Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
17 января 2008

FMC: стоит ли овчинка выделки?См. также журнал ИКС №1, 2008

Операторы, обдумывающие FMC-житье, мечутся между двумя полюсами: "а будет ли результат достоин затрат?" и вечной бизнес-аксиомой "кто придет первым – тот и выиграл". Читайте на нашем сайте полную версию круглого стола ведущих операторов (см."ИКС", №1/2008).

«ИКС»: Какие технические решения (по уровню сложности внедрения и поддержки конвергентного сервиса) и финансовые затраты требуются от оператора и какие выгоды он от этого получает? Словом, «стоит ли овчинка выделки»?

Сергей ОленинСергей Оленин, директор по развитию компании АСВТ: Самое «простое» – mobile+fixed. Основная нагрузка – работа с конечными пользователями, продвижение сервиса – в этом проекте ложится на оператора фиксированной связи, а задача оператора сотовой связи, в упрощенном виде, сводится к обеспечению радиодоступа для его абонентов к сети фиксированного оператора и оперативному решению вопросов, возникающих в процессе взаимодействия сетей. Если рассматривать данную связку только для голосового трафика, то в большинстве случаев (если сеть оператора fixed не слишком старая) эта реализация заключается в организации стыка между коммутаторами, «прописывании» номерных планов и налаживании протокола обмена между биллинговыми программами.
Даже несмотря на то, что в большинстве своем при FMC тарифы у сотовых операторов оптовые, FMC ведет к повышению ARPU у обоих операторов.
Оператор fixed получает дополнительное преимущество на рынке и в борьбе за корпоративного клиента.
Ориентировочная стоимость затрат оператора фиксированной связи – 0,5 тыс. долл. США.

Павел РойтбергПавел Ройтберг, директор по развитию продуктов и услуг «МТС-Россия»: Использование определенных технических решений зависит от многих факторов, в том числе от типа конвергенции, от возможностей принимающего оборудования, от аудитории, региона и т.п. Для создания полноценных конвергентных предложений компаниям необходимо задействовать достаточно существенные ресурсы, как финансовые, так и управленческие и технические. Что касается затрат, то они, в основном, рассчитываются для конкретных проектов, поэтому невозможно делать обобщений. Финансовая привлекательность проектов тоже зависит от типа конвергентного предложения. Но даже если в каких-то случаях рост прямых доходов может оказаться не слишком высоким, внедрение конвергентных продуктов служит мощным стимулом для повышения лояльности пользователей.

Евгений Пикерсгиль Eвгений Пикерсгиль, руководитель отдела корпоративных продаж «Мегафон-Москва»: Точных цифр не приведу, они прерогатива финансовой службы. Но следует заметить, что финансовые затраты могут быть и в миллионы, если через два-три года эти миллионы вернутся. Что касается уровня сложности внедрения, то конвергенция сетей возможна при условии наличия хорошей интеллектуальной сетевой платформы, а сами решения должны быть интегрированы в биллинговые системы.

Стефан Сулье, заместитель генерального директора компании «Эквант» (Orange Business Services): Любой новыйСтефан Сулье сервис требует адекватной поддержки на уровне инфраструктуры. Зачастую, если речь идет о принципиально новых технологиях, это означает развитие и модернизацию программно-аппаратной платформы оператора, т.е. требует серьезных инвестиций. В каждом конкретном случае размер вложений и объемы проекта будут зависеть от целого ряда факторов.
При этом очевидно, что развитие инфраструктуры и ориентация на долгосрочные цели – это необходимое условие для успешной деятельности компании, предоставляющей высокотехнологичные сервисы.

Павел Гореньков Павел Гореньков, управляющий «Гарс Телеком»: С точки зрения технической обеспечение проекта конвергенцией фиксированной и мобильной связи несложно. Билет на этот рынок стоит сегодня менее полумиллиона долларов США. Маркетинговые затраты вряд ли будут больше, если речь идет о рынке B2B. Вопрос выгоды – основной.
Гарс Телеком – единственная компания, которая развивает FMC на корпоративном рынке, конкуренции нет и, казалось бы, прибыль должна течь рекой. Но ситуация несколько иная.
С одной стороны, ограничения, которые накладывает формат GSM (операторы не могут обеспечить сквозной внутристрановой роуминг с сохранением настроек короткого набора на фиксированные номера), а с другой – отсутствие знания у рынка. Понятно, что в одиночку воспитать рынок корпоративных клиентов Гарс Телеком не сможет.
Итог – проекты реализуются на локальных рынках двух столиц. Крупные клиенты из-за отсутствия роуминга с сохранением настроек не приобретают себе такой сервис.
Если говорить про экономический эффект, то сервис является дополнением к пакету стандартных сервисов, но не более чем.

Павел КузнецовПавел Кузнецов, генеральный директор ОАО «Центральный телеграф»: Если у оператора уже есть собственная номерная емкость, сеть и коммутационное оборудование, затраты на технические решения по конвергентным проектам могут окупиться за 1,5 – 2 года. В основном эти затраты коснутся интеллектуальной платформы, на базе которой предоставляются соответствующие сервисы. В зависимости от каналов продвижения услуг рентабельность может составлять от 20 до 35%.
Будучи прибыльной, «овчинка», тем не менее, не рассматривается нами как двигатель бизнеса. Она служит скорее целям расширения спектра услуг и, соответственно, привлечения внимания абонентов к компании. Кроме того, разработка FMC-сервисов является интересной с точки зрения технических решений и бизнес-процессов задачей и позволяет нам поддерживать высокий уровень инженерной мысли в коллективе.

Евгений Сандомирский, коммерческий директор «Мастертел»:
Если говорить про fixed+mobile, то, безусловно, нужно подготовитьЕвгений Сандомирский техническое решение, чтобы осуществлять расчеты за конвергентную услугу. Также требуется рассчитать затраты на организацию стыка между мобильным и фиксированным оператором.
Те проекты, с которыми я сталкивался, были направлены не на исключительную финансовую привлекательность, а скорее все-таки на обеспечение клиента максимально качественным набором услуг. Например, сотовые операторы иногда используют решение fixed+mobile, чтобы увеличить сотовый трафик и охватить как можно больше корпоративных клиентов.
В общем, овчинка выделки стоит, но если подходить к вопросу серьезно, то требуются и очень весомые вложения, в первую очередь в IT-инфраструктуру.

«ИКС»: Для каких операторов FMC-сервис более выгоден: сотовых 2(2,5)G-3G, широкополосного беспроводного доступа, фиксированной связи, спутниковой связи?


Сергей Оленин: В любом случае, если сама формулировка FMC говорит о присутствии в схеме оператора сотовой связи. И тут тоже однозначный ответ – смешно думать, что при наличии такой огромной абонентской базы сотовый оператор будет делать что-то, что ему менее выгодно, чем другим.
Что же касается 2(2,5)G-3G и широкополосного доступа, то скорее всего эти сети будут составлять единое целое. Но в любом случае оператор сотовой связи всегда будет впереди. ШПД просто физически не сможет перешагнуть барьер абонентской базы сотовых операторов.

Павел Ройтберг: В этом случае все тоже зависит, прежде всего, от конкретных решений и договоренностей между партнерами. Прямой связи между выгодой от запуска конвергентных сервисов и типом оператора я не вижу.

Eвгений Пикерсгиль: Эти услуги интересны всем, потому что они интересны клиенту. И тут вопрос в одном: кто придет первым – тот и выиграл. В то же время, у мобильных операторов чуть больше преимуществ, потому что у них есть лицензия на мобильную связь и, по большому счету, все из «большой тройки» имеют лицензии на фиксированную связь. Поэтому им проще: у них есть всё, и для предоставления FMC им партнер, может быть, и не нужен.
Оператор же фиксированной связи должен искать возможности обеспечить мобильность, налаживать сотрудничество с оператором мобильной связи.
Мне кажется, неважно, кто больше или меньше получает. Важно, чтобы каждому было достаточно. Важно, чтобы у обоих партнеров был интерес, тогда партнерство будет развиваться.

«ИКС»:Есть ли у «Мегафона» партнеры из операторов фиксированной связи по предоставлению FMC-сервисов и кто они?

Eвгений Пикерсгиль: Партнеры есть («Центральный телеграф», «Кантриком», «Матрикс», «Глобус-Телеком»), хотя и сложности в развитии сервисов тоже есть. И дело здесь в первую очередь не в «выгоде», а в периодической «редакции» законодательной базы. Как следствие, приходится приводить в соответствие с законом схемы взаимодействия и переписывать многочисленные договоры (на пару фиксированный-мобильный – три).

«ИКС»: Насколько выгоден FMC-сервис для оператора? Можно ли оценить долю в ARPU, приносимую за счет FMC?

Eвгений Пикерсгиль: Обычно учитывается не отдельная составляющая конкретного сервиса. Предложение более интеллектуальной услуги, которая позволяет клиенту, с одной стороны, не нести лишних затрат, с другой - повысить для себя удобство и комфортность связи, дает возможность оператору получить прибавку в доходах не за счет роста тарифов. Новая услуга просто стимулирует к потреблению. Растет не только ARPU,  но и  количество потребителей.

Стефан Сулье: Возможность предоставлять дополнительные сервисы интересна всем компаниям, стремящимся усилить свое присутствие на рынке. Поэтому на сегодняшний день инициатива исходит ото всех участников телекоммуникационного рынка.

Павел Гореньков:
В первую очередь сервис выгоден операторам мобильной связи (2 и 2,5 поколения), а также фиксированным операторам. Однако в силу особенностей построения подобных проектов, большая ответственность ложится как раз на оператора фиксированной связи. На рисунке ниже зона ответственности мобильного оператора показана на «облачке».
Если распределить зоны ответственности, то получается следующее.

Зона ответственности фиксированного оператора:
SLA
Коммутационная емкость
Каналы связи
Биллинг
HelpDesk
Сервис менеджмент
Зона ответственности мобильного оператора:
Мобильная емкость
Беспроводная сеть
Сим-карты

Очевидно, что фиксированный оператор несет до 80% издержек по себестоимости организации сервиса. Кстати, вопрос «Кто папа?» – еще один немаловажный фактор, который очень волнует мобильных операторов.

Павел Кузнецов: Конвергентные проекты интересны практически любым операторам вне зависимости от специфики их деятельности. Операторам мобильной связи конвергенция позволяет получить доступ к существующей абонентской базе фиксированных операторов без дополнительных больших затрат на продвижение. Для фиксированных операторов конвергенция позволяет обеспечивать большую доступность услуг для абонентов и, как следствие, больший объем потребления сервисов. Также в рамках подобных проектов увеличивается набор предоставляемых услуг и доход оператора. Вывод на рынок продуктов на базе конвергенции фиксированной и мобильной связи «баzа» позволил нашей компании дополнительно привлечь более десяти тысяч абонентов и на 5% увеличить объем доходов.
И всё же, на сегодняшний день, когда абоненты склонны менять операторов фиксированной связи в значительно меньшей мере, чем мобильных, сотовым компаниям конвергентные решения должны быть более интересны с точки зрения получения стабильно активных пользователей.

Евгений Сандомирский: Сложно сказать. Но если рассуждать логически, то для операторов фиксированной связи этот сервис  интересен, для сотовых – тоже. Компании же, работающие в других сегментах телекома, вряд ли посчитают доходным предлагать этот сервис.

Иван ШмелевИван Шмелев: Основной спрос рынка сконцентрирован на мобильных услугах. При всех преимуществах, фиксированная связь не обеспечивает мобильности. Такие беспроводные технологии, как  WiMAX и 3G вполне будут удовлетворять спрос  рынка, как по скорости работы, так и по качеству предоставляемых услуг. Каждый год трафик от абонентов увеличивается, и скоро перед беспроводными операторами встанет вопрос о реализации решений, позволяющих разгрузить радиосеть. В этом смысле решения FMC выгодны для операторов беспроводной связи. С другой стороны, решения FMC привлекательны и фиксированным операторам, так как дают возможность расширить перечень текущих услуг.

«ИКС»: Кто в России главный потребитель технологических решений FMC: крупный бизнес, малые и средние предприятия, частные пользователи?


Сергей Оленин:
Пока, к сожалению, частных пользователей FMC не коснулось. В российской действительности пока нет интересной модели для частных лиц.
Что же касается бизнеса, то главный потребитель – средний бизнес. Но и крупный не чурается использовать FMC, тем более это позволяет экономить на связи. Пример использования FMC крупным бизнесом: Магнитогорский металлургический комбинат, комбинат "Норильский никель", "Юнимилк", "Еврохим".

Павел Ройтберг:
Для сервисов по объединению мобильных и фиксированных телефонов это крупный бизнес. Вместе с тем, другие конвергентные предложения могут быть адресованы другим потребительским группам. Есть предложения, адресованные массовому сегменту массового пользователя, к примеру, конвергентный проект «Стрим» и одноименного телевидения.

Eвгений Пикерсгиль: Конечно же, это крупный бизнес. Но «частным пользователям» он тоже интересен, поэтому и на этом рынке появляются предложения «единого номера». А малый и средний бизнес пока не очень интересуются корпоративным FMC, ведь не у каждого «малого» есть даже своя офисная АТС.

Стефан Сулье: На сегодняшний день преимущества услуги FMC оценили крупные компании. В перспективе, на мой взгляд, этот сервис будет востребован и средним, и малым бизнесом, а впоследствии и конечными пользователями.

Павел Гореньков: Предоставлять эту услугу актуально только в бизнес-сегменте. Доход небольшой, а обслуживание может оказаться хлопотным, чтобы реализовывать такую услугу в рознице. Малому бизнесу это также неактуально, ибо малый бизнес традиционно работает по розничным схемам.
Шансов, что решение станет очень популярным для корпоративных заказчиков и частных абонентов, не так много. С внедрением мобильной связи третьего поколения ситуация станет еще сложнее, ибо фиксированная связь начнет уступать и в бизнес-сегменте.

Павел Кузнецов: Перспективы развития FMC-сервисов в РФ довольно неплохи. В условиях высокого темпа развития технологий и быстрорастущего спроса на современные инфокоммуникационные услуги конвергенция становится всё более реальной и востребованной. Сегодня основными потребителями FMC-продуктов являются корпоративные клиенты сектора среднего и малого бизнеса. Завтра эти услуги станут понятными и нужными и частным пользователям.
Как было отмечено ранее, «Центральный телеграф» является инновационной телекоммуникационной компанией. Мы первыми начали предоставление пакета triple play услуг, первыми же организовали FMC.
Рынок телекоммуникационных сервисов продолжает развиваться, и мы будем стараться и далее оставаться в авангарде прогресса, предоставляя самые современные услуги связи.

Евгений Сандомирский:
Однозначно – крупный и средний бизнес, те компании, которые имеют разветвленную географию своих офисов и мобильных сотрудников.

Иван Шмелев: Спрос на услуги FMC в России индивидуальный. Интеграторы готовы реализовать подобные решения по требованию заказчика, но массовым этот рынок назвать трудно.

Подготовила Галина Большова
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!