Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2008
Константин Борисович ГРИБАХ  24 января 2008

FMC как составная часть унифицированных коммуникаций

Конвергенция сетей и унификация доступа к ним требуют специальных решений и порождают немало проблем, связанных с сочетанием мобильных и фиксированных средств связи.

Под FMC часто понимают простую переадресацию вызова, которая реализуется средствами, как правило, уже имеющимися в распоряжении оператора, но настоящая конвергенция сетей и унификация доступа к ним требуют специальных решений и порождают немало проблем, связанных с сочетанием мобильных и фиксированных средств связи.

Грибах К.Подводные камни FMC

Главное требование к FMC-сервисам, спрос на которые пока сосредоточен в основном в корпоративном секторе рынка, – обеспечение комфортной работы мобильного сотрудника, в том числе и с корпоративными информационными системами (справочник клиентов, список встреч, почта, базы данных). Следовательно, требуется удобный и недорогой мобильный телефон, позволяющий вне зависимости от способа доступа получать информацию из ИС предприятия. Пока выбор на этом рынке, мягко говоря, бедноват.

При этом в обычных сотовых телефонах передача данных через GPRS-соединение прерывается при поступлении входящего голосового вызова, априори имеющего более высокий приоритет. Но когда придумывали GPRS, ни про какие FMC-сервисы и речи не было. Появятся более современные системы – 3G, 4G – и проблема будет решена.

У двухрежимных терминалов свои особенности. Прежде всего технология Wi-Fi далеко не идеальна с точки зрения QoS: если на точках доступа Wi-Fi и со стороны абонентского терминала можно использовать ряд инструментов для контроля качества обслуживания, то в эфире возникают трудности. Впрочем, это касается любых беспроводных технологий, в том числе DECT, GSM, UMTS.

Существенный минус Wi-Fi-телефонов – высокое энергопотребление, заряда батареи хватает ненадолго. Правда, современные алгоритмы работы беспроводных сетей позволяют снизить энергопотребление абонентских устройств, что вкупе с появлением более емких аккумуляторов и альтернативных элементов питания уменьшит этот негативный фактор.

Еще одна сложность – переключение «корпоративного» звонка при выходе из зоны Wi-Fi-сети. В публичной сети она решается с помощью роуминга. Но для мобильной сети Wi-Fi-вызова просто не существует. Поэтому автоматический роуминг невозможен. Этот вопрос требует внимательного изучения, поскольку речь идет о конвергенции корпоративной и публичной телефонных сетей. И здесь есть и технические, и нетехнические аспекты.

Кроме того, двухрежимный телефон, по сути, совмещает в себе корпоративный телефон с возможностью звонить по коротким номерам, и GSM-телефон, где надо использовать полные городские номера. Чтобы этим телефоном было удобно пользоваться и не запутаться в правилах набора номера, требуется грамотное программирование номерного плана в системе унифицированных коммуникаций.

Другой подводный камень FMC – доступ к корпоративным данным. Далеко не все компании жаждут «делиться» информацией, пуская оператора мобильной связи в собственную информационную систему. Подтверждение тому – судьба одного из FMC-решений Cisco, в котором мобильные телефоны использовались как часть корпоративной телефонной сети. Базовая станция GSM подключалась к IP-УАТС. В зоне действия этой БС мобильный телефон регистрировался и работал как обычный телефон корпоративной сети со звонками по коротким номерам. При этом мобильный оператор получал информацию, что телефон «зароумился» на данную БС, и звонки, поступающие на этот мобильный номер, перенаправлялись именно на нее. Однако решение было свернуто, и не по техническим причинам, а потому, что рынок оказался не готов. Проблемы возникли и с доступом к корпоративной сети, и с госрегулированием при ввозе и эксплуатации мобильного оборудования (они есть не только в РФ, но и в других странах).

Пока все эти сложности до конца не преодолены. Поэтому развитие услуг FMC пошло по двум направлениям. Первое – сервисы операторов связи, обеспечивающие подключение к корпоративным ИС и реализованные с помощью оборудования и систем, установленных на сети оператора. Второе – продукты, которые позволяют реализовать услуги FMC без участия мобильного оператора на базе корпоративной системы унифицированных коммуникаций.

Наживка для клиента, или Экономия на связи

В России спрос на FMC-сервисы существенно меньше, чем на Западе, но он растет вместе с ростом бизнеса. И зависит спрос не столько от размера компании, сколько от степени мобильности ее сотрудников. При этом неважно, сочетание каких технологий используется (WiMAX + GSM, спутник + CDMA и т.д.). Все технологические решения – не более чем средства доступа, к которым предъявляются несколько основных требований, таких как скорость, надежность и повсеместность. И чем больше будет появляться новых технологий, отвечающих этим требованиям, тем активнее эти технологии будут использоваться. Безусловно, с учетом стоимости решения и самого сервиса.

Но не следует забывать, что основная цель оператора – увеличение трафика. А средство, с помощью которого эта цель может быть достигнута, – дополнительные услуги, так как количество звонков и трафик данных через сеть оператора при наличии дополнительных услуг растут. Технология тарификации таких сервисов давно известна и тоже не является непреодолимой преградой на пути их предоставления.

Традиционный для России набор FMC-услуг невелик: единый номер и доступ к корпоративному справочнику, плану совещаний и другой подобной информации ИС. Сервис определения местоположения требуется в большинстве случаев логистическим компаниям. Но даже этот небольшой набор услуг крайне интересен для бизнеса, мобильность которого ограничивается возможностями и доступностью современных услуг.

Деятельность таких операторов, как British Telecom или Sprint, на ниве FMC ясно свидетельствует о том, что в России возможности расширения номенклатуры конвергентных услуг налицо. Очевидно также, что появление новых решений, более интересных, чем существующие сегодня, стимулирует дальнейший рост рынка FMC-сервисов. В конце концов, появятся способы интеграции мобильных технологий доступа и корпоративных ИС, позволяющие создавать системы, которые можно будет с полным правом называть FMC, т.е. конвергенцией сетей для предоставления всего спектра сетевых сервисов, доступных в каждой из сопрягаемых систем.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: