Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2007
Галина БОЛЬШОВА  23 декабря 2007

Большой BWA-поход, или Считать не пересчитать…

«Иду на Вы», – сказали мы себе, отправляясь за статистикой и аналитикой на горячий ныне рынок BWA. Блиц-криг не случился в силу широты и глубины задачи. Но победа осталась за нами – см. BWA-карту России

Сказать, что идея «сосчитать» операторов BWA и построить очередную «предметную» карту Родины, показывающую проникновение данной технологии в города и веси, не вызвала поддержки «широкополосной беспроводной общественности» - значит не сказать ничего. В реальной картине заинтересованы практически все игроки рынка - и производители оборудования, и системные интеграторы, и операторы. Поэтому в первых строках выражаю огромную благодарность за содействие в получении адекватной информации по сетям BWA всем, кто принимал участие в опросе. Моя личная и особая признательность признанным экспертам рынка BWA: П. Кочегарову (InfiNet Wireless), C. Портному (WiMAX Forum), С. Рыбалко («КомпТек») и А. Чеснокову (НПЦ «Дэйтлайн»), без деятельного участия которых действительно репрезентативные данные вряд ли удалось бы собрать и, главное, сделать предварительные оценки достоверности информации (анонимно по отношению к оператору/респонденту проводились перекрестные проверки данных разными экспертами рынка).

К сожалению, госструктуры были не так открыты. Ответа на официальный запрос в РЧЦ по ЦФО «ИКС» так и не дождался, хотя представители РЧЦ декларируют наличие полноценной БД по выделению и назначению радиочастот.


Что, у кого и как считали

Опрос, проводившийся среди операторов и системных интеграторов рынка BWA, охватил 156 компаний. По оценкам рабочей группы БЕСЕДА (АДЭ), весь рынок BWA насчитывает около 300 операторов. В наш опрос не вошли узко- и среднеполосные сети (типа DECT), а также работающие на технологиях MESH, WiFi (802.11x). Мы интересовались лишь операторами, использующими фирменное оборудование BWA и любые версии стандарта 802.16 (a, d, e) в диапазоне 2,4-6,4 ГГц. Тому были две причины. Первая - основная масса оборудования (и сетей) BWA работает именно в этом диапазоне. Вторая - понять, какие шансы имеет модная (и ставшая перспективной в связи с ее включением МСЭ в набор IMT-2000) технология WiMAX во всех ее проявлениях - фиксированном и мобильном (невзирая на фактическое отсутствие сертифицированного оборудование для 802.16е).

Чтобы построить максимально близкую к реальности BWA-карту, мы гарантировали операторам, что по их желанию предоставленные ими данные будут использованы лишь в статистических оценках на условиях полной анонимности (т.е. оператор не упоминается в публикации в целом). Таких респондентов оказалось немногим более 30%, включая нескольких известных крупных игроков этого рынка. А если еще учесть, что основная масса операторов BWA суть мелкие (в пределах небольшого города), использующие не более одной-двух базовых станций (БС) для обслуживания менее 50 клиентов, то это дает основания считать наш опрос достаточно представительным. Другой аргумент в пользу репрезентативности: оценки экспертов по объемам проданного в РФ оборудования указанного типа. Их информация расходится с нашими данными по общему количеству абонентских терминалов (АТ) и баз* (5342) не более чем на статистическую погрешность в 3-5%.

Прежде всего респонденты были разделены на пять групп по количеству АТ. Ранжирование по числу баз проводилось по четырем группам: 1-10, 11-30, 31-100, более 100.

Для построения BWA-карты определялось присутствие каждого из производителей в субъекте Федерации и оценивалось проникновение BWA в ФО по количеству абонентов (отношение суммарного количества АТ в каждом субъекте Федерации к численности населения данного субъекта); аналогично определялось проникновение по числу баз.


Что получилось

При подсчете проникновения BWA были оценены также доли рынка производителей оборудования, упомянутых респондентами. Оказалось, что старейшему игроку российского рынка InfiNet Wireless, выпускающему лишь фирменное оборудование в диапазоне 5 ГГц, принадлежит лидерство как по числу баз (37,7% рынка), так и АТ (38,8%). В шаге от него - другой агрессивный игрок отечественного рынка, активно продвигающий технологию WiMAX, - Alvarion с 34,8% (базы) и 29,1% (АТ). Вместе они охватывают более 60% рынка, оставляя другим игрокам доли в единицы процентов (правда, если суммировать данные по оборудованию Motorola Canopy и приобретенному Motorola NextNet, то ее доля вырастет до 11,4% по числу баз и 12,8% по АТ).

Расчеты долей оборудования, используемого в шести поддиапазонах диапазона 2,4-6,4 ГГц (2,4-2,5; 2,5-2,7; 3,5; 5,1-5,2; 5,7-5,8; 5,9-6,4 ГГц), позволяют представить объем потенциального рынка WiMAX в РФ с учетом того, что в сертификационные профили входят лишь два поддиапазона: 2,5-2,7 ГГц и 3,5 ГГц. WiMAX-шансы наиболее велики у мелких и средних операторов, что, безусловно, указывает на немалую вероятность поглощений при построении стандартной WiMAX-сети более крупными игроками. В целом же наиболее популярным в РФ остается диапазон 5 ГГц, однако немало операторов планируют развивать свои сети и в более высокой части спектра - 5,9-6,4 ГГц.

Результаты расчетов проникновения BWA выявили вполне предсказуемую картину, близкую к характеристикам экономического развития регионов. Наиболее передовой - ЦФО с проникновением около 2,3%: здесь и доходы населения выше, и малый и средний бизнес (основной потребитель BWA-сервисов) более развит, да и цены на кабельную связь высоки. Однако больше половины этого показателя обеспечивают Москва и Московская область, там же сосредоточено примерно 50% всего установленного в РФ оборудования BWA и «проживают» практически все крупные операторы. Если же вычленить этот «передовой отряд» из ЦФО, то его ландшафт практически ничем не будет отличаться от картины в СФО. Поэтому было решено построить карту Московской области, указав на ней присутствие операторов в основных городах, а также их доли рынка по базам и АТ.

Cледующий в рейтинге с проникновением почти 1% - СЗФО. Лидер округа - Санкт-Петербург - обеспечивает почти 50% «окружной» базы, а положение в Ленобласти в 2 раза (по числу АТ) хуже, чем в Подмосковье.

Немного отстает от Северо-Запада УФО с 0,7%-ным показателем. Здесь «коммерческий» фактор (развитость малых и средних предприятий) слабее, чем в первых двух ФО, но неразвитость инфраструктуры и удаленность промышленных объектов от магистралей повышает проникновение BWA. Самая «широкополосная» в УФО Свердловская область - почти 50% общего количества абонентов УФО.

А вот на показатели СФО и ДФО неразвитость инфраструктуры, труднодоступность и невысокий уровень экономического развития влияют сильнее. Но из-за низкой плотности населения проникновение BWA на некоторых территориях (Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский и Приморский края) вполне сравнимо с отдельными развивающимися районами СЗФО и даже ЦФО.

Наиболее «депрессивными» оказались Юг и Приволжье. Причины две: высокая плотность населения и уровень экономики. «Лидеры наоборот» в ЮФО - Астраханская и Ростовская области и Ставропольский край (около 100 абонентов), а в ПФО аналогичные показатели в Кировской области и Республике Марий Эл.

Что касается сервисов, то практически все операторы оказались «близнецами»: Интернет, ПД, VPN и телефонию предоставляют 95% из них, не планируя никакого модного ТВ-видео. Но и здесь есть исключения: около 2% уже обеспечивают передачу TВ, а 1% собирается внедрить этот сервис.

Развивать свои сети «вширь» на выделенном ресурсе, а также с высокой вероятностью получить новые номиналы планируют около 50% операторов (главным образом в УФО, СФО и ДФО). Остальные лелеют слабую надежду на выделение новых номиналов хотя бы в имеющемся диапазоне частот. Намерения модернизировать свою сеть до WiMAX становятся все более осторожными с уменьшением масштаба оператора, и лишь не более 6% однозначно видят свое будущее только с WiMAX.


* Базы = количество БС х количество секторов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: