Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2008
24 января 2008

Куда зовут производители?

О том, что же такое конвергентные решения, каковы их задачи и критерии выбора, «ИКС» пригласил высказаться поставщиков FMC-оборудования, работающих на российском рынке.

Вендоры и поставщики решений, наверное, раньше всех почувствовали, что рынки и проводной, и мобильной связи не просто насыщены – им грозит падение доходов, которые для вендоров – источник прибыли. Необходимо было предложить нечто новое для поддержания собственного благосостояния.

Так в конце 90-х родилась концепция FMC, призванная помочь игрокам рынка оставаться на плаву и сулящая самим поставщикам немалые выгоды. И хотя тогда большинство операторов (по разным причинам) оказались не готовы к столь высоким сервисным изыскам, идея «запала в душу» и не прошло и десяти лет, как особо смелые приступили к ее воплощению. А творческая мысль вела производителей все дальше и дальше, к мультимедийным FMC-услугам и защищенному доступу в корпоративные сети для FMC-абонентов...

Однако, как это бывает с терминами, не определенными в международных стандартах, каждый из вендоров понимал FMC «в меру своей испорченности», т.е. в соответствии с тем, какие технологические решения были для него традиционными, и, соответственно, «подгонял решение к ответу». Поэтому и предложения на рынке FMC очень разнообразны по технологическим воплощениям. Но что интересно – все они востребованы.

Гладкова Ирина
И. ГЛАДКОВА, менеджер по технологиям Nokia Siemens Networks


FMC – это инфраструктурная услуга доставки общего набора сервисов независимо от сети доступа. Эта сеть может быть фиксированной или мобильной, проводной или беспроводной, узкополосной или широкополосной. Важно лишь учитывать ее особенности при доставке услуг абоненту, который может находиться в роуминге, иметь публичный IP-доступ, осуществлять соединение с использованием аналогового терминала с ограниченным набором возможностей и т.д. Задача FMC-услуги – скрыть эти особенности от пользователя и предоставить ему один и тот же набор услуг.

Определение «инфраструктурная» означает, что FMC – не конечная услуга, а сетевая технология и уровень ее сложности зависят от набора составляющих, которые предлагаются «в одном флаконе».

В портфеле Nokia Siemens Networks (NSN) – FMC-решения для беспроводных мобильных 2/2,5/3G- и широкополосных фиксированных сетей доступа, а также сетей фиксированной связи. Наиболее экономичный вариант конвергентного решения рассчитан на мобильного оператора, опорная сеть которого построена на основе мобильного программного коммутатора Release 4 от NSN, – ему нужно лишь установить дополнительное ПО. Для операторов, чья опорная сеть поддерживает протокол SIP NNI, предназначено решение на базе автономного SIP-сервера приложений hiQ 4200.

Но для полномасштабного конвергентного решения нужна инфраструктура на основе IMS. Платформа IMS от NSN полностью соответствует стандартам 3GPP и, помимо традиционных сервисов (единый номер, объединение мобильных и фиксированных, в том числе и корпоративных абонентов), обеспечивает поддержку мультимедийных сессий, т.е. абоненты могут работать в интерактивном режиме, совместно с другими использовать приложения, менять тип доступа с фиксированного на мобильный без перерыва в обслуживании (Voice Call Continuity), управлять своим статусом присутствия и общим списком контактов и т.д. В решении реализованы VoIP, единая авторизация абонентов, ведение консолидированной базы данных абонентов разных сетей доступа, механизмы безопасной работы, качество обслуживания QoS в IP-сетях, администрирование услуг через веб-интерфейс и т.п. Оконечное оборудование – двухмодовые терминалы, софтфоны – должно поддерживать работу SIP-клиентов.

Подойницын Роман
Р. ПОДОЙНИЦЫН, руководитель направления беспроводных решений компании «Микротест»


Сегодня на рынке представлено несколько вариантов для обеспечения конвергентных услуг, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки и подразумевает различный уровень финансовых затрат оператора на его внедрение. Это и решения на базе протоколов GSM, SIP и 3G, использующие возможности фемосот (для 3G), технологий UMA или VoIP. Однако существует и ряд независимых конвергентных решений, ориентированных по большей части на корпоративный рынок.

Основные факторы, которые влияют на выбор оператором того или иного технологического решения:

* бизнес-модель предоставления конвергентных услуг (для оператора);

* целевой сегмент пользователей сети;

* предполагаемый набор услуг;

* время запуска услуг FMC в коммерческую эксплуатацию;

* существующая сетевая инфраструктура;

* наличие абонентских устройств, привлекательных для абонентов.

Наша компания предлагает корпоративным пользователям решения на базе сочетания GSM, беспроводной локальной сети и IP-АТС с использованием двухстандартных мобильных устройств Nokia GSM/Wi-Fi, а также на основе сервера Blackberry. На операторов связи ориентировано решение стандарта UMA (GAN). Полагаю, это наиболее зрелые на сегодня технологии обеспечения конвергентных услуг.

Зибаров Василий
В. ЗИБАРОВ, эксперт Nortel по сетям BWA


Nortel – сторонница идеи Hyperconnectivity, согласно которой наличие у устройства возможности быть на связи означает, что оно всегда должно быть на связи, а FMC – воплощение этой идеи.

Наше решение требует для работы совместимого терминала и любой IP-сети с параметрами, приемлемыми для предоставления услуг VoIP. Если сеть IP ограничена по производительности, то решение работает в режимах передачи коротких сообщений, файлов, не требующих широкополосного канала. Если оператор обладает разнородными сетями доступа, то внедрение решения происходит путем добавления компонентов FMC, без изменения существующей инфраструктуры.

Кроме традиционного набора (доступ в корпоративную сеть, e-mail, корпоративная голосовая связь, мобильный офис, обмен короткими сообщениями и файлами, аудио- и видеоконференцсвязь), в нашем решении предусмотрены такие функции, как индикация статуса присутствия, маршрутизация входящих вызовов абонентами и интеграция с ТфОП.

Новиков Константин
К. НОВИКОВ, менеджер департамента маркетинга Huawei Technologies CIS


Технические решения для оператора (по уровню сложности внедрения и поддержки конвергентного сервиса) зависят от того, в каком состоянии находится его сеть и как оператор намерен предоставлять конвергентные услуги. Если в его распоряжении традиционные фиксированная и мобильная сети, то простейшие конвергентные услуги возможны уже сейчас, но рано или поздно придется вложить деньги в реконструкцию сети на базе IMS.

FMC-решение Huawei построено на базе архитектуры IMS, поэтому оно обеспечивает не только конвергенцию 2/2,5/3G-сети с проводной сетью, но и объединение сотовой, широкополосной и фиксированной сети в единую сеть с предоставлением услуг независимо от типа доступа. Единственное требование к оператору – наличие опорной сети на базе IMS.


Богачев АндрейА. БОГАЧЕВ, менеджер по продуктам CompTek

Есть четыре варианта «мобилизации» сотрудника любой компании. Либо сотрудник мобилен в рамках офиса, либо он выезжает из него на «гостевое» рабочее место, либо он везет свое рабочее место с собой, либо роль рабочего места играет мобильный телефон. Из этих вариантов только четвертый предполагает использование FMC-решения. В этом случае могут применяться продукты Avaya семейства EC500 и one-X Mobile, которые ничего, кроме обычного мобильного контракта, от оператора не требуют. С технической точки зрения оператора даже в известность ставить необязательно: никаких действий от него не требуется, а трафик мимо счетчика все равно не пройдет.

По моему мнению, основная точка приложения FMC-решений находится не на территории оператора, а в зоне ответственности информационной системы предприятия. Сама по себе мобильность немногого стоит, важна мобильность доступа к привычной корпоративной инфраструктуре. Человеку, сменившему форму работы с офисной на удаленную, конечно, приятно выйти в Интернет с мобильника или получить «e-mail в карман». Но ему намного важнее из удаленной точки получить доступ в привычную информационную среду офиса со всеми используемыми CRM, базами данных и телефонными справочниками.

Отсюда – наилучшее решение FMC то, которое не требует ничего специального от оператора связи. Представьте себе два решения: одно очень функционально, но требует, например, прямого включения клиентской сети в коммутатор мобильного оператора и предоставления ряда прав взаимного доступа в корпоративные базы данных между оператором и клиентом; второе дает меньший набор возможностей, но ничего кроме мобильного телефона для подключения не требует. Какое из этих двух решений «пойдет в массы»? Думаю – второе. А где же выгода оператора? Трафик. С этой точки зрения практически любые решения FMC – это размен сервиса на трафик.


Трушин СергейС. ТРУШИН, руководитель бизнес-направления «Добавочные устройства» компании «ИМАГ»

Основной FMC-спрос на российском рынке приходится на услуги fixed + mobile. Их главный потребитель – корпоративный сектор: компании, имеющие достаточно большой штат мобильных сотрудников, работники риэлторских агентств, «полевые» менеджеры, технический персонал, курьеры.

Обычно сервисы FMC реализуются при помощи специального оборудования, интегрированного в корпоративную телефонную сеть и позволяющего не только перенаправлять трафик, но и разграничивать права пользования системой.

Для корпоративного сегмента рынка услуги FMC можно обеспечить и без участия сотового оператора, используя лишь устройства, работающие по принципу GSM-шлюза. Это быстрая и «бюджетная» конвергенция проводных корпоративных сетей связи с сетями GSM. Более безболезненного и экономически выгодного решения на сегодня не существует.

Наше решение рассчитано на существующие GSM-сети и не требует дополнительных изменений ни в инфраструктуре оператора, ни в инфраструктуре заказчика. Стоимость оборудования определяется количеством «мобилизованных» абонентов из расчета примерно $70 за порт (одного подключенного абонента). Единственное место соприкосновения корпоративного заказчика с сотовым оператором – покупка SIM-карт с выгодным корпоративным тарифом. Доступные сервисы: все услуги сотового оператора плюс единый «внутренний» номер абонента. Оператору достается весь дополнительный трафик с SIM-карт, используемых в компании для FMC-связи.


К. ВРОНСКИЙ, директор по стратегическому развитию Telecom Design

Очевидно, что пользователя, имеющего ПК, домашний телефон, мобильный телефон и карманный компьютер, интересуют не технические средства доступа к услугам, а «результат» доступа в любом из его устройств. Ему безразлично, с помощью какой технологии – GPRS, UMTS, Wi-Fi или ADSL – он дойдет до своего электронного почтового ящика. Поэтому преуспеет в конвергенции тот, кто сведет к нулю транспортные сложности и сделает путь к услугам незаметным для пользователя.

У производителей оборудования и ПО уже сегодня есть широкий выбор конвергентных решений. Наибольший потенциал имеют те, которые объединяют преимущества Интернета, фиксированной и мобильной связи.

Сложность поддержки конвергентного сервиса мало отличается от неконвергентного, так как любое промышленное решение по умолчанию обладает удобным инструментарием для обслуживания, а конвергенция – просто еще один интерфейс системы. Однако при внедрении приходится решать непростые задачи по согласованию интерфейсов и доработке бизнес-модели услуги. Идеология конвергенции фиксированной и мобильной связи реализована в решении Telecom Design Total Voice Mail, использующемся на сети «МегаФон». Основные функции: отправка на мобильный телефон SMS-уведомлений о пропущенных вызовах на домашнем телефоне, голосовая почта. Прослушать сообщения в своем голосовом ящике можно из любой точки мира с любого терминала (фиксированного, мобильного, SIP-телефона). Требования к фиксированному оператору – цифровые АТС, автоматическое включение/выключение услуг на коммутаторе через его биллинг. От мобильного требуется обеспечение интерфейса к SMS-центру. Конечное оборудование при этом имеет второстепенное значение, так как пользоваться можно даже дисковым телефоном. Одна из функций продукта – Podcasting – предоставляет возможность подписки и получения голосовых передач, распространяемых по Сети.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!