Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2012
Евгения ВОЛЫНКИНА  19 июня 2012

ВТО подкралась незаметно

Россия стучалась в двери ВТО в течение 19 лет. Это мировой рекорд по длительности осады этой организации. Казалось бы, времени на подготовку было достаточно...

Стартуем в ВТОКакая-то подготовка, конечно же, была проведена, но, похоже, процесс запрягания был настолько долог, что его участники в конце концов потеряли веру в то, что поездка вообще когда-либо состоится, и решили не слишком беспокоиться по поводу погрузки и увязывания багажа. Во всяком случае, бурные дискуссии на очередном Форуме Международной академии связи (МАС), прошедшем в рамках выставки «Связь-Экспокомм», показали, что отрасль ИКТ и особенно ее телекоммуникационное крыло немало обеспокоены открывающимися перспективами скорой ратификации соглашения о присоединении России к ВТО, в частности выходом иностранных компаний на российский рынок и последствиями реализации принципа недискриминационного доступа к телекоммуникационной инфраструктуре.

Как отметила Елена Онишко (МГИМО), Россия входит в ВТО в общем-то на весьма выгодных условиях, т.е. в целом ряде отраслей национальные интересы защищены достаточно хорошо. Но телекоммуникационной отрасли в этом отношении не повезло. Наше законодательство в области связи слабо гармонизировано с требованиями ВТО, и поэтому в самом ближайшем будущем большинство стран – участниц ВТО будут иметь все основания для того, чтобы предъявлять соответствующие иски как к российским регуляторам, так и к представителям российского бизнеса.

Протекционизм и ВТО

Критики вступления России в ВТО часто упирают на то, что предстоящее присоединение к этой организации грозит нашему рынку наплывом иностранных игроков и вытеснением с него российских компаний. Однако для любой страны основной смысл присоединения к ВТО – в снижении барьеров на пути собственного экспорта в другие страны. Правда, структура нашего экспорта такова, что в нынешней ситуации вступление в ВТО не окажет на него почти никакого положительного влияния. 70% российского экспорта – это топливно-минеральные ресурсы, торговля которыми и так происходит по биржевым ценам, никак не зависящим от членства в ВТО, и лишь 20% экспорта составляют промышленные товары, среди которых доля телекоммуникационного оборудования исчезающе мала. На нашем внутреннем рынке российское оборудование тоже представлено очень слабо (его доля в закупках телеком-операторами не превышает сейчас и 10%), поэтому ожидать роста его экспорта не приходится. Остается только уповать на законодательную защиту отечественного производителя, которая, правда, должна соответствовать правилам ВТО (т.е. не может быть «железобетонной»), но и такой пока нет. Что же касается протекционизма, о вреде которого не устают твердить сторонники «чистого рынка», то его активно применяют все сколько-нибудь крупные самодостаточные страны, в том числе США, Китай, Франция, Германия и т.д., которым это нисколько не мешает быть членами ВТО. «Мера необходимости протекционизма определяется состоянием национальной экономики и теми целями и задачами, которые общество ставит перед собой. Протекционизм давно является неотъемлемым элементом государственной политики в области национального экономического производства»,– напомнила председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аполлонова.

Лифт в будущееНаши производители давно говорят о том, что для реализации любых проектов, выполняемых на средства госбюджета, и тем более проектов, имеющих статус национальных, должно разрабатываться и закупаться только отечественное оборудование. Это же относится к закупкам оборудования естественными монополиями. Зарубежных примеров подобной политики поддержки своего производителя более чем достаточно. Там понимают, что деньги налогоплательщиков должны работать на свою экономику и на увеличение занятости своих сограждан. Именно таким способом, а также соответствующей налоговой политикой, создаются те самые «25 млн высокотехнологичных рабочих мест». И это нисколько не противоречит правилам ВТО. Понятно, что отечественные продукты и услуги по своим характеристикам должны быть конкурентоспособными на мировом рынке, тогда преференции в виде заказов и налогов пойдут впрок, а не выльются в очередное изделие АВТОВАЗа. Но пока мы наблюдаем, что даже те операторы, которые используют в своих сетях отечественное оборудование и в принципе довольны его работой, стыдятся в этом признаться. Ну еще бы! Поставить дорогущую железку от Cisco – это круто и солидно, а в российском железе никакой крутизны нет. Высокая цена? Ерунда, всё равно клиенты за всё заплатят.

Защищаясь, нападать

Но даже если предположить, что с защитой отечественного производителя на домашнем рынке у нас все обстоит замечательно, не надо забывать о главной цели вступления в ВТО (настоящей, а не политической) – об облегчении продвижения экспорта собственной высокотехнологичной продукции. Минэкономразвития заявляет о существовании программы поддержки экспортно-ориентированного малого и среднего бизнеса, предусматривающей компенсацию компаниям части затрат на участие в выставках, на сертификацию их продукции за рубежом и т.д., однако жалуется на то, что выделяемые по этой программе средства осваиваются только на 60%. Получается, что либо российский бизнес не знает о программе, либо ее условия отпугивают потенциальных участников. Результат один – рост высокотехнологичного экспорта оставляет желать.

Вообще, всей нашей ИКТ-отрасли надо бы помнить, что лучшая защита – это нападение. Именно по этому принципу строит свою политику целый ряд стран, которые, не дожидаясь официального вступления нашей страны в ВТО, уже готовят списки претензий к России, чтобы выйти на российский рынок или расширить на нем свое присутствие. То есть они занимаются анализом нашей нормативной правовой базы, налоговой и таможенной систем, поиском «дыр» и несоответствий обязательствам России по отношению к ВТО. Занимается ли аналогичными исследованиями ситуаций в других странах наша телекоммуникационная отрасль? Есть ли понимание того, какие рынки могут оказаться перспективными для нашего оборудования и программного обеспечения? Ведь нужно же знать, какие есть обязательства в связи с членством в ВТО у других стран и как их можно использовать в интересах российских производителей. Тогда можно будет говорить о паритетном процессе. А пока ситуация выглядит односторонней: другие страны не стесняются даже на самом высоком уровне предъявлять претензии к практике ведения бизнеса и к инвестиционному климату в России, а вот наши компании, по заявлению Минэкономразвития, очень редко обращаются к государству с жалобами на дискриминацию на том или ином зарубежном рынке. В принципе причины такой пассивности понятны: наш высокотехнологичный бизнес уже давно не ждет никаких милостей от государства, но иного способа задавать другим странам неудобные вопросы об их деятельности в рамках ВТО нет.

Российским производителям, поставщикам услуг, разработчикам и операторам, заинтересованным в получении каких-либо выгод от членства страны в ВТО, пришло время активизировать свою жизненную позицию. Поле для этого есть. На базе МАС сформирована инициативная рабочая группа, которая планирует заняться вопросами гармонизации российского законодательства в области связи. Эта работа требует активного участия всего профессионального сообщества и привлечения экспертов, которые знакомы с опытом других стран, решавших сходные проблемы при вступлении в ВТО. Времени дожидаться, пока это сделает государство в лице соответствующих министерств и ведомств, нет (да и то, как оно это сделает, можно было наблюдать в течение двух лет на примере выработки критериев статуса отечественного производителя). Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: