Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09 2012
Евгения ВОЛЫНКИНА  18 сентября 2012

«Умный дом» пока без драйвера

Самый известный умный дом современности, дом Билла Гейтса, был построен в далеком 1997-м, и даже сейчас многие его возможности поражают. Но по прошествии 15 лет умному дому, пусть и в версии light, пора бы выйти на массовый рынок. Готовы ли к этому рынок и массы?

Однозначного ответа нет, как нет пока ясности с самой концепцией «умного дома». Разные участники рынка включают в умный дом разные наборы оборудования, функций и сервисов. Здесь и автоматизация работы систем отопления и кондиционирования, и дистанционное управление домашней электроникой, и системы безопасности, и считывание данных с разных датчиков, и т.д. и т.п. – вплоть до доставки видеоконтента на экран телевизора. Как отметил на конференции Smart House & Office, Open Innovations вице-президент ИКТ-подразделения Frost & Sullivan Дэниел Шеперд, на рынке есть масса продуктов, которые можно считать компонентами умного дома, но никто еще не предложил законченное решение, которое включало бы не только само оборудование, но и полный пакет сервисов – от инсталляции до обслуживания, ремонта и той же доставки контента. Очевидно, что одна компания обеспечить весь этот пакет не может, поэтому даже крупным игрокам придется привлекать партнеров и выстраивать экосистему умного дома. ГЂ. Ôåäîñååâ: «Ïîñòðîèòü óìíûé äîì çà ìèëëèîí äîëëàðîâ ñìîæåò ëþáîé, Г  ñäåëàòü ГҐГЈГ® çà $200 – ñëîæíàÿ çàäà÷à» Алексей Федосеев, директор Motorola Mobility по продуктам Managed Home Solutions, подчеркнул, что ни один производитель не в состоянии выпускать все устройства для умного дома, и моновендорных решений на этом рынке не будет никогда. Полноценное решение, использующее удаленный доступ по безопасным протоколам связи, должно строиться на базе открытой платформы, не зависящей от конкретных операторов и технологий, поддерживающей модульное наращивание функций и допускающей подключение новых приложений, созданных любыми другими компаниями.

Кроме того, для создания такого решения нужно знать, что хочет получить от умного дома потребитель и сколько он согласен за это заплатить. По результатам опросов Frost & Sullivan, только 29% американских потребителей проявляют интерес к умному дому, а из тех, кто хотел бы в нем жить, 40% считают, что пользование им должно быть максимально простым, при этом 25% полагают, что сервисы должны предоставляться бесплатно, 50% готовы платить до $30 в месяц и 10% – от $50 до $100 в месяц, больше $100 не хочет платить никто. На американском рынке уже есть много компаний, предлагающих те или иные версии умных домов, но говорить о сколько-нибудь сформировавшейся бизнес-модели таких сервисов пока не приходится.

Вполне логичен выход на этот рынок телеком-операторов, поскольку обязательной частью умного дома является подключенная к Интернету домашняя сеть. В 2011 г. свои решения для автоматизации работы домашнего оборудования, мониторинга и управления потреблением электричества и воды, системой безопасности, коммуникационными сервисами и домашним контентом предложили такие крупные операторы, как Comcast и Verizon. Правда, в их решения не входят инсталляция и поддержка домашней сети, за этими сервисами пользователям придется обращаться к другим компаниям. У Verizon стартовый набор из контроллера, IP-камеры и модуля управления освещением стоит $70, полный комплект для мониторинга и управления домашним оборудованием – $220, а ежемесячный платеж составляет $10, т. е. цены доступные.

Наши операторы заявляют, что им тоже по плечу такие услуги. По словам директора по маркетингу ГК «Акадо» Максима Чернова, инфраструктура для умного дома фактически готова, а проблемы с пользовательским оборудованием можно решить, расширив функциональные возможности существующих роутеров с тем, чтобы они поддерживали подключение к сети домашних датчиков. Однако абонентская плата за пакет сервисов составит около $100 в месяц, т. е. массового спроса на него не будет, так что пока российский умный дом имеет перспективы только в элитных новостройках и коттеджных поселках.

По прогнозам аналитиков из компании Accenture, объем мирового рынка систем для умного дома к 2013 г. достигнет $103 млрд, но эти заморские миллиарды вряд ли станут большим стимулом для российских провайдеров. На западе идея умных домов пошла в массы на волне интереса к энергосбережению, который подстегивается тамошними ценами на электроэнергию. Наши цены на электричество, несмотря на их регулярное повышение, пока не заставляют экономить его с помощью столь продвинутого оборудования и недешевых сервисов. Драйвером мог бы стать спрос на системы безопасности, но результат здесь сильно зависит от работы охранных компаний и полиции, а с этим есть проблемы. Стимулом были бы простота и удобство управления умным домом для потребителя, а еще лучше – возможность все сделать самому, но и с этим пока проблемы. В общем, место драйвера российского рынка умных домов пока свободно.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!