Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2012
Александра КРЫЛОВА  19 июня 2012

Мобилизация корпораций: рынок тронулся

Ожидание «большого взрыва» в сегменте мобильных решений для бизнеса, о котором «ИКС» писал в конце 2011 г., похоже, начинает оправдываться. Это отмечают практически все участники рынка: поставщики абонентских устройств, разработчики бизнес-приложений, системные интеграторы и аналитики.

Глобальные ключевые факторы, способствующие ускорению проникновения мобильных технологий и устройств в бизнес, – растущее распространение услуг ШПД, социальных сетей, облачных вычислений. Такую точку зрения высказал Саймон Бейкер, руководитель программы исследований IDC по рынку мобильных телефонов в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки, на конференции «От мобильного пользователя к мобильному бизнесу». Согласно его данным, в 2011 г. в мире было продано 772 млн мобильных устройств (494 млн смартфонов, 69 млн планшетов и 209 млн ноутбуков), что на 247 млн штук больше, чем в 2010-м (соответственно 305 млн, 19 млн и 201 млн). Объем смартфонов, планшетов и ноутбуков, реализованных за этот период в России, аналитик оценил в 18 млн штук; по сравнению с 2010 г. этот показатель вырос почти на 50% (с 12,8 млн штук).

При этом в странах, где действует практика субсидирования мобильными операторами абонентских устройств для абонентов, приобретающих долгосрочные контракты, по объему продаж смартфоны еще в 2010 г. обогнали ноутбуки. А в России такое положение сложилось только в 2011-м, когда было продано 8,7 млн смартфонов и 8,4 млн ноутбуков.

Д. Лисогор: «SAP является вторым по величине в мире корпоративным заказчиком мобильных устройств Apple»В 2015 г., прогнозирует IDC, б'ольшую долю в объеме продаваемых мобильных устройств смартфоны сохранят и в России (ожидается, что будет продано 19,7 млн смартфонов и 18 млн планшетов и ноутбуков), и в мире (1046 млн смартфонов и 508 млн планшетов и ноутбуков). Но смартфоны вряд ли станут единственным мобильным устройством, которое удовлетворяет все потребности пользователя. Как показывает исследование, проведенное в этом году IDC в США, Западной Европе и Китае, уже сегодня большинство опрошенных пользуются как минимум четырьмя устройствами: медиаплеером, смартфоном, ноутбуком, планшетом. И, считает С. Бейкер, поскольку люди хотят получать доступ (в том числе и к рабочей информации) с тех устройств, которые им нравятся, корпоративному миру волей-неволей придется адаптироваться к их пожеланиям.

Надо сказать, что при изучении рынка мобильных устройств авторитетное аналитическое агентство не выделяет долю смартфонов, планшетов и ноутбуков, имеющих деловое применение, поэтому компаниям, работающим в сегменте корпоративной мобильности, приходится разрабатывать собственную методику ее оценки.

К примеру, в Центре корпоративной мобильности «АйТи» применяют три взаимодополняющих подхода. Первый предполагает сбор и сопоставление данных о занятости по индустриям, о распределении разных категорий сотрудников в сегментах крупного, а также среднего и малого бизнеса. Второй – использование данных о продажах мобильных устройств, причем в случае России, как считает директор Центра Сергей Орлик, необходимо учитывать еще и «серый» рынок. Третий подход требует более сложных расчетов, а подчас и экспертных оценок того, сколько лицензий на cистемы BI потребили аналитики, сколько пользователи систем электронного документооборота и т.д. «В принципе все три подхода приводят к достаточно соизмеримым показателям: они отличаются не на порядок и не в 5 раз, а в 2–3, иногда в 3–5, но это уже данные, которые можно уточнять», – поясняет С. Орлик.

Оценка количества деловых пользователей смартфонов, планшетов и ноутбуков важна для выработки и корректировки стратегии основных игроков в сегменте корпоративной мобильности, который сегодня пришел в движение. «Мобильность сегодня запрашивается практически в любом проекте», – констатирует Петр Лилеев, директор практики мобильных решений «Астерос Консалтинг». По его мнению, 2012–2013 гг. будут переломными, с них начнется экспоненциальный рост в сегменте корпоративной мобильности.

Сегодня чаще всего клиенты запрашивают мобильные решения для доступа к системам бизнес-аналитики (BI), необходимого в первую очередь топ-менеджерам компаний, которые чаще всего и ставят задачу по его обеспечению перед ИТ-директорами. Большое количество обращений, по словам П. Лилеева, вдохновило разработчиков «Астерос» на создание BI-комбайна, работающего на разных типах абонентских устройств, как стационарных, так и мобильных.

Вторым по востребованности классом решений он назвал ERP-системы, которые заказчики хотят развивать именно в направлении «мобилизации», например, предоставив мобильные рабочие места в таких системах полевым сотрудникам, до уровня которых эти программные продукты раньше «не опускались».

Компаниям же, делающим первые шаги к «мобилизации», интересны коробочные решения для проведения внутренних презентаций, опросов сотрудников с использованием мобильных устройств, а также для организации их (устройств) доступа к библиотеке документов.

Меньше чем за год Центр корпоративной мобильности «АйТи» завершил несколько проектов по внедрению систем управления мобильными устройствами в корпоративной сети – Mobile Device Management, еще целый ряд проектов находится в стадии опытной эксплуатации. По словам С. Орлика, потребность в организации мобильного файлового доступа, в системах MDM, а также в централизованной поставке устройств осознали сегодня во всех индустриях. Заказчикам из госструктур и крупных компаний с госучастием требуются также системы BI, интерактивная отчетность, мобильные версии специфических ИС. Но еще более востребованы сегодня, отмечает С. Орлик, комплексные проекты, предполагающие разработку концепции мобильности с точки зрения бизнеса, категоризацию сотрудников, выделение бизнес-процессов, требующих мобильной составляющей, и ее отражение в ИТ-стратегии, которая включает функциональную архитектуру, технологические стандарты, технологическую архитектуру и техническую поддержку. Сегодня 40–60% всех проектов Центра корпоративной мобильности «АйТи» комплексные.

Интерес к решениям для управления мобильными устройствами, в том числе и специализированными, отметил и Дмитрий Лисогор (SAP в СНГ). Это могут быть и терминалы, с помощью которых проводники в поездах проверяют билеты, и устройства, установленные в машинах ДПС для проверки данных о водителях и автомобилях, и многое другое. По его словам, по мере появления новых программных платформ заказчики, чьи полевые сотрудники давно используют мобильные устройства, задумываются об обновлении их парка и, соответственно, самих мобильных приложений. Есть запросы на специфические сложные мобильные решения, требующие заказной разработки.

Выступавший с позиций производителей оборудования Сергей Янычев (Fujitsu Technologies Solutions) выделил и еще одну тенденцию, характеризующую спрос в сегменте корпоративной мобильности: рост запросов на внедрение технологии виртуализации в мобильные клиентские устройства. «У заказчиков есть понимание ее преимуществ, теперь важно найти ей бизнес-применение», – сказал он, добавив, что виртуализация мобильных клиентских устройств может стать отдельным направлением бизнеса.

Спрос на решения для «мобилизации» бизнеса позволяет ведущим игрокам в этом сегменте строить смелые планы на будущее. Например, «Астерос» рассчитывает выводить по 4–5 коробочных решений в год, начиная с 2012 г., и реализовать до 30 проектов в 2013-м. Центр корпоративной мобильности планирует увеличить штат сотрудников в 2,5 раза, чтобы закрыть потребность в персонале для реализации уже намеченных проектов, а SAP – каждый год до 2015-го включительно удваивать свои результаты в области мобильных решений.

Словом, движение – это жизнь, в том числе и для бизнеса. Потому он и становится мобильным.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!