Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06 2012
Ирина ЯКИМЕНКО  19 июня 2012

Какое будущее у ЭЦП?

Идея цифровой подписи была предложена американскими учеными У. Диффи и М. Хеллманом в 1976 г., и уже через год в Массачусетском технологическом институте была разработана первая ее реализация. Сегодня технологией ЭЦП пользуются во всем мире; принятые в последние годы законодательные акты заметно стимулировали спрос на связанные с ней услуги и в нашей стране.

Ирина ЯКИМЕНКО, аналитик iKS-ConsultingБолее 90% информации в наши дни хранится и передается в электронном виде. Повсеместная замена традиционных бумажных документов электронными аналогами потребовала и разработки цифровой альтернативы обычной собственноручной подписи, чтобы обеспечить электронным документам легитимность и юридическую значимость.

Российская специфика

Первый отечественный стандарт ЭЦП был разработан в 1994 г. Применяться в России эта технология стала в 2002 г., когда был принят федеральный закон «Об электронной цифровой подписи».

Электронная отчетность, подписанная ЭЦП, в нашей стране принимается с 2003 г. При этом сдача отчетности в электронном виде в России происходит с участием специализированного оператора связи – посредника между организацией, подающей отчетность, и принимающим ее государственным органом (отметим, что институт спецоператоров связи развит далеко не во всех зарубежных странах). Единственная функция спецоператора связи – транспортная, он гарантирует доставку электронных документов, обеспечивает формирование и выдачу подтверждений.

В настоящее время в России насчитывается более 150 организаций, оказывающих услуги специализированных операторов связи. По оценке iKS-Consulting, около 90% рынка приходится на четыре крупнейшие компании: «СКБ Контур», «Тензор», «Такском» и «Калуга-Астрал». Все эти компании также являются крупнейшими разработчиками программного обеспечения для электронного документооборота и передачи отчетности и предоставляют услуги удостоверяющего центра (выпуск сертификатов ЭЦП).

Впереди планеты всей

Наибольшее распространение технология ЭЦП получила в Эстонии. По итогам 2011 г. в этой стране 98% банковских переводов осуществлялось электронным путем; 93,5% налоговых деклараций о доходах было предоставлено в электронном виде. Технология ЭЦП в Эстонии активно применяется и в сфере C2G (взаимодействие населения и государства). Все граждане и постоянные жители Эстонии могут получить ID-карту (идентификационную смарт-карту) со встроенной ЭЦП по достижении 15-летнего возраста. В настоящее время более 90% населения владеет ID-картами, 15% жителей пользуется ЭЦП ежедневно, в частности для оплаты услуг, проезда в общественном транспорте, прохода в музеи. Технология широко используется для услуг интернет-банкинга, а также во время проведения голосований. На прошедших в 2011 г. выборах в парламент Эстонии через Интернет было подано рекордное количество голосов – более 140 тыс., т. е. 24,5 % от общего числа голосовавших. При этом почти 2,7 тыс. голосовавших использовали SIM-карту мобильной идентификации (Mobiil-ID). 

По мнению Антона Сабитова («СКБ Контур»), развитие услуг спецоператоров связи сейчас происходит под влиянием трех факторов. Во-первых, для пользователей услуга электронной отчетности становится все более привычной и обыденной, информация о преимуществах сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) распространяется от бухгалтера к бухгалтеру.

Второй фактор – конкуренция спецоператоров, следовательно, борьба за качество услуг, которое в итоге существенно выросло по сравнению с тем, что было несколько лет назад. За эти годы прошла обкатка инфраструктуры, поэтому возникает все меньше технических проблем как на стороне спецоператоров, так и в процессе взаимодействия спецоператоров с контролирующими органами – соответственно, меньше сложностей у абонентов. Спецоператоров становится все больше, а значит, существует и ценовая конкуренция. Помимо этого, электронная отчетность теперь стала системой «одного окна», абоненты имеют возможность отправлять электронную отчетность в четыре базовых контролирующих органа: ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Раньше в системе отчетности не было возможности отправлять отчеты в некоторые из этих ведомств, их приходилось относить на бумаге, и это не очень устраивало организации. Сейчас такого барьера уже не осталось.

И третий фактор – это законодательство и активность контролирующих органов, у которых есть определенные планы перевода налогоплательщиков на сдачу отчетности по ТКС. Они агитируют предприятия за безбумажный документооборот, и это, безусловно, оказывает свое действие. Имели эффект и законодательные ограничения, согласно которым организации с определенной численностью работающих не могут отчитываться никак иначе, кроме как по ТКС (например, организации с численностью более 100 человек обязаны подавать отчет в Федеральную службу социального страхования только по ТКС).

Сферы применения: привычные и проблемные

Проникновение услуги сдачи отчетности в электронном виде в нашей стране находится уже на достаточно высоком уровне (рис. 1) – на конец 2011 г. более 55% от общего числа юридических лиц отчитывалось таким способом (для сравнения: в США, по данным налоговой службы IRS, этот показатель составляет около 40%). Как полагают участники рынка, его насыщение произойдет, когда количество организаций, которые будут отправлять отчетность в электронном виде, достигнет 75%.

Другая важная сфера применения ЭЦП – электронные торги. В соответствии с законодательством с 2010 г. все государственные и муниципальные закупки могут проходить только посредством электронных аукционов. В связи с появлением пяти отобранных федеральных торговых площадок и началом работы по выдаче электронных подписей для них в 2010–2011 гг. наблюдалось активное увеличение спроса на услуги удостоверяющих центров – организаций, выпускающих сертификаты ЭЦП и обеспечивающих организацию электронного документооборота, имеющего юридическую силу.

Однако сегодня применение электронной подписи в России не ограничивается электронными закупками и сдачей отчетности в контролирующие органы. Благодаря принятию ряда нормативных документов в 2011 г. стало возможно использовать ЭЦП для осуществления безбумажного документооборота между организациями и заключения договоров. В 2011 г. были введены электронные счета-фактуры, появилась возможность электронного документооборота с банками. Однако, по словам Юрия Кокарева, независимого эксперта по вопросам электронного документооборота, сегодня такими услугами пользуется не слишком много компаний: в основном это организации, аффилированные между собой, и холдинги, объединяющие такие организации.

Массовому распространению услуги мешало до недавнего времени отсутствие формата учетных документов (таких как счет-фактура), иными словами, документы могли быть перенесены в бухгалтерские программы только вручную. Однако в апреле 2012 г. был утвержден формат электронного счета-фактуры, журнала учета счетов-фактур, книг покупок и продаж. Это позволит контрагентам обмениваться электронными счетами-фактурами и представлять все необходимые документы в ФНС в электронном виде. Утвержден и порядок представления и форматы подтверждающих документов. Это сделает прозрачным электронный документооборот между контрагентами и ФНС и полностью приравняет его по значимости к бумажному. Принятие форматов учетных документов позволит реализовать импорт электронных документов в бухгалтерские программы.

Другая проблема, замедляющая развитие рынка электронного документооборота с использованием ЭЦП, – отсутствие роуминга между спецоператорами связи, из-за этого контрагенты должны иметь одного оператора. Однако переговоры между спецоператорами ведутся и ожидается, что после принятия форматов учетных документов процесс реализации роуминга ускорится (возможно, после вмешательства ФНС).

Таким образом, если перечисленные проблемы будут оперативно решены, юридически значимый электронный документооборот между контрагентами станет вполне привычным явлением.

Перспективы рынка

Расширение сферы применения электронной подписи приведет к значительному увеличению числа клиентов удостоверяющих центров (рис. 2) и, соответственно, к увеличению доходов от оказываемых ими услуг.

Если до недавнего времени на одну компанию приходилось, как правило, по одному сертификату ЭЦП (выданному на имя генерального директора или главного бухгалтера), то с появлением системы электронных торгов ряду организаций  потребовалась как минимум еще одна электронная подпись. По мере распространения систем электронного документооборота число ЭЦП на компанию станет еще больше.

Важное направление развития услуг, связанных с ЭЦП, – активное внедрение технологии среди физических лиц (выдача электронной подписи для работы с порталом госуслуг, а также для совершения банковских операций). Кроме того, в соответствии с новым законом об электронной подписи, принятым в 2011 г., сегодня получить электронную подпись могут не только физические лица, но и юридические. Таким образом, по оценкам iKS-Consulting, число клиентов удостоверяющих центров в РФ вырастет с 2,1 млн в 2011 г. до 2,9 млн в 2013-м.

В целом, по прогнозу iKS-Consulting, доходы от услуг спецоператоров связи и удостоверяющих центров в 2013 г. составят порядка 8,8 млрд руб. – против 6,88 млрд в 2011-м.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!