Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2008
05 февраля 2008

FM-конвергенция неизбежна

В условиях насыщения рынка мобильной связи и наблюдаемой на нем жесткой конкуренции FMC может стать для операторов «точкой роста». Сервисы FMC выгодны и абонентам услуг связи. Эффект от внедрения FMC будет синергическим, но для его достижения российским операторам предстоит пройти нелегкий путь трансформации мышления и принципов ведения бизнеса.

Галиахметов А.На перекрестке

Конвергенция мобильной и фиксированной связи может вызвать к жизни разные бизнес-модели, каждая из которых будет по-своему влиять на рынок инфокоммуникаций.

Модель № 1. «Интегрированные» операторы. Такие операторы владеют интегрированной (фиксированно-мобильной) сетью. В основе их стратегии – предложения использовать Wi-Fi дома и в офисе для подключения ноутбуков, получать VoIP-услуги через мобильный телефон. А главное, они способны разрабатывать уникальные сервисы, чего не могут себе позволить «чистые» мобильные или фиксированные операторы.

По результатам опроса поставщиков услуг и производителей, который провела компания Informa Telecoms & Media, именно «интегрированные» операторы более других ориентированы на получение прибыли и снижение операционных расходов за счет конвергенции сетей и услуг (рис. 1). Такой сценарий развития – один из самых удачных для мобильного рынка России: он удовлетворяет как операторов, так и производителей.

Модель № 2. Мобильно-ориентированные агрессоры. Соответствующий сценарий предполагает, что сама конвергенция фиксированных и мобильных сетей станет лишь второй фазой, а предшествовать ей будет период вытеснения фиксированных сетей мобильными (fixed-mobile substitution, FMS).

Скажем, аналитическое агентство Analysys Research утверждает, что во многих странах фиксированная связь постепенно замещается мобильной. По его данным, в Финляндии (которая занимает самую высокую позицию в рейтинге FMS) в конце 2005 г. по каналам мобильной связи передавалось 65% исходящего речевого трафика, в конце 2006 г. – уже 74,6%, а в 2008 г. «захват» должен достичь 90%. В Германии, где рынок мобильной связи наиболее консервативен и доля голосового трафика в мобильных сетях невысока, показатель 2005 г. составил 17,5%, а 2006 г. – 24,3%. И это самые высокие показатели роста в Центральной Европе. Analysys Research заявляет, что разница в тарифах на услуги фиксированной и подвижной связи значительно уменьшилась. И хотя вторые все еще выше первых, это вполне компенсируется удобством мобильной связи и возможностями персонализации. Как следствие, в 2006 г. темпы FMS значительно возросли.
Правда, тенденция FMS негативно отразилась на деятельности ряда операторов сетей подвижной связи. Некоторые их них, стремясь быстро увеличить абонентскую базу, чрезмерно снизили тарифы, что привело к значительному росту объема трафика в их сетях. Но доходы от оказания услуг связи оказались недостаточными для развития этих сетей, поэтому упало качество сервиса и желанный приток абонентов оказался под угрозой.

Уже упоминавшийся отчет Informa свидетельствует, что по среднемесячной продолжительности исходящих мобильных звонков одного абонента со значительным отрывом лидирует Северная Америка (750 мин). Далее следуют развивающиеся страны Азии, которые отстают от нее в разы (примерно 300 мин). Причина состоит в активности североамериканских операторов мобильной связи: они предлагают множество тарифов, нацеливаясь на замещение своими услугами вызовов по традиционным линиям.
В России развитие этого сценария кажется маловероятным, хотя предпосылки для его реализации все же есть. Мобильные операторы активно стимулируют увеличение продолжительности мобильных звонков соблазнительными тарифами, тогда как переход операторов фиксированной связи на повременную систему оплаты снижает привлекательность их услуг. Вместе с тем ценовой разрыв между мобильной и фиксированной связью в нашей стране все еще велик. Именно фиксированная связь продолжает нести социальную нагрузку, а потому поддерживается регулятором.

Модель № 3. Поставщики услуг (в том числе созданные или приобретенные мобильным оператором). Стратегия покупки мобильными операторами провайдеров широкополосных услуг типична для западных стран. Так, британский оператор О2 приобрел провайдера Be, а французский Orange развивает бизнес ранее независимого поставщика интернет-услуг Wanadoo. В России эта стратегия не пользуется популярностью. Операторы «большой тройки», получив нужные лицензии, предпочитают создавать и развивать собственные сети фиксированной связи.

Модель № 4. Разделение доступа и сервисов. Этот вариант – наихудший для рынка мобильной и фиксированной связи. При его реализации клиент, выбирая наименее затратный способ доступа в Интернет (с помощью DSL, бесплатных сетей Wi-Fi, WiMAX), покупает собственно сервис. Скажем, потребителей голосовых услуг Skype уже немало. Даже классические интернет-компании eBay и Google, провайдеры служб мгновенной передачи сообщений MSN и AOL продвигают голосовые услуги как дополнительные. По последним данным, абонентская база Skype в всем мире превышает 200 млн пользователей, что на порядки больше числа подписчиков FMC-сервисов. Сети фиксированных и мобильных операторов рискуют превратиться в «инфраструктурную трубу», которая обеспечивает лишь пропуск трафика сервисов, подобных Skype.

