Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2012
Александра КРЫЛОВА  31 июля 2012

Камни преткновения на пути m-коммерции

Еще недавно желающих заработать на премиум-SMS и m-коммерции было немало. А в этом году их заметно поубавилось.

Причин тому несколько. Во-первых, летом прошлого года был принят Федеральный закон «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ. Для рынка мобильной коммерции в целом этот правовой акт стал большим шагом вперед, поскольку сделал деятельность в сфере электронных платежей, в том числе и с мобильного телефона, легальной. Например, в законе появились юридические определения таких понятий, как «электронные денежные средства», «оператор электронных денежных средств», «электронные средства платежа», коих доселе не было.

И, как следствие, в эту отрасль потянулись сильные игроки, российские и зарубежные. По оценке ассоциации «Электронные деньги», в 2011 г. рынок электронной коммерции вырос на 70%, а самый пессимистичный прогноз на 2012 г. – его удвоение. Такие данные привел на форуме «Мир мобильного контента» председатель ассоциации Виктор Достов. В. Достов: «Кто лучше сумеет воспользоваться положениями ФЗ-161 – электронные платежные системы или сотовые операторы? Я не знаю»

Вместе с тем закон «О национальной платежной системе» допускает только одну юридическую конструкцию (она вступит в действие с 29 сентября 2012 г.). Компания, которая хочет принимать платежи в пользу третьей стороны (например, оператор связи или электронная платежная система), должна заключить договор с банком (или небанковской кредитной организацией) об осуществлении для нее деятельности по эмиссии или обороту электронных денег. После этого ей останется только перечислять часть аванса от клиента такому партнеру, а он уже будет рассчитываться с магазинами и т.д.

Крупные системы электронных денег и операторы большой тройки к этой схеме готовы почти во всем: у МТС есть свой МТС Банк, «ВымпелКом» активно сотрудничает с Альфа-банком, «МегаФон» – со Сбербанком. Не учли они только одного: в вышеупомянутую юридическую конструкцию не вписываются премиум-SMS. И значит, с 29 сентября этот платежный инструмент перестанет быть легальным.

«По европейским законам, – отметил В. Достов, – сотовому оператору, проводящему платежи со счета абонента за контент, приложения, мобильные сервисы, для осуществления этой деятельности не нужно становиться оператором электронных денег». В ФЗ-161 такое исключение предусмотреть забыли, так что судьба премиум-SMS пока под вопросом.

Кроме того, эксперты отмечают, что закон будет сдерживать появление новых игроков в отрасли электронных платежей и мобильной коммерции. Если раньше для выхода на рынок е-коммерции компаниям достаточно было внести 10 тыс. руб. в качестве уставного взноса, то после вступления в силу закона «О национальной платежной системе» от них требуется стать кредитной организацией, а здесь уставный капитал – уже 18 млн руб.

Прописанный в документе альтернативный путь – заключение договора с действующим банком – В. Достов охарактеризовал как сложный. «К сожалению, инновационный бизнес мы тут потеряли», – констатировал он.

Вторая причина снижения градуса интереса к теме мобильных платежей и m-коммерции заключается в том, что россияне не очень активно используют мобильный телефон для покупок. Как отметил Федор Вирин (Data Insight), и смартфоны и телефоны сегодня скорее дополнительный канал коммуникаций в процессе покупки. Мобильный трафик на сайтах интернет-магазинов составляет 3–5%, а количество установок мобильных приложений е-коммерции в России исчисляется лишь десятками тысяч. Низкую востребованность последних аналитик объяснил фрагментированностью рынка электронной коммерции в нашей стране, спонтанным характером поиска товаров и магазинов с мобильного устройства, а также недостаточным охватом смартфонами целевой аудитории.

И все-таки возможности для компаний, избравших полем своей деятельности мобильную коммерцию, остаются. Одна из них, считает Яков Бедер (SMSCoin), – выход на рынки других стран, где SMS-платежи не находятся под запретом. Особенно привлекательными в этом смысле могут быть рынки развивающихся стран, на которых альтернативные платежные средства, например банковские карты, не распространены. Другая возможность – платежные инструменты, встраиваемые внутрь игровых приложений.

Впрочем, остается еще и путь диверсификации бизнеса, которой активно занимаются ведущие игроки рынка мобильного контента. Так, в группе компаний ИММО появился системный интегратор Fenix, нацеленный на завоевание B2B-рынка путем внедрения мобильных технологий в корпоративный сектор. И это логично, поскольку мобильными сегодня хотят стать многие компании, а таким преимуществом, как тесное взаимодействием с ведущими сотовыми операторами, могут похвастаться далеко не все системные интеграторы.

Словом, сегмент мобильных платежей и мобильной коммерции по-прежнему пребывает в неопределенности…

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!