Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 1 2008
Алексей ШАЛАГИНОВ  24 января 2008

Далеко ли до FMC?

Понятие конвергенции фиксированных и мобильных сетей часто толкуется неверно, его подменяют конкретными и ограниченными приложениями типа непрерывности речевой связи. Действительная конвергенция сетей предполагает комплексное управление единым профилем услуг всех абонентов и предоставление им мультимедийных сервисов всех типов сетей доступа через унифицированную опорную сеть.

Шалагинов АлексейЧто стоит за термином?

Часто случается, что правильная интерпретация нового термина затруднительна даже для специалистов. Например, LTE (Long Term Evolution) – долгосрочная эволюция или NGN (Next Generation Network) – сети следующего поколения. Под такие названия можно подвести практически любую технологию. Однозначности соответствия «понятие – технология» добиться непросто. Не стало исключением и FMC.

Иногда под FMC понимается услуга непрерывности речевого вызова (VCC), т.е. бесшовной передачи вызова из зоны покрытия фиксированной сети радиодоступа (Wi-Fi, WiMAX, UMA) в сотовую сеть и наоборот. Это, безусловно, полезная услуга, которая уже предоставляется на сетях многих операторов мира, например, в рамках сервиса Fusion Вritish Тelecom (BT), охватывающего 40 тыс. абонентов.

Ценность этой услуги BT – в более низкой стоимости вызовов из дома и в высокоскоростном доступе в Интернет: доступ в 13 раз быстрее по сравнению с GPRS, а внутри здания покрытие Wi-Fi гораздо лучше, чем у мобильной сети.

На сети France Telecom аналогичной услугой пользуются 125 тыс. абонентов; внедрена VCC на сетях Сингапура, Венгрии, Гонконга и других стран. Российские операторы также начинают экспериментировать с этой услугой, например, ее тестирует «ВолгаТелеком». Но сервис VCC – лишь одно из приложений IMS, и он не может быть назван «решением FMC».

FMC подразумевает предоставление набора мультимедийных информационных услуг, которыми абоненты смогут воспользоваться в любом месте в любое время. Набор включает единый счет, единую службу абонентов, единый номер, управление группами пользователей, единый голосовой почтовый ящик, единый набор приложений. Главное же – комплексное и бесшовное использование этих услуг и приложений.

Однако прогноз развития FMC-сервисов агентства Gartner показывает, что мы лишь в начале пути: коммерческие FMC-продукты появились в середине 2005 г., а полноценные конвергентные сети ожидаются не раньше 2010 г. Поэтому «обэфемсить» Россию завтра не получится.

Что такое конвергентная сеть?

Концепция подсистемы мультимедийных IP-услуг (IMS) для получения реальной мультисервисности и мультимедийности при помощи единой платформы – это и есть фундамент настоящей конвергенции.

Изначально разработанная как стандарт для беспроводных сетей в ассоциациях 3GPP и 3GPP2, IMS приглянулась и рынку проводной связи (проект ETSI TISPAN) как средство конвергенции фиксированных и мобильных сетей. Сегодня начаты совместные работы ETSI и 3GPP по созданию единого стандарта IMS, призванного решить проблемы фиксированно-мобильных сетей.

Главное концептуальное отличие конвергентной сети от паллиативных «объединений» – использование архитектуры сервисных платформ (Service Oriented Architecture, SOA) или стандартных сервисных блоков (Service Enablers), сравнимых со стандартными функциями Windows (каждую функцию для всех программ пакета MS Office, например форматирования, выполняет один и тот же модуль). Именно на них строится единый для всех объединяемых сетей сервис.

Что нужно пользователям сегодня?

Формировать свой пакет и профиль всех нужных услуг связи, определять способ доступа к информации самостоятельно и при этом оплачивать единый счет – что может быть приятнее для пользователя? А доступность всех сервисов в любой точке страны, без забот о прописке реквизитов в другой сети – это уж даже слишком…

Такие привычные услуги, как электронная и речевая почта, чаты, мобильные вызовы, мгновенные сообщения изменили представления о доступности связи. Современный пользователь больше думает о том, чтобы доступностью управлять, т.е. определять, как, когда, при помощи чего и для кого быть доступным.

Другой аспект «сервисного изобилия» – желание получить бесшовную услугу, т.е. не меняющуюся при переходе из одной сети доступа в другую. Более того, некоторые понимают бесшовность и как независимость от типа терминала, например, чтобы сеанс видеоконференции одинаково хорошо отображался и на стационарном терминале, и на КПК. И здесь во весь рост встает вопрос интероперабельности как между терминалами, так и между операторскими сетями.

Как организуется предоставление услуг?

В традиционных сетях каждой услуге соответствует свой сервисный узел или группа узлов. Единственно возможный путь комбинации разных услуг для создания качественно новой – организация взаимодействия узлов. Но такой способ создания и предоставления сервисов связан с высокими затратами и технически сложен, поскольку требует работы со многими протоколами взаимодействия. Такая «автономная» функциональность традиционных сетей (тарификация – одна функция, присутствие – другая и т.д.) обусловливает не только высокие затраты на развертывание и обслуживание, но и сложность эксплуатации.

В конвергентной IMS сети задействуются функции, общие по структуре и исполнению, которые могут одинаково применяться всеми сетевыми сервисами. Например, функции presence (присутствие), list management (управление списками пользователей) и др. Дополнительный эффект такой «общности» для операторов – минимизация расходов ОРЕХ и САРЕХ благодаря многократному использованию общей функциональной инфраструктуры прикладного уровня.

Взаимодействие с традиционной сетью

В традиционных сетях существует множество услуг, привычных абонентам и приносящих прибыль оператору. Важно, чтобы и в IMS они не «потерялись» во избежание оттока абонентов. Значит, конвергентная сеть должна уметь взаимодействовать с традиционной и эмулировать ее услуги. В настоящее время в ETSI для поддержки услуг ТфОП в режимах эмуляции PES (PSTN/ISDN Emulation Subsystem) для и симуляции PSS (PSTN/ISDN Simulation Subsystem), а также для предоставления мультимедийных услуг в реальном времени и услуг передачи данных не в режиме реального времени разработаны спецификации TISPAN NGN Release 1. PES поддерживает эмуляцию услуг ТфОП и ISDN для традиционных терминалов через медиашлюзы различных типов, а PSS обеспечивает симуляцию этих же услуг за счет использования терминалов и серверов SIP.

Что в перспективе?

По данным агентства Informa Telecoms & Media, к 2007 г. пользователей FMC насчитывалось всего 3,3 млн, но в 2010 г. объем абонентской базы может вырасти до 92 млн, что принесет прибыль около $28 млрд (примерно 3% доходов отрасли телекоммуникаций). Прогнозы не всегда оправдываются, но этот имеет под собой основания. За последние 10 лет в отрасли связи объем инноваций намного превысил их количество за предыдущее столетие.

Правда, нередко инновации практически становились самоцелью. Всем известны концепции ISDN, ATM, 3G (4G, 5G и т.д.), которым сулили революционную роль в развитии отрасли. Позже появились и другие «революционеры» – HSPA, LTE, SAE... В результате операторы часто оставались один на один с новыми технологиями, не оправдавшими надежд, а попутно возникало множество проблем интеграции, согласования интерфейсов, продвижения услуг, которые привлекательно выглядели в проспектах и описаниях, но в реальной жизни были мало востребованы конечными пользователями.

Повторится ли та же картина с FMC? В British Telecom пока считают сервис VCC труднопродаваемым, видя причины в низкой доступности терминалов и сложности рекламы этой услуги: «очень трудно объяснить абонентам, в чем ее польза... это ведь не продажа дешевых минут междугородной связи».

Реальность сегодняшнего дня такова, что спецификации конвергентной сети должны быть еще серьезно доработаны. Более того, они должны быть стандартизованы. Роль спецификаций трудно переоценить – они служат подробным и исчерпывающим путеводителем для операторов, поставщиков оборудования и интеграторов к общей цели – бесшовности и мобильности конвергентных услуг. Однако выгода от решений придет не сразу и осознать ее будет сложнее, чем установить новое оборудование.

Еще один эффект сетевой конвергенции – коренные изменения в устоявшихся представлениях о модели телекоммуникационного бизнеса. Уже сегодня ясно, что, например, сервис- и контент-провайдеры (SP/CP) из конкурентов операторов превратятся в их партнеров по совместному бизнесу. Оператор сможет предложить своим бывшим конкурентам открытую функциональность сервисных платформ, и тогда у них отпадет необходимость в маркетинге своих услуг: они смогут воспользоваться абонентской базой основного сетевого оператора.

Пользователи будут платить за услуги не сторонним SP/CP, а основному оператору, он же – рассчитываться с партнерами как с оптовыми продавцами логики услуг. Такая бизнес-модель будет выгодна всем участникам рынка.

Расходы абонентов в ряде случаев сократятся, качество услуг повысится, что должно привести к уменьшению оттока абонентов. Оператор повысит доходность и снизит издержки. Сторонние SP/CP также сократят затраты на развертывание услуг и расширят базу их распространения.

Несомненно, FMC – явная тенденция в индустрии телекоммуникаций. И уже сейчас налицо ее различные проявления: мобильные операторы активно скупают фиксированные активы, а фиксированные, имеющие мобильные лицензии, не спешат избавляться от мобильных активов.

* * *

Однако, чтобы достичь реальной конвергенции сетей, предстоит пройти еще немалый путь, в конце которого мы окажемся в совершенно другом мире «пользовательского опыта». Например, будем включать дома кондиционер по пути с работы, просматривать на мобильнике рекламные ролики фильмов, заказывать, оплачивать и получать на телефон билеты в виде двумерного штрих-кода (в зал попадем, приложив экран мобильника к сканеру). В конвергентной сети нас ждет много интересного.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: