Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06 2012
Наталия КИЙ  19 июня 2012

Зона партнерства

Поспешно именуемое четвертым новое поколение мобильных технологий – LTE, благодаря бизнес-ресурсу победившее WiMAX, является мощным катализатором не то что партнерства – гордиева узла на телекоммуникационном поле. Который будет уже ни развязать, ни разрубить.

 
 
 
Тысяча станций и одна ночь

– Браво, коллеги! Горжусь тем, что в России есть такие специалисты, которые в жестком режиме смогли переключиться, – это на конференции LTE Russia & CIS 2012 Олег Свирский, технический директор МТС-Россия, поздравлял технического директора Yota Константина Юрганова с запуском в Москве LTE-сети (2,5–2,6 ГГц) взамен WiMAX.

Глава 3GPP Mobile Competence Centre Эдриан Скрейз не верил глазам и ушам: «Хочу себя ущипнуть: мечта, когда операторы друг друга поздравляют!».

«Скартел» есть с чем поздравлять. Ход без прецедентов. Пока менялось правительство и многие затаились в ожидании нового поворота своей судьбы, люди совершили переворот на сети. Те, кто работает в операторских компаниях, представляют себе, что значит – не запустить новую сеть, не мигрировать в течение месяцев, а одномоментно, за ночь переключить 1200 базовых станций с технологии на технологию, в пять раз умощнить контакт-центр и организовать замену пользовательских устройств сотням тысяч абонентов. За Москвой последовали Сочи, спустя двенадцать дней – Самара. Теперь в России пять городов, где сети LTE – в коммерческой эксплуатации. В этом году обещают не меньше десяти. «Мы сразу же, одним скачком ворвались в число передовых стран!» – справедливо подчеркивает К. Юрганов.

Абоненты, конечно, ругаются, в контакт-центр не дозвониться, новые модемы не всегда прописываются в сети, на конференции к Юрганову потянулись люди с ноутбуками для получения уникального клиентского опыта, на интернет-форумах ведутся разговоры вроде «Йота, ты меня уважаешь? Почему бросила клиента в трудный момент?». Если все наладится (а оно наладится), появится новый уровень лояльности продвинутых пользователей, в муках вместе с компанией родивших новую сеть.

По следам «Скартела» по российским городам в качестве виртуального оператора ступает «МегаФон», корректно формулируя информацию о начале работы LTE как открытие возможности доступа к услугам мобильной связи 4-го поколения. На выставке «первый из большой тройки» предлагал опробовать скорости нового поколения реально – на ноутбуках и фигурально – на гоночных машинах. На подходе МТС, тестовая сеть LTE которой работает в Москве (2,5–2,7 ГГц). Тем, кто идет за «Скартелом», будет проще. И профи отдают этому обстоятельству должное: развитые сети 2 и 3G «подхватят» сигнал, и доступ к мобильному Интернету сохранится при выходе абонента из зоны LTE. Это позволит сделать клиентский опыт лучше.

LTE, которое должно стать хитом-2012, – зона партнерства. На публике, как показывают первые включения, операторы не стремятся в этом признаваться, на деле партнерство – насущная необходимость.

Почему? Представителям операторского рынка это очевидно – экономическая и техническая целесообразность. «Необходимость перехода к 4G обусловлена не столько новыми доходами, сколько растущими объемами трафика передачи данных. Сети 3G в глобальном масштабе с ним не справляются. Инфраструктуру надо создавать такую же – а рынок меньше», – говорит Гульнара Хасьянова, исполнительный директор Союза LTE.

Network sharing широко шагает

Все за разделение затрат на инфраструктуру. Как известно, начинали с башен. Первой на российском рынке компанией по предоставлению в аренду антенно-мачтовых сооружений стали «Русские башни». сегодня, например, на сети МТС 25–30% антенно-мачтовых сооружений находятся в совместном пользовании. «Обмен насыщен, – резюмирует О. Свирский, – но истекает срок службы многих башен, предстоит их замена по железу». 25–30% – это и доля совместного использования транспортной сети. «Транспортная тема – сейчас растущая, территория России огромная, по-другому, как в совместное использование, строить транспорт невозможно», – поясняет Свирский. Совместное строительство операторами LTE-сети в 2500 сайтов может давать до 30% экономии капиталовложений в течение пяти лет, а также уменьшить эксплуатационные расходы на 15% за каждый год, – приводит Г. Хасьянова данные Analysys Mason.

Network sharing широко шагает по стране, теперь и в виде частно-государственного партнерства. Один из недавних громких примеров – оснащение мобильной связью трассы «Чита–Хабаровск», где государство взяло на себя около половины расходов, на энергетику, подъездные пути. Громкий пример будущего инфраструктурного партнерства – объявленный на открытии «Связь-Экспокомма» беспрецедентный совместный проект строительства подводной ВОЛС «Сахалин–Магадан–Камчатка». «ВымпелКом», «МегаФон», МТС и «Ростелеком» на паритетных началах разделят двухлетние работы по созданию подводной линии между г. Оха на Сахалине и Петропавловском-Камчатским и затраты в 2 млрд руб. Максимальная пропускная способность системы составит 8 Тбит/c (80 × 100 G), общая протяженность линий связи – около 2 тыс. км. «Наконец свершилось то, о чем долго говорили большевики. «Ростелеком» давно примеривался к прокладке такой ВОЛС, в течение пяти-семи лет. В одиночку это сделать невозможно. Это не только бизнес, но и социальный проект, прорывной для региона», – прокомментировал президент «Ростелекома» Александр Провоторов. Кроме всех других нагрузок, ПВОЛС – это еще и совместный операторский шаг для компенсации экспоненциального роста потребления фиксированного и мобильного трафика на Дальнем Востоке.

