќƒа определ€етс€ не только уровнем его проектировани€ и его исполнени€, но и наличием в нем службы эксплуатации, подчеркнул ј. ѕавлов. “ак что если дл€ небольших дата-центров передача обслуживани€ на аутсорсинг оправдана, то сложные объекты с высокой потребл€емой мощностью правильнее эксплуатировать силами собственных специалистов.

— другой стороны, в крупномасштабном ÷ќƒе фронт несложных работ есть всегда, признает ј. ћироненко, а вот серьезные сбои происход€т настолько редко, что у персонала службы эксплуатации нет возможности отработать навыки их преодолени€. ¬ этом свете иде€ передачи крупными ÷ќƒами части сервисов по обслуживанию на аутсорсинг очевидна. ј вот какова будет эта часть, дл€ каждого конкретного ÷ќƒа нужно обсчитывать и обсуждать.

„асто крупных корпоративных заказчиков от передачи обслуживани€ своих объектов на аутсорсинг удерживают заботы о поддержании безопасности, полагает —. »льенко, коммерческий директор компании Chloride. ј между тем на «ападе есть крупные ÷ќƒы, которые полностью эксплуатируютс€ аутсорсинговой компанией, обслуживающей большой пул подобных объектов и имеющей в штате инженеров, знакомых с системами разных производителей. —ама Chloride уже сегодн€ по договору с р€дом компаний организовала из своих инженеров «дежурную смену», работающую на объектах заказчиков в режиме 7 дней в неделю 365 дней в году.

» все же у российских заказчиков опыт передачи обслуживани€ ÷ќƒа разный: у кого-то со знаком плюс, у кого-то со знаком минус. Ќапример, в банке «–усский стандарт» после периода не очень удачного аутсорсинга, по словам начальника управлени€ ƒ»“ ƒ. “укалевского, было прин€то решение о создании собственной службы эксплуатации «с нул€». ¬ыполнить его оказалось непросто, поскольку таких инженеров сегодн€ практически никто не готовит.

ѕлюсы привлечени€ сервисной компании ј. ѕлатонов перечисл€ет исход€ из собственного опыта: обслуживание ÷ќƒа StoreData передано на аутсорсинг специалистам компании Datadome. ¬о-первых, при использовании услуг сервисной компании не нужно держать в штате собственных специалистов и платить им зарплату. ¬о-вторых, компани€-аутсорсер несет финансовую ответственность за действи€ своих сотрудников. ¬-третьих, сервисна€ компани€ может предусмотреть проблемы в работе ÷ќƒа, вызванные, например, ошибками проектировани€, и заранее прин€ть меры по их предупреждению. ¬месте с тем ј. ѕлатонов признал, что далеко не все процессы переданы на аутсорсинг: помимо договора с сервисной компанией, у ÷ќƒа StoreData имеютс€ и собственные дежурные инженеры, а также договора на обслуживание с компани€ми-поставщиками основных инженерных систем.

¬ мега÷ќƒе —бербанка вопросы приемки оборудовани€ в эксплуатацию решает собственна€ служба. ј обслуживание таких инженерных систем, как »Ѕѕ и ƒ√”, будет передано специализированным сервисным организаци€м. ¬ насто€щее врем€, поделилс€ планами —. Ћебедев, заместитель начальника центра по эксплуатации инженерных систем, в —бербанке разрабатываетс€ концепци€ единого центра управлени€ инженерными системами всех дата-центров ћосковского банка и —реднерусского банка, который разместитс€ в ÷ќƒе в ёжном порту. ќтсюда же будет вестись мониторинг всех удаленных дата-центров, дл€ этого планируетс€ организовать дежурную смену по таким объектам и выездную бригаду сервисных инженеров дл€ проведени€ на них регламентных работ.

»ными словами, обеспечить правильную эксплуатацию инженерной инфраструктуры ÷ќƒа силами только собственных специалистов или только инженеров сервисной компании не удастс€. „тобы достичь требуемого уровн€ надежности, в чем эксплуатаци€ играет далеко не последнюю роль, необходимо объединить их усили€, а также вовлечь в этот процесс специалистов вендора, отвечающих за техническое обслуживание отдельных систем.

«аметили неточность или опечатку в тексте? ¬ыделите еЄ мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. —пасибо!
ѕоделитьс€: