Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2008
Дмитрий Вячеславович Коровин  22 января 2008

Конвергенция – дело тонкое

Поиски успешных моделей конвергенции ведутся многими операторами. О том, как мировая идея универсальных коммуникаций воплощается в реальные продукты, и об удачах и трудностях FMC-внедрений – в интервью Д. КОРОВИНА, главного специалиста по развитию продуктов и услуг «Комстар-ОТС».

Д.Коровин


– Какую траекторию движения к FMC избрал «Комстар»?

– Наш опыт говорит о том, что в России наиболее востребована комбинация фиксированных услуг, например фиксированная телефония плюс широкополосный доступ. Но это отнюдь не конвергенция, так как никакой интеграции фиксированной и мобильной связи здесь нет.

В партнерстве с одним из сотовых операторов «Комстар» опробовал некий паллиатив FMC-сервиса (мы назвали его «FMC первого поколения»). К сожалению, услуга оказалась маловостребованной и на текущий момент практически не продается. Причина низкого спроса на сервис (не более 100 компаний-клиентов), скорее всего, именно в его паллиативности: он реализован на базе обычной переадресации. Пользователю зачастую проще купить сотовый телефон и самому настроить переадресацию, не платя дополнительные деньги за модную FMC.

Из этого опыта был сделан вывод: нужно делать нормальное решение Fixed Mobile Сonvergence. Единый номер должен быть полноценный, без зоновых переходов (т.е. без увеличения стоимости), а к такому номеру необходим еще и доступ к централизованному серверу (мобильный VPN). На такую услугу будет спрос.

Другой вариант конвергенции – Wi-Fi + проводная связь. Эта услуга востребована: годовой прирост объема продаж карт около 90%. Также на базе нашей сети Wi-Fi реализована Wi-Fi-телефония. Но и это не полноценная FMC-услуга, а «внутренняя» или «местная» IP-телефония в хот-спотах для корпоративных клиентов, которая не имеет интеграции с сетями мобильных операторов.

Еще один вариант: к единому номеру добавляется доступ в корпоративные сети из любого места, т.е. мобильный VPN. И эта услуга достаточно востребованна и предоставляется с весны 2007 г. совместно с МТС.

Сейчас компания прорабатывает другой вариант FMC-сервиса, назовем его «FMC второго поколения». Он базируется не на простой переадресации, а на взаимодействии IP-коммутаторов пятого уровня сотового и фиксированного оператора. В этом случае абонент получает не только единый номер, но и услуги голосовой почты и другие функции IP-коммутатора на городском и сотовом телефонах. С сотового телефона можно программировать переадресацию, управлять звонками, задавать сценарии обработки и т.п. Пока этот сервис проходит апробацию. В качестве основного партнера рассматривается МТС.

В планах по использованию сети Wi-Fi – совместно с МТС организовать сервис UMA (Unified Mobile Access), позволяющий использовать двухмодовые телефоны с модулями GSM и Wi-Fi. Именно здесь возникает реальная экономия для клиента: на рабочем месте – телефонные вызовы по ценам «фиксированной» связи, а вне офиса – сотовая связь. Цена на такие двухмодовые телефоны вполне приемлема для продвинутого бизнес-пользователя.

Тарифы на услугу UMA и абонентская плата не будут отличаться от тарифов в обычном пакете: UMA станет дополнительным сервисом к разным пакетам. Большинство сервисов мобильных операторов бесплатны, поскольку они служат достижению основной цели оператора – чтобы клиент чаще звонил. Мировые тенденции ведут нас к универсальным коммуникациям, думаю, и наш сервис – первый шаг.

Больших финансовых затрат внедрение конвергентного сервиса от нашей компании не потребует, поскольку оборудование для его организации уже имеется. Необходима только интеграция сетей двух компаний между собой. По оценкам наших специалистов, затраты «Комстар-ОТС» на организацию совместного с МТС сервиса окупятся не позже чем через год. Если бы компании были одним юридическим лицом, то предоставление этой услуги началось бы завтра.

Что касается предложений производителей, то у них запас функциональности таков, что бо’льшая его часть остается невостребованной. Например, в используемом «Комстар» IP-коммутаторе BroadSoft задействовано всего 10–20% из 300 заложенных в него функций (услуг).

– Кто сейчас в передовиках FMC-потребления?

– Пока в России в первых рядах пользователей FMC крупный бизнес: абонент использует корпоративный мобильный телефон, а вопросами взаиморасчетов с фиксированными и/или мобильными операторами занимается компания.
Для частных абонентов должна быть иная, чем для корпоративных, схема оказания сервиса. За рубежом набирает популярность такая конвергентная услуга: на работе абонент использует мобильный телефон как корпоративный, а дома, в личных целях, переводит его из режима GSM (или UMTS) в Wi-Fi и подключается по фиксированному каналу. В итоге за счет сокращения связи по высоким тарифам мобильного оператора расходы серьезно уменьшаются.

К сожалению, у нас в стране такая схема не работает и сохранить номер нельзя, можно использовать только переадресацию. В этом случае возникает межзоновый переход, который повышает цену услуги и создает проблемы во взаимоотношениях двух операторов. Это сильно сдерживает развитие «нашего» FMC, но здесь и потенциально большой рынок (например, у «Комстар-Директ» сегодня полмиллиона потенциальных пользователей такой услуги). Но это лишь перспектива.

– Что еще мешает развитию FMC в России?

– Разная собственность: каждое из юридических лиц ревниво относится к доходам друг друга, боясь, что партнер отнимет часть абонентов. Здесь главный вопрос – как делить деньги. О таких же трудностях свидетельствует и зарубежный опыт. Реальные FMC-услуги предоставляют те операторы, которые аккумулировали в одной структуре и сотовую, и фиксированную связь (например, British Telecom или France Telecom). Наличие двух юридических лиц сильно осложняет организацию конвергенции сетей.

Хотя в России операторам «большой тройки» проще: у каждого есть и сотовый актив, и возможность использовать городскую нумерацию, другими словами – лицензии на сотовую и местную связь.

Еще один фактор, препятствующий распространению FMC, – менталитет. Люди привыкли к обычному аналоговому телефону, и им тяжело объяснить, зачем нужны продвинутые функции. Фактически потребительский рынок (и в России особенно) отстает от технологий. Нашим специалистам пришлось переделать (по сути, адаптировать к местным условиям) те пакеты услуг, которые были сформированы в BroadSoft и успешно использовались на Западе.

– Какая технология, по-вашему, наиболее перспективна с точки зрения FMC?

Наше светлое будущее – мобильный WiMAX. Как только на рынке появятся коммерческие решения (возможно, года через два) тема FMC получит реальное воплощение. По мобильному широкополосному WiMAX-каналу абонент получит четыре услуги, две из которых (мобильная и фиксированная телефония) конвергированы, т.е. будет возможен и мобильный доступ к «фиксированному» номеру (единый номер), и доступ в Интернет, и мобильное телевидение (новостной канал, например). Это будет уже настоящая и красивая конвергенция.

В «глобальной» перспективе FMC, скорее всего, станет не технологией прямой интеграции сотовой и фиксированной связи, а механизмом «централизации/раздачи» ресурсов, локализованным у оператора и независимым от технологии передачи.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!