Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2008
Владимир ГОРБАЧЕВ  24 января 2008

Госдума 5-го созыва займется технопарками, налогами и естественными монополиями

В конце декабря ушедшего года начала свою работу Государственная дума Федерального собрания РФ 5-го созыва. В Думе 4-го созыва работали 29 профильных комитетов. В.Л. ГОРБАЧЕВ, первый зам. председателя одного из них – Комитета по энергетике, транспорту и связи – оценивает его работу, а также намечает направления законотворческой деятельности в области связи для депутатов 5-го созыва.

Горбачев В.Л.Комитет по энергетике, транспорту и связи разрабатывает и сопровождает законопроекты в области всех видов связи, а также курирует законопроекты в сфере информационных технологий, