Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  11 января 2008

Как SOA выручила "айтишников"

Сервис-ориентированная архитектура (Service-oriented architecture) сегодня на пике популярности в мире ИТ. Что это: новый маркетинговый флаг или реальное орудие разрушения извечной "китайской стены" непонимания между бизнесом и ИТ?..

В редакции "ИКС", планирующей систематизировать актуальные вопросы явления по имени SOA в апрельском номере этого года, копятся "SOA-истории" из разных отраслей. Вот одна из них, из банковской сферы. 

Русфинанс Банк (группа Societe Generale), специализирующийся на потребительских кредитах, давно хотел начать выпуск револьверных карт, но по ряду причин этот проект несколько лет откладывался. Наконец пробил "час Х". По словам Олега Подкопаева, CIO Русфинанс Банка, "в один прекрасный мартовский денек 2007 года бизнес заявил своим "айтишникам": все, хватит ждать, срочно нужны револьверные карты; обеспечьте нам соответствующую ИТ-платформу!" Как SOA выручила \

Иначе говоря, ИТ-подразделению банка нужно было в минимально короткие сроки обеспечить технологическую базу функционирования кредитных продуктов на базе револьверных карт VISA, включая полный спектр операций по выдаче, сопровождению, учету и отчетности. Для этого требовалось: обеспечить оценку кредитоспособности заемщика и оформление карт в точках продаж, включая первую покупку без карты; организовать взаимодействие с процессинговым центром; выпустить и распространить карты и ПИН-конверты; обеспечить сопровождение карт и револьверных кредитов; обеспечить учет и обязательную отчетность по картам, в том числе аналитическую и управленческую. Число компонентов системы (проекта) превысило десяток.

При "стандартном" проектном подходе, с выделением "центральной" системы и построением процессов вокруг нее, с единым, отвечающим за весь проект системным интегратором и запуском всего функционала минусы известны: "завязка" на одного поставщика и одну "центральную" систему", "жесткие" интерфейсы и взаимозависимость систем, зависимость ресурсного наполнения проекта от ресурсов интегратора, долгие сроки реализации - в среднем от 8 до 12 месяцев.

Альтернативный же SOA-подход предполагает равноправность и независимость систем, каждая из которых предоставляет отдельные сервисы, с их постепенным наращиванием. При этом поставщик каждой системы отвечает только за свою область и предоставляет свои ресурсы, а работы ведутся параллельно. Это особенно важно в условиях мультивендорного решения, а именно таковым оказался проект с многочисленными компонентами: карточно-кредитный бэк CardSuite компании TietoEnator, кредитный фронт Credilogics компании Statlogics, расчетно-бухгалтерская система Diasoft 5NT от Diasoft, аналитическое хранилище внутренней разработки, система обязательной отчетности СВО от Neoflex, собственно VISA, платежные системы Rapida, Почта России и др., расположенный в Словакии процессинговый центр First Data, центры по выпуску карт (NovaCard) и масспечати (Business Forms) и, наконец, интеграционная платформа IBM Web Sphere (партнер Neoflex). Выбор был сделан.

По словам О. Подкопаева, реализация SOA-подхода позволила  хорошо структурировать управление проектом; четко разделить зоны ответственности между участниками проекта; использовать лучшие знания и опыт; подключать сервисы по необходимости; создать гибкую систему с возможностями маневров; реализовать проект в минимальные сроки; получить широкие возможности для дальнейшего развития. Всего лишь за четыре месяца, с марта по июль 2007 г., проект был реализован, и Русфинанс Банк получил такие бизнес-сервисы, как: оформление карты в точке продаж; первая покупка без карты; производство и выдача карты; осуществление транзакций по картам; биллинг; погашение задолженности. Уже в августе банк приступил к наращиванию системы (и, соответственно, сервисов) - внедрению нового кредитного модуля, и в декабре были выданы первые кредиты.

Вообще, внедрение информационных систем на основе SOA используется уже целым рядом российских банков, а лидеры этого направления, КБ Ренессанс Кредит и ВТБ, разработали уже около 20 сервисов на основе SOA. Как отмечалось на конференции "IT в финансовом секторе" (Москва, декабрь 2007), в настоящее время банковский бизнес переживает ренессансный период, характерные черты которого - консолидация в банковской сфере, открытие новых филиалов, увеличение клиентской базы, увеличение штатной численности персонала, увеличение предложений по продуктам и усложнение бизнес-процессов, повышение требований к качеству документооборота и отчетности в связи с выходом на мировые финансовые рынки. Все это выдвигает особые требования к ИТ-инфраструктуре, в том числе к ее возможности быстро обеспечить внедрение новых сервисов. Возможно, SOA-подход в этих условиях станет отраслевым стандартом. И не исключено также, что через какой-то период времени этот стандарт трансформируется в иные подходы (см. ИКС №1`2008, статья "LEGO для банкиров").

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!