Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06 2012
Евгения ВОЛЫНКИНА  19 июня 2012

Электронный регион: от Москвы до самых до окраин

Когда в 2011 г. «Ростелеком» был назначен главным по государственным облакам, никто не сомневался, что инфраструктура для гособлаков построена будет. А вот насчет реализации удобных и пользующихся спросом облачных сервисов такой уверенности не было.

Как оказалось, инфраструктурой дело не ограничилось. И отчасти именно благодаря прикладным облачным проектам в 2012 г. в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства Россия неожиданно скакнула с 59-го на 27-е место – получилось, что до 20-го места, запланированного программой «Информационное общество» на 2020 г., уже почти рукой подать.

Результатам первых пилотных проектов по созданию облачных сервисов для предоставления государственных муниципальных услуг была посвящена специальная секция «Практика и перспективы использования облачных решений в органах государственной власти», состоявшаяся в рамках деловой программы выставки «Связь-Экспокомм». Все эти пилотные проекты выполнялись партнерами «Ростелекома» в рамках общего проекта «Электронный регион», основная задача которого – обеспечение типовыми облачными сервисами муниципальных органов власти и предоставление им этих сервисов по модели SaaS.

Облака – муниципалитетам

Как отметил директор департамента регионального развития проекта «Информационное общество» «Ростелекома» Дмитрий Гуртов, основным адресатом этих сервисов являются не 500–600 крупных муниципальных образований с числом жителей более 500 тыс. человек (они либо и так уже имеют свои программы информатизации, достаточно продвинутые информационные системы и облачные сервисы, либо способны заплатить за их разработку), а те 25–26 тыс. небольших муниципалитетов, которые, как правило, не имеют для информатизации ни денег, ни тем более квалифицированных специалистов. Им нужны недорогие, простые и понятные решения, причем не те, что им спускают сверху, а те, которые им интересны и потребность в которых они ощущают сами. И нужны эти решения не в виде коробок и лицензий (это для них слишком дорого), а в виде сервиса.

Два года назад была озвучена сумма в 60 млрд руб., необходимая для реализации всех госуслуг во всех муниципалитетах страны, которая была рассчитана исходя из того, что все муниципалитеты будут сами проводить конкурсы, выбирать и оплачивать нужные им информационные системы. Вряд ли Минфин утвердил бы подобные расходы из бюджета, поэтому было предложено несколько ограничить самостоятельность муниципалитетов в выборе информационной системы и передать функции заказчика ИТ-решений на уровень субъекта федерации. В этом случае конкурсные процедуры и выбор сервисов осуществляет орган, отвечающий за информатизацию в данном субъекте федерации. Этот орган заказывает у «Ростелекома» и его партнеров комплексное SaaS-решение, например, для информатизации системы образования, кастомизирует его и разворачивает с единым для данного субъекта федерации функционалом. После чего все школы и детские сады, расположенные на подведомственной территории, получают бесплатный доступ к этому сервису по SaaS-модели. Контентным наполнением  сервиса они могут заниматься сами или обращаться за соответствующими услугами к партнерам сервис-провайдера. Понятно, что эта схема предусматривает добровольное согласие субъекта федерации и его муниципалитетов на такое распределение ролей. Но она также допускает, что какие-то муниципалитеты могут иметь свои источники финансирования для внедрения решений по предоставлению госуслуг и соответственно заниматься своей информатизацией самостоятельно.

В 2011 г. был проведен отбор лучших тиражируемых программных решений для электронного правительства и информационного общества, которые начали предлагать муниципалитетам и субъектам федерации для последующего внедрения. Отбирались решения, имеющие наилучшие функциональные возможности и практику успешных внедрений. Кроме того, они должны были поддерживать возможность интеграции с инфраструктурой электронного правительства (порталом госуслуг, системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), системой идентификации и авторизации (СИА) пользователей) и быть технически и организационно готовыми к работе по облачной модели. Экспертиза проводилась на площадке ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИ ПВТИ). В течение 14 месяцев на тестирование было представлено 95 информационных систем от 38 разработчиков. Как оказалось, наиболее популярны у разработчиков решения в таких сферах, как здравоохранение, электронное правительство региона (электронный муниципалитет), образование и наука, а меньше всех с автоматизацией повезло культуре и ЗАГСам (по три системы), соцзащите и ЖКХ (восемь и девять систем соответственно). Кстати, одним из тестируемых параметров представленных систем была необходимая для работы пропускная способность каналов связи, что остается актуальным для многих регионов, несмотря на успехи в развитии ШПД.

Испытания на людях

Ассортимент предлагаемых разработчиками решений оказался довольно узок, т. е. выбор у муниципалитетов невелик, а в некоторых сферах его просто нет. «О нормальном выборе можно будет говорить тогда, когда экспертизу пройдут не 95, а 950 систем», – отметил заместитель директора ВНИИ ПВТИ Юрий Михеев. Как бы там ни было, но из 95 решений было отобрано десять лучших, а пилотного внедрения удостоились пять из них. «Подопытными кроликами» проекта «Электронный регион» согласились стать пять муниципалитетов, разбросанных по разным регионам России; эксперименты в них проводились в конце 2011-го – начале 2012 г.

Управление здравоохранения и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа взялось внедрять решение АС «Адресная социальная помощь», разработанное компанией «СоцИнформТех» из Тулы. Оно поддерживает оказание всех 12 госуслуг, реализуемых в области социальной защиты населения в соответствии с распоряжением правительства РФ №1993-р от 17.12.2009 г. Как отметил представитель заказчика, председатель комитета по информатизации Ненецкого автономного округа Виктор Шамов, для региона, в котором проживает всего 42 тыс. человек, основная проблема при внедрении ИТ-систем – кадровая, именно поэтому здесь так актуальны облачные сервисы. Решение действительно оказалось простым, на его внедрение потребовалось меньше двух недель.

Еще один тестовый проект прошел в муниципалитете Владикавказа и в Министерстве государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия – Алания, где внедрялись две разные конфигурации системы информатизации имущественно-земельного комплекса «ТМ-Имущество», разработанной корпорацией «Галактика». Теперь местные жители могут получить в электронном виде такие госуслуги, как прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков; выдача копий архивных документов, подтверждающих право владения землей; приобретение земельных участков для создания фермерского хозяйства.

У компании «БАРС Груп» из Казани сразу два решения были выбраны для пилотного внедрения по облачной модели. Система «БАРС: Электронная похозяйственная книга» используется в Лынгинском сельском поселении Якшур-Бодьинского района Удмуртской республики, где с ее помощью автоматизирован учет личных подсобных хозяйств и идет выдача жителям единых жилищных документов, копий финансово-лицевых счетов, выписок из домовой книги, карточек учета собственников жилых помещений, справок о составе семьи и других документов с использованием ЭЦП. А в учебных заведениях города Невинномысска Ставропольского края внедрена система «БАРС.Web-Электронная Школа», позволяющая вести электронные дневники, журналы и расписания, автоматизировать планирование занятий.

Сфера культуры представлена облачным сервисом «Организация массовых и культурных мероприятий» (МасМер), разработанным Центром экономических проектов. Эта онлайновая система информирует жителей Мурманска и области о различных культурных, спортивных и других массовых мероприятиях и позволяет бронировать на них билеты (функцию онлайновой покупки билетов планируется реализовать позднее). По результатам испытаний она рекомендована «Ростелекомом» для использования во всех остальных регионах России.

Столичные изыски

На фоне этих, можно сказать, скромных муниципальных облачных внедрений последние проекты московского департамента информационных технологий выглядят чуть ли не инопланетными. В пилотных проектах «Ростелекома» Москва конечно же не нуждается, у столицы достаточно ресурсов для разработки собственных облачных решений. Как рассказал советник департамента ИТ Москвы В. Севастьянов, комплексная программа «Информационный город» предусматривает реализацию целого ряда сервисов, предназначенных для интерактивной коммуникации с гражданами по вопросам городского хозяйства. В качестве первых проектов такого рода он представил веб-порталы «Дороги Москвы» и «Дома Москвы». Первый запущен в декабре 2011 г. и позиционируется как портал общественного контроля за уборкой, состоянием дорог и других объектов городского хозяйства. Общественный контроль выражается в том, что любой житель может с сайта напрямую отправить заявление о замеченных недостатках в городские предприятия и административно-технические инспекции. Совсем новый проект «Дома Москвы», стартовавший в марте 2012 г. и представляющий собой портал управления многоквартирными домами, также предоставляет возможность автоматической отправки жалоб в управляющие компании. В тестовом режиме сейчас работает городской геоинформационный портал «Атлас Москвы», где кроме самой разной информации о территории города будет функция сбора жалоб и предложений жителей с привязкой к местности.

Возможно, столичные проекты скоро станут ориентиром для остальной страны. Но уже сейчас далеко не самая репрезентативная выборка – пять из 83 регионов России – показала, что облачные решения вполне жизнеспособны на муниципальном уровне, а местами только они и имеют экономический смысл. А ведь еще два года назад это называли бредом.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!