Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2012
16 октября 2012

ECM в зеркале рынка

Для российского рынка систем управления корпоративным контентом нынешний год – год перелома, с которого начнется постепенный переход крупных компаний от СЭД к ECM. Согласны ли с этим тезисом игроки рынка?

С п р о с   р а с т е т  

«ИКС»: Как вы оцениваете востребованность ECM-систем в российских компаниях? Какие вертикальные рынки демонстрируют большую готовность к их внедрению?

Участники ДИСКУССИОННОГО КЛУБА «ИКС»
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Александр КАСАТКИН, директор по профессиональным сервисам, EMC Россия и СНГ: Дело не в вертикали, а в зрелости компании и способности находить новые способы сокращения затрат и новые источники прибыли. Если компания готова инвестировать в решение этих задач – она готова к внедрению ЕСМ. У нас масса таких заказчиков в нефтегазовом и финансовом секторах, но самые большие перспективы, безусловно, в госсекторе, поскольку работа с неструктурированной информацией – это суть деятельности госорганов. В этом плане ситуация в России меняется, но пока не идет ни в какое сравнение ни с Европой, ни даже с Казахстаном, который по автоматизации госорганов явно опережает Россию.

Дмитрий ЛАКТИОНОВ, руководитель направления ECM-решений, IBM: Сегодня ЕСМ переживает всплеск интереса, вызванного, во-первых, положительным эффектом от консолидации информационных сервисов в рамках единой структуры, во-вторых, возможностью автоматизации разнообразных процессов, в основе которых лежит неструктурированная информация. Наиболее «продвинутые» пользователи – это организации – резиденты Москвы и Петербурга в различных секторах (финансовом, добывающем, госсекторе, телекоме). Везде, где есть большие потоки информации, есть спрос на ЕСМ.

В регионах спрос на ЕСМ-решения тоже растет, есть целый ряд реализованных проектов. Здесь положительную роль сыграла инициатива по развитию электронного правительства.

Роман ЩЕМЕЛЕВ, менеджер по продуктам SharePoint и Office 365, Microsoft Россия: ECM-система включает в себя много модулей: документооборот, интеллектуальный поиск, оперативное согласование документов, база знаний и т.д. Поэтому можно сказать, что так или иначе ECM есть во всех компаниях, так как все они работают с документами. Конечно, традиционные СЭД получили наибольшее распространение в госструктурах и организациях крупного бизнеса. Однако ECM-системы, охватывая более широкий круг задач и являясь более гибкими, успешно используются и в SMB-компаниях.

Светлана ВРОНСКАЯ, директор по корпоративным коммуникациям, Reksoft: Данные по рынку внедрения ECM-систем за прошедший год говорят о том, что востребованность ECM-решений увеличивается. Можно отметить и растущее внимание крупных западных вендоров к российскому рынку, который бурно развивается и имеет огромный потенциал. Именно поэтому на российском ECM-рынке, особенно в сегменте крупных клиентов, заметно большое количество проектов внедрения западных платформ.

Если говорить об отраслях, то в отношении использования ECM-решений традиционно активен финансовый сектор, имеющий средства на развитие ИТ. В прошлом году положительную динамику показывал и госсектор.

П р и о р и т е т ы   р а с с т а в л я ю т с я

«ИКС»:  Потребность в управлении какими видами неструктурированного контента (электронная почта, SMS, средства совместной работы, социальные сети, чаты, вики-ресурсы) сформирована у крупных заказчиков сегодня?

Борис ПОПОВ, менеджер по развитию бизнеса подразделения «Технологии для совместной работы», Cisco Россия/СНГ: Все вышеперечисленное плюс интеллектуальный поиск контента, в том числе мультимедийного.

Олег БЕЙЛЕЗОН, главный архитектор, «Логика бизнеса 2.0» (ГК «АйТи»): Как показывают исследования, все перечисленные инструменты в подавляющем большинстве компаний уже используются, порой без ведома руководства – сотрудники организуют информационные хранилища и порталы на уровне отделов и департаментов или прибегают к публичным сервисам. Но такие подходы неэффективны, ведут к избыточности и изоляции и даже могут нанести организации существенный вред, например по причине нарушения коммерческой тайны или разглашения персональных данных клиентов.

Вадим ИПАТОВ, заместитель гендиректора, «ИнтерТраст»: Некорректно средства коммуникаций, информационного обмена использовать в целях хранения ответственного, значимого для организации контента. Электронная почта, средства мгновенных сообщений должны служить для уведомления о появлении или изменении контента, а не для его передачи и тем более хранения.

Иван ЛАСКИН, руководитель направления СЭД ТЕЗИС, «Хоулмонт»: В первую очередь это информационные и документационные потоки, циркулирующие внутри организации. Также актуальна интеграция систем их автоматизации с почтовыми и бухгалтерскими системами. Среди задач, решаемых крупными заказчиками, я бы выделил автоматизацию смежных областей, которые выходят за границы классических ECM-систем, – конкурсной и тендерной деятельности, бюджетирования и казначейства, оценки эффективности работы персонала (KPI), построения сквозного процесса управления и т.д.

Ольга ПОДОЛИНА, аналитик, «Ай-Теко»: Сейчас все больше заказов на специализированные электронные архивы документации: финансово-бухгалтерской, проектно-конструкторской, кадровой, банковских досье и т.д. Электронная почта – совершенно необходимый инструмент для повседневной работы, один из самых старых и ресурсоемких активов, поэтому управление ею тоже востребовано. Что касается вики-ресурсов, чатов, соцсетей, то многие компании, в том числе и наша, экспериментируют с этими информационными средами, но они пока не представляют серьезной ценности, а потому и не охвачены ЕСМ-системами.

Сергей ПЛАУНОВ, руководитель практики по внедрению BPM- и ECM-систем, КРОК: Прежде всего востребованы СЭД и различные прикладные электронные архивы документов. Также часто ECM применяют как средство архивации контента из корпоративной электронной почты или ERP-системы. Встречается и применение ECM для управления медийным контентом, но сегодня рынок таких систем несравненно меньше.

Ярослав ГОРОДЕЦКИЙ, гендиректор, CDNvideo: Мы ясно видим потребность как в структурировании видеоданных, так и в обработке данных, собираемых из Интернета.

Р а з м е р   в а ж н е е   в е р т и к а л и

«ИКС»: Какие требования предъявляют сегодня заказчики к ECM-решениям? Насколько специфичны запросы компаний из разных отраслей?

Владимир АНДРЕЕВ, гендиректор, DocsVision: Небольшие компании ориентированы на «коробочные» решения, выполняющие типовые задачи обработки документов, для средних организаций ключевое требование – разнообразие готовых приложений и степень их гибкости (возможность быстрой адаптации к бизнес-процессам предприятия). Крупным компаниям важны масштабируемость платформы, степень ее открытости, т.е. возможности разработки специализированных решений и интеграции с другими подсистемами информационной системы. Наиболее специфические требования предъявляют госзаказчики, которым необходима интеграция процессов обработки документов в общую систему межведомственного взаимодействия и в процесс оказания госуслуг в электронном виде.

Михаил ШУХАРДИН, руководитель отдела продаж, Directum: Сильнее отраслевой принадлежности на требования влияет размер организации. Небольшие компании выставляют ключевым условием низкую стоимость владения системой. Они готовы получить менее функциональное решение, но покрывающее большую часть их текущих потребностей. Требования к качеству продукта, к уровню компетенции сотрудников, занимающихся внедрением, у таких компаний невысоки. У крупных организаций ценовой критерий чаще всего отходит на второй план: они привыкли, что качественные продукты не стоят дешево. При этом они ждут многого от команды внедрения, ее опыта и знания специфики.

Сергей ПОЛТЕВ, менеджер по продуктам, ЭОС: Сегодня заказчики обращают все более пристальное внимание на пользовательский интерфейс, удобство повседневной работы с приложением, возможности адаптации и максимально точной настройки системы в соответствии со сложившимися в организации бизнес-процессами. Также большой вес в интегральной оценке решений приобрели надежность хранения данных (шифрование, зашита от несанкционированного доступа и т.п.) и общая стоимость владения решением, включая затраты на обучение сотрудников и администраторов, эксплуатацию оборудования и др. Отдельно можно отметить значительно возросший интерес заказчиков к работе с корпоративными данными с мобильных устройств.

И. ЛАСКИН: На успех внедрения, по мнению большинства заказчиков, влияет соответствие системы таким критериям, как отсутствие ограничений на установку и эксплуатацию решения; наличие тонкого клиента; удобство и простота интерфейса; доступность инструментария для настройки системы; новизна использованных в платформе технологий; простота интеграции с другими информационными системами; удобные средства развития системы и наличие на рынке труда соответствующих специалистов.

А специфика запросов зависит чаще не от отраслевой принадлежности компании, а от особенностей ее управленческой модели.

О. БЕЙЛЕЗОН: Сегодня одна из точек роста – ECM для работы с финансовыми документами. Большое внимание уделяется также договорной деятельности, обработке жалоб и обращений.

Помимо полноты функционала требуются надежность и масштабируемость системы, удобство использования, открытость к интеграции с информационным ландшафтом организации и легкость настройки, поскольку решение мало внедрить, его надо эксплуатировать в условиях меняющихся требований бизнеса. Ну и цена должна быть приемлемой, конечно.

В. ИПАТОВ: Когда определена необходимая функциональность, круг задач, которые должна решать ЕСМ-система, главными становятся требования производительности и масштабируемости, открытости (включая соответствие популярным стандартам, расширяемость, интероперабельность и адаптивность), технологичности, эксплуатационной эффективности, экономичности, гибкости, удобства работы различных категорий пользователей, возможности работы с мобильных устройств, строгой регламентации доступа.

Дмитрий НОВИКОВ, технический эксперт, ARinteg: Заказчиками востребованы функции управления документами (выписка/возврат, контроль версий, безопасность, группировка документов и т.д.). Также им требуются средства совместной работы над документами и поддержка проектных работ, управление электронным архивом, автоматизация выполнения правил и нормативов хранения, гарантирование соответствия записей законодательству и регулирующим правилам и др.

Е с т ь   н а б о р   и н с т р у м е н т о в   д л я   о ц е н к и   э ф ф е к т и в н о с т и

«ИКС»: Какие критерии вы предлагаете заказчикам для оценки эффективности внедрения ECM-решений?

Алексей РОЩИН, руководитель управления по работе с ключевыми заказчиками Центра программных решений, «Инфосистемы Джет»: Обычно мы предлагаем заказчику оценивать эффективность исходя из стоимости владения системой (которая включает в себя не только стоимость проектных работ, но и затраты на оборудование и поддержку сервисной компанией) и возврата инвестиций, показывающего, насколько выгодно автоматизировать тот или иной вид деятельности. Подсчет возврата инвестиций требует получения от заказчика значительного объема информации, которая зачастую относится к закрытой (зарплата сотрудников, стоимость аренды помещений под бумажные хранилища, финансовые показатели и т.д.). Поэтому нередко заказчик оценивает его по собственной методике и получает лишь приблизительные результаты.

Вячеслав ЛАЗАРЕВ, директор по разработке и внедрению, Optima software (ГК Optima): Количество сотрудников, вовлеченных в процессы обработки документов в электронном виде; на сколько процентов уменьшается объем документов, обрабатывающихся в бумажном виде.

Александр ПАРАМОНОВ, заместитель гендиректора, IBS Platformix: Я предлагаю при внедрении любых ИТ-решений, в том числе ECM, пользоваться критериями, заложенными в бизнес-плане инвестиционного проекта. Применительно к ECM-решениям сюда будут входить: срок окупаемости проекта; уменьшение объема хранимой информации; скорость подготовки и наглядность отчетности; полнота охвата ИТ-ландшафта.

Сергей КОЛЕСНИК, руководитель группы разработки программных продуктов, ИВК: Частота обращения и возможность извлечения практических знаний из накопленных документов. Эти высокоуровневые критерии позволяют оценить множество технологий, отвечающих за рубрикацию, классификацию, использование ключевых слов, поиск с учетом морфологии языка и т.д.

Г р у з   р а н е е   с д е л а н н ы х   и н в е с т и ц и й   с д е р ж и в а е т

«ИКС»: Что пока удерживает крупных российских заказчиков от внедрения ECM-систем и распространения их на всю организацию?

Я. ГОРОДЕЦКИЙ: Наверное, отсутствие у высшего менеджмента уверенности в том, что этой системой будут пользоваться активно. Слишком уж велик груз «мертвых» систем в некоторых компаниях, из-за чего внедрение каждой новой системы ставится под большой вопрос.

С. ПЛАУНОВ: Как правило, сдерживает груз уже сделанных инвестиций в разнородные системы и сложность задачи консолидации ECM-функций в сложившейся большой ИТ-инфраструктуре. Кроме того, у поставщиков часто отсутствует достаточно широкий набор готовых прикладных решений, построенных над ECM и учитывающих потребности российского корпоративного рынка.

О. ПОДОЛИНА: Внедрение ЕСМ требует от персонала иных подходов к работе с информацией. это серьезная перестройка множества документарных бизнес-процессов, не всегда желательная и возможная в рамках законодательных и ведомственных ограничений. в организациях нет четкого обоснования необходимости таких серьезных изменений, а так как ЕСМ – это весьма недешево, нужны веские доводы для подобных капиталовложений. Обоснованием должна стать ECM-стратегия как в рамках предприятий, так и отраслевых объединений и государства.

Б. ПОПОВ: Недостаток информации о ЕСМ-решениях. Заказчик обычно старается построить частные решения для выполнения узких бизнес-задач. Отчасти это объясняется тем, что финансирование разных компонентов ЕСМ производится из разных статей ИТ-бюджета организации и зачастую непропорционально, отчасти недооценкой важности создания единой концепции управления информационными ресурсами предприятия.  
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!