В России услуги Skype востребованы преимущественно в городах-милионниках, где преобладает широкополосный доступ в Интернет. А низкий уровень проникновения широкополосного доступа в регионах сдерживает развитие сервисов Skype.
Сейчас для отечественных мобильных операторов характерны две бизнес-модели. В рамках первой оператор имеет две лицензии – на фиксированную и мобильную связь – и использует «широкополосные» преимущества фиксированной связи, дополненные персонализированными мобильными сервисами. Вторая модель подразумевает, что оператор обладает только лицензией на мобильную связь и ему не обойтись без партнерства с операторами фиксированной связи.

Особенности технологий

Конвергенцию фиксированной и мобильной связи следует рассматривать в трех аспектах: конвергенция сервисов и приложений, сетевой инфраструктуры и пользовательских устройств. Под конвергенцией сервисов и приложений понимают доступность всех организованных в сети услуг для абонентов, подключенных и по фиксированным, и по мобильным каналам. Сетевая конвергенция означает опору на единую инфраструктуру при оказании мобильных, фиксированных и конвергентных услуг. Наконец, конвергенция устройств – это использование для доступа к конвергентному сервису любого терминала (вне зависимости от технологии доступа).

Концепция FMC состоит в предоставлении услуг передачи голоса и данных по мобильной и фиксированной сетям с помощью единого терминала. Альянс FMC (FMCA) предлагает использовать в качестве «инвариантных» технологий доступа Bluetooth/CTP, Wi-Fi/UMA, Wi-Fi/SIP. Проведенный Informa опрос показал, что производители инфраструктурного оборудования часто отдают предпочтение IMS/SIP, а поставщики терминалов колеблются между UMA/Wi-Fi, IMS/SIP и BWA (рис. 2).

В России, как и во всем мире, сейчас наиболее «убедительна» конвергенция типа GSM/GPRS + UMA. Самая доступная на рынке технология UMA позволяет интегрировать сети GSM/GPRS и местные локальные беспроводные (WLAN), основанные на Wi-Fi или Bluetooth, в одну бесшовную сеть. Этот тип конвергенции не требует серьезной модернизации сети оператора мобильной связи, а программные средства многорежимного терминала UMA, который поддерживает GSM/GPRS и Wi-Fi (или Bluetooth), обеспечивают бесшовность (хэндовер между GSM/GPRS и WLAN). К сожалению, UMA имеет ряд ограничений (из-за отсутствия поддержки SIP), которые не позволяют говорить о долгосрочных перспективах такой конвергенции и сводят область ее применения к домохозяйствам и представителям малого бизнеса.

Большинство производителей и операторов полагают, что для обеспечения FMC необходимо задействовать интеллектуальные возможности сети, и рассматривают IMS как основу конвергентных сервисов. Архитектура IMS позволит не только разделить уровни услуг, управления и доступа, но и объединить сети, базирующиеся на разных технологиях. И конвергентные технологии на основе IMS, имеющие долговременные перспективы, уже есть. Так, VCC (Voice Call Continuity) позволяет организовать двунаправленный бесшовный хэндовер между сетями, потенциально обеспечивая не только голосовой, но и мультимедийный хэндовер.

Пока же операторы «большой тройки» строят собственные сети Wi-Fi или сотрудничают с провайдерами для предоставления услуг доступа в Интернет. О полнофункциональной конвергенции не может быть и речи, ибо все услуги оказываются автономно (в сети Wi-Fi либо GSM) и связаны лишь биллингом.

Кто в выигрыше?

Считается, что FMC, подразумевающая пакетирование услуг, остановит отток трафика из фиксированных сетей в мобильные. Максимальный выигрыш получат фиксированные операторы, побуждающие абонентов использовать и традиционные проводные, и конвергентные услуги. А среди мобильных операторов аналитики сулят основные выгоды тем, кто имеет лицензии на фиксированную связь. Они смогут получать прибыль от новых услуг и роста их качества за счет перемещения трафика в локальные сети Wi-Fi. Это позволит решить проблемы сетевого покрытия зданий, уменьшить нагрузку на мобильные сети и повысить лояльность абонентов. Переход к сетям 3G упростит FMC и обеспечит эксплуатацию сетей 2G и 3G с помощью одной платформы, что приведет к существенному снижению затрат сотовиков и увеличению перечня их услуг.

В свою очередь, абонент получит удобные и более дешевые конвергентные сервисы, единый счет за услуги и возможность использования универсальных терминалов (которые разрабатываются уже давно). А поскольку, как показывают исследования Gartner, примерно 30% мобильных звонков осуществляются в зоне действия сетей Wi-Fi, конкурентная борьба между операторами смещается в область предложений терминальных устройств. Следовательно, ход FMC будет определяться и развитием рынка абонентского оборудования. По данным Informa, рынок двухрежимных мобильных терминалов демонстрирует активный рост (рис. 3): в 2005 г. было продано 1,75 млн терминалов с поддержкой WLAN, в 2006 г. – уже 4,4 млн, а к 2011 г. объем продаж достигнет 47,8 млн (почти 4% прогнозируемого объема поставок мобильников).

Спрос и сервисы

Потребность в конвергентных сервисах велика и у корпоративных, и у частных пользователей. FMC обеспечит компаниям пакеты дифференцированных услуг, позволяющие всегда «быть на связи». Каждая составляющая такого пакета (передача голоса, данных, сообщений электронной почты, текстовых и мультимедийных) должна предоставляться вне зависимости от местонахождения абонента и времени суток. Частный потребитель готов задействовать многорежимные телефоны, поскольку понимает удобство автоматического выбора сети, наиболее эффективной для него (по возможностям и стоимости доступа) в данном месте и в данный момент. Интеграция мобильных сетей с WLAN позволит ему получать персонифицированные конвергентные услуги вне зависимости от технологии доступа. А поскольку для частного пользователя немаловажна стоимость сервиса, необходимо, чтобы бизнес-модель FMC поддерживала выбор наименее затратного способа связи.

Практически все FMC-проекты, реализованные в России, были нацелены на корпоративный сектор. Правда, в большинстве таких проектов конвергенция сводилась к подключению телефонной сети клиента к коммутатору оператора мобильной связи (для переадресации вызовов между мобильной и фиксированной сетями, организации звонков с использованием короткой нумерации). Но российские FMC-проекты получают второе дыхание благодаря развитию технологий BWA, сетей Wi-Fi и WiMAX. Операторы «большой тройки», имеющие лицензии на местную связь, строят фиксированные проводные, а порой и беспроводные сети. Вряд ли сети 3G станут «убийцами» FMC (как предсказывают некоторые аналитики): они лишь дадут новый импульс развитию FMC, обеспечив расширение функциональности и бесшовный хэндовер VCC на основе SIP. На это однозначно указывает рейтинг популярности контента, полученный Informa (рис. 4).

Российские проблемы

Очевидно, что FMC-сервисы имеют интересную перспективу на российском рынке. Однако возможность ее воплощения зависит от решения многих проблем.

Технологические проблемы связаны прежде всего с отсутствием стандартизации FMC-систем. Сегодня они представляют собой ориентированные на конкретных операторов частные решения. Не стандартизирована в полном объеме и функционально ограничена технология UMA (в частности, не поддерживается хэндовер между сетями UMTS и Wi-Fi), не завершена и стандартизация IMS.

Коммерческие проблемы возникают из-за неопределенности границ ответственности операторов, взаимодействующих при обеспечении фиксированного и мобильного доступа, за связь и ее качество. Отсюда – сложности заключения договоров и распределения прибыли от конвергентных услуг. Основой коммерческих проблем являются различия в экономике сетей фиксированной и мобильной связи. А решить их позволят выработка четких правил взаимодействия операторов, обоснованное распределение их ролей в FMC-проектах, достижение договоренностей по распределению прибыли и разграничению зон ответственности.

Законодательно-правовые проблемы порождены отсутствием нормативной базы конвергентных услуг. В рамках нынешнего правового поля каждый тип услуг связи жестко привязан к определенному типу сети, что исключает возможность перепродажи сервисов. А приписать к сети FMC-услуги чрезвычайно трудно или даже невозможно. Проблемой является и специфика построения российских телефонных сетей, определяющая правила маршрутизации трафика. Для соблюдения требований регулятора (например, к зоновым переходам) оператор вынужден идти на дополнительные расходы, что не способствует созданию экономически эффективной бизнес-модели предоставления FMC-услуг. Для разработки ее юридической части операторам приходится прилагать титанические усилия. И лишь остается надеяться на установление регулятором правил, соответствующих современным требованиям рынка и уровню развития технологий.

Проблема терминального оборудования в большей мере характерна именно для нашей страны. Пользователю необходимо удобное, компактное, полнофункциональное устройство (коммуникатор, ноутбук и т.п.), которое поддерживает работу в разных сетях (в том числе бесшовный хэндовер), оснащено достаточно энергоемким аккумулятором и программным обеспечением, поддерживающим FMC-услуги и единый сервисный профиль абонента. Увы, на отечественном рынке отсутствуют терминалы, соответствующие таким требованиям.

Кроме того, развитие FMC сдерживает отсутствие обобщенного опыта создания полнофункциональных конвергентных систем и четких бизнес-моделей продвижения FMC-услуг, сложность продажи и правильного позиционирования таких сервисов. И все это – на фоне стратегических побед Skype, которые грозят операторам не только ухудшением финансовых показателей, но и потерей значительной доли рынка.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!