Вариации на тему network sharing – бизнес-модель виртуальных операторов, по которой и развивается сейчас рынок LTE. Сюда ринулись все бывшие противники MVNO, много лет державшие оборону: мобильный оператор использует сеть другого мобильного оператора, на мобильную сеть «садится» и оператор фиксированного ШПД. Как только рынок мобильной высокоскоростной передачи данных наберет силу, появится новый отряд сервис-провайдеров, которые «оседлают» мобильные приложения.

LTE уровня абонента

Выбор абонентского оборудования 4G широтой пока не отличается. Отчасти причина – в неясности, какие полосы частот будут выделены победившим в конкурсах сотовым операторам в регионах. Владимир Алферьев, заместитель директора по продукции компании ZyXEL, не исключает возникновения ситуации, когда каждый из операторов получит не одну полосу спектра на все регионы страны, а несколько, и им понадобятся абонентские устройства для каждого диапазона.

Чтобы не терять время в ожидании, специалисты ZyXEL продолжают совместную работу с компанией Yota по интеграции ее модемов в интернет-центры Keenetic, которую начали еще для модемов стандарта WiMAX. В этом оборудовании, изначально предназначенном для работы в проводных сетях, имеется слот для подключения модемов 3G и 4G, что позволяет использовать беспроводной канал как резервный.

Кроме того, на «Связь-Экспокомме» ZyXEL представила два образца сертифицированных в лаборатории Yota LTE-устройств. Первое – внутриофисный интернет-центр LTE5121, который работает в сетях 3G и 4G, имеет полный набор интерфейсов и коннектор для подключения внешней LTE-антенны. Второе устройство – LTE6100 в уличном исполнении – работает только в стандарте LTE.

А. К.

Голосовые разногласия

В ближайшие пять лет ожидается 26-кратный рост мобильного трафика данных. «В какой-то момент доля голоса в трафике окажется пренебрежимо мала. В 2015–2016 гг. голос может стать бесплатным приложением к данным. Нам надо переориентироваться на другие принципы оплаты: у клиента карман не резиновый», – убежден О. Свирский. «Пока большая часть выручки приходит от голоса, – не согласен Р. Криевс, технический директор Tele2 Россия. – Российский абонент не поддерживает зарубежную тенденцию спада SMS-трафика – там люди уже поздравляют друг друга в Facebook. Кроме того, наши привыкли к высокому качеству голоса, а в установочный период LTE это вряд ли будет возможно».

Скепсиса в отношении голоса в сети LTE добавляет и Г. Хасьянова: «Сегодня 45 тыс. базовых станций 2-го поколения не охватывают 100% населенных пунктов России. 3G покрывает только 10–15% населенных пунктов. От райцентра отъехать – связи не будет! Пока в диапазоне 800 МГц не поставят 20 тыс. БС, покрытие 4G не будет сопоставимо с 3G, какой бы девайс ни был у пользователя! В ближайшие 20 лет на даче будут разговаривать через 2G».

Этих профессиональных людей рассудят ближайшие годы. А Yota присматривается к Voice over LTE.

А кто еще?

Несмотря на декларируемую экономическую сомнительность рынка мобильной передачи данных, его манкость для операторов – реальных, виртуальных и потенциальных – неоспорима. Сюда идут все с готовностью партнерствовать со всеми, чтобы вписаться в очередное G. На просторах «Связь-Экспокомма» самой большой претензией на 4G выглядел отдельно стоящий внушительный стенд «федерального оператора» сети 4G – ГК «Антарес». Тестовая зона LTE во Вьетнаме, планы международной экспансии в Юго-Восточной Азии, пилотная зона в диапазоне 1900–1920 МГц в Москве на оборудовании Huawei, федеральная сеть в ближайшие два-три месяца до Урала, возможное объединение с компанией «Доминанта», предоставляющей услуги мобильного ТВ DVB-H, обещания больших новостей через две-три недели после закрытия выставки от вице-президента Михаила Грачева – пунктирная характеристика отчаянного «федерального оператора» с нетрадиционными частотами, готового бороться, как говорится у него на сайте, с цифровым неравенством в России, прежде всего в Приморье, на о. Русский и в Татарстане.

Что потребует от государства

большое партнерство LTE, помимо конкурса и гарантий инвесторам? Ничего нового – изменений в законодательстве, чтобы несколько операторов могли совместно использовать сети, спектр и сооружения связи. Это предстоит осуществить новой администрации. Министр связи Никифоров собирает запросы от россиян в Twitter'е. Может, твитнуть?

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!