Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2012
Лилия ПАВЛОВА  19 июня 2012

ГЛОНАСС вразнобой

Оперативного вмешательства государства требует ряд проблем «наземного ГЛОНАССа» – разрозненность многочисленных проектов его внедрения, отсутствие единого координатного обеспечения услуг высокоточной навигации и др. От их решения во многом зависит коммерческая эффективность всей системы.

Мультисистемность нарастает

В отличие от наземных систем спутниковой навигации, которые никак не придут к «общему знаменателю», в космических группировках мультисистемность становится осознанной необходимостью. Как отметил Григорий Ступак, заместитель генерального директора – генерального конструктора компании «Российские космические системы», взаимодополняемость систем GPS и ГЛОНАСС позволяет повысить доступность навигационных услуг практически до 100%. И это – в масштабе всей планеты. Так, индийская компания Atic Data Systems, деятельность которой была сфокусирована на предоставлении телематических услуг на базе GPS, увидела огромный коммерческий потенциал в совместимости двух систем. «GPS работает уже 30 лет по всему миру, но только теперь мы видим, что благодаря синергии этих двух систем можно добиться действительно высокого качества услуг», – признает директор компании Палакэл Ранджан Сазиш.

По словам Раймонда Клора, старшего советника по вопросам ГНСС государственного департамента США, политика государства в этой сфере нацелена на совершенствование совместимости GPS с системами неамериканского происхождения, особенно с ГЛОНАСС. Что касается других навигационных спутниковых систем, то, как сообщил Чен Хиангдонг, главный инженер Китайской национальной администрации по ГНСС, в прошлом году были успешно проведены испытания на совместимость китайской региональной системы BeiDou и GPS. Стратегия развития системы предусматривает развертывание к 2020 г. группировки из 35 спутников (сейчас их 11) с глобальным покрытием.

Темпы внедрения в России спутниковых навигационных технологий иллюстрируют данные федерального сетевого оператора о продажах ГЛОНАСС/GPS-приемников для автотранспорта: если в 2009 г. их насчитывалось 30 тыс. штук, то в 2011 г. – 270 тыс. Но обратная сторона бойкой навигационной деятельности состоит в том, что множество проектов федерального, ведомственного, регионального, отраслевого уровня реализуются разрозненно, опираясь на «самостийные» нормативные документы. В итоге происходит дублирование системных ресурсов и навигационного оборудования (на одном автомобиле может оказаться несколько устройств), нет единых протоколов межсистемного и межрегионального взаимодействия, нет совместимости с системами «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Система-112». Как отметил на VI международном форуме по спутниковой навигации Александр Гурко, гендиректор ОАО «НИС», все это замедляет внедрение систем, ведет к высоким затратам при их создании и эксплуатации. Чтобы переломить ситуацию, «НИС ГЛОНАСС» призывает идти по пути интеграции операторских инфраструктур на базе создаваемой государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». А правительство приняло решение форсировать события, объединив системы спутниковой навигации в транспортных коридорах.

Общий знаменатель – в транспортных коридорах?

Как сообщил Владислав Сурков, вице-премьер РФ, для ускоренного развития ГЛОНАСС система будет в первоочередном порядке развернута в транспортных коридорах «восток-запад» и «север-юг», в которые входят 32 региона. В течение полутора-двух лет на этих территориях системами спутниковой навигации должен быть оснащен весь общественный транспорт, автомобили скорой помощи, а также транспорт МВД и МЧС. Бюджет проекта по 32 регионам оценивается, по словам В. Суркова, в 6–10 млрд руб., из которых около трети может предоставить федеральный бюджет, треть – региональные бюджеты и треть – бизнес. Администрировать проект со стороны правительства будут Минтранс и Минрегион.

Разумеется, региональная экспансия ГЛОНАСС распространяется не только на счастливчиков, попавших в транспортные коридоры. Как сообщил А. Гурко, региональные целевые программы внедрения технологий глобальной навигационной спутниковой системы уже приняты в 15 регионах, еще в 32 такие программы в стадии разработки. Типовая программа предложена в 2011 г. Роскосмосом, Минрегионом и ОАО «НИС», ее основные компоненты – системы экстренного реагирования при авариях («ЭРА-ГЛОНАСС»), высокоточного позиционирования, обеспечения безопасности на пассажирском транспорте, мониторинга опасных грузов, взимания платы с большегрузного транспорта. По данным Минрегиона, финансирование региональных целевых программ на 10% обеспечивается федеральным бюджетом, на 65% – региональными бюджетами, на 25% – внебюджетными средствами. Для поддержки реализации этих программ федеральный сетевой оператор создал и расширяет региональную партнерскую сеть. К апрелю она состояла из 50 компаний; в рамках форума были подписаны соглашения о сотрудничестве с 12 региональными партнерами. Ожидается, что в 2013 г. партнерская сеть ОАО «НИС» закроет все 83 региона. При этом, как заявил А. Гурко, оператор намерен инвестировать 1,2 млрд руб. для софинансирования региональных программ в части создания навигационно-информационных систем (в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» создается восемь навигационно-информационных центров – в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске, а также 72 региональных коммутационных узла).

Что же касается правительственного решения, то его логика понятна: транспортные коридоры – безусловный геополитический козырь России в международных сообщениях, и оснащение транспорта системами спутниковой навигации повысит его надежность и, соответственно, привлекательность. Однако, как отметил Андрей Куприянов, исполнительный директор ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», очевидно, что навигационная аппаратура в транспортных коридорах должна использовать системы всех четырех спутниковых группировок ГНСС – и действующих ГЛОНАСС и GPS, и создаваемых Galileo и BeiDou (COMPASS). Для этого потребуются микрочипы нового поколения, необходимо будет решить вопросы стандартизации и сертификации оборудования; определить принципы обеспечения высокоточной навигации, связанной с высокоскоростным трансконтинентальным движением; обеспечить контроль как пространственного положения составов, так и взаимного положения рельсов, что требует уже не метровой, а миллиметровой точности. Все это еще предстоит сделать.

Требуется единая система координат

Сейчас в России построено множество спутниковых референсных сетей в локальных координатных системах, которые теперь нужно увязать в единую систему. Как отмечают эксперты ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», для систематизации навигационно-координатного обеспечения необходим комплекс государственных мер, начиная с внесения изменений в закон «О геодезии, картографии, инфраструктуре пространственных данных», в котором будет дано единое представление о государственной системе координат, о федеральной дифференциальной сети и сервисах предоставления дифференциальной информации, об инфраструктуре пространственных данных и государственных навигационных картах.

Необходимо также принять нормативные акты о порядке установления государственной геоцентрической системы координат и порядке модернизации местных систем координат; разработать новые технические регламенты «О безопасности навигационной аппаратуры потребителей», «О требованиях к цифровым навигационным картам, процессам их создания, хранения, распространения и использования»; разработать ведомственные нормы, определяющие не только порядок оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, но и порядок использования сигналов ГЛОНАСС при осуществлении навигационной деятельности на транспорте.

Кроме того, потребуется ввести понятия «навигационно-информационные системы», «интегрированные навигационные системы», «государственно-частное партнерство» в закон «О навигационной деятельности»; принять новые национальные стандарты применения технологий ГНСС в сфере транспорта и обеспечения потребителей навигационными картами, а также национальные стандарты в области создания и использования широкозонных, региональных и локальных референсных сетей.

Наконец, для координации использования разрозненных существующих и развивающихся спутниковых референсных сетей ассоциация рекомендует создать специальную структуру – национального управляющего оператора.

Аудиогид CitySurf будет доступен в тестовом режиме с июня 2012 г. Надежда на массы

По экспертным оценкам, уже в нынешнем году ожидается подъем массового рынка навигационно-информационных услуг для частных автомобилистов, которых сейчас в России 40 млн. На этом поле хотят найти свое место десятки компаний, начиная с федерального сетевого оператора, который опирается не только на проект «ЭРА-ГЛОНАСС». Так, на выставке НАВИТЕХ совместно с партнером Shturmann он представил проект аудиогида, рассчитанный на гостей столицы, а в будущем – на приезжих любого мегаполиса.

Характерно, что в этом году форум явно переориентировался с профессионального применения спутниковых навигационных технологий на массового потребителя, что проиллюстрировали стенды участников выставки с десятками пользовательских устройств гражданского применения – от простых навигаторов до мультимедийных комплексов с GPS/ГЛОНАСС-приемником,  AV-входом, Bluetooth-модулем, поддержкой «пробочных» сервисов, возможностью выхода в Интернет, гигабайтами встроенной памяти, предустановленными программами и проч. и проч. Следующий этап уже обозначен: от сети в автомобиле – к сети автомобилей. Пожалуй, мы вплотную приблизились к выводу: массовый рынок и есть тот общий знаменатель, на который во многом ориентирована идея коммерциализации ГЛОНАСС.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!