Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06 2012
Александра КРЫЛОВА  19 июня 2012

Статус статуса

История статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения началась с принятия распоряжения Правительства РФ от 31.05.2010 №858-р, на реализацию которого у Минпромторга, Минэкономразвития и Минкомсвязи РФ вместо двух месяцев ушло два года. Но даже сегодня, после официального присвоения желанного статуса продукции трех компаний («Супертел-ДАЛС», «РОН-Телеком» и «НПП «Цифровые технологии»), оно до сих пор до конца не выполнено.

Разговоры о поддержке государством отечественных поставщиков высокотехнологичных товаров и услуг в области ИТ- и телекома начались задолго до мая 2010 г. Еще в приложении к Стратегии развития информационного общества в РФ до 2015 г., утвержденной В. Путиным в 2008 г., показатель «доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего ИТ- и телеком-рынка – более 50%» был включен в число контрольных.

Однако, поскольку под «отечественными товарами и услугами» подразумевались и разработка ПО, и оказание услуг в области ИТ и связи, и производство микроэлектроники, и производство средств связи, точность показателя с самого начала была под вопросом. И если доля отечественных поставщиков услуг связи на рынке России уже сегодня намного больше 50%, то в производстве средств связи не все так благополучно. По оценкам экспертов, к 2015–2020 гг. доля произведенного в России телекоммуникационного оборудования при сохранении правил игры составит на нашем рынке 25–30%.

Впрочем, при наличии политической воли, так наглядно проявившейся при организации в стране e-правительства, планка в 50% от общего объема внутреннего рынка вполне преодолима и для производителей телеком-оборудования. Проявиться эта воля должна в изменении правил закупок и правил сертификации оборудования, в более четком определении правил его таможенной очистки, считает Владимир Докучаев, руководитель Ассоциации производителей оборудования связи.

Оборотная сторона выставки  

 
 
Политическая воля, впрочем, уже была проявлена в том самом распоряжении Правительства РФ от 31.05.2010 №858-р, с которого мы и начали. Помимо определения критериев присуждения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения, оно предписывало Минэкономразвития и Минпромторгу принять вполне конкретные меры для повышения конкурентоспособности выпускающих его компаний. В частности, документ поручал этим ведомствам разработать предложения о снижении ставки ввозной таможенной пошлины на необходимые для производства телеком-оборудования комплектующие и технологическое оборудование, не выпускаемые в России. А Минэкономразвития – еще и обеспечить преференции в размере 15% при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса или аукциона (за исключением открытого аукциона в электронной форме) компаниям, заявки которых содержат предложения о поставке телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Иными словами, признавать таких участников победителями, даже если запрашиваемая ими цена на 15% выше предложенной поставщиками, чье оборудование такого статуса не имеет. 

Однако если о порядке присвоения статуса оборудования российского происхождения договориться удалось, и в январе 2012 г. был выпущен приказ Минпромторга «Об образовании Межведомственного экспертного Совета…», то ни о выполнении поручений по снижению ввозной таможенной пошлины на комплектующие, ни об установлении преференций участникам конкурсов для госнужд ничего не слышно. «Юридически механизмов, стимулирующих производителей продукции, получившей статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, пока не существует», – отмечает В. Докучаев.

Георгий Коняев, генеральный директор частной российской компании «Эн-Эс-Джи», разработчика сетевого оборудования, серьезной проблемой называет даже не высокие пошлины на комплектующие, а время, которое отнимают таможенные процедуры по оформлению их ввоза. Эти проволочки негативно отражаются на сроках создания новых продуктов и мешают российским компаниям зарабатывать на «пике», а не на «хвосте» новых технологий. К примеру, сетевое оборудование разработки «Эн-Эс-Джи», по выражению Г. Коняева, «на протяжении полутора лет служило «цискозаменителем» в банке ВТБ-24», но новый флагманский продукт компании, на который «одно уважаемое ведомство» планировало заменить снятые с производства устройства Cisco серии 1800, разрабатывался так долго, что мировой вендор успел вывести на российский рынок серию 1900.

А для производителей, готовых экспортировать высокотехнологичную и вполне соответствующую мировым стандартам продукцию, таможня и вовсе становится непреодолимым барьером. «За рубеж пробиться нереально», – с грустью констатирует Г. Коняев и предлагает ввести статус отечественного производителя – экспортера телеком-оборудования, получение которого гарантировало бы компании условия наибольшего благоприятствования в форме упрощения таможенных экспортных процедур.

Статус же телекоммуникационного оборудования российского происхождения без юридического подкрепления в виде льгот и преференций от Минэкономразвития пока мало что дает его производителям.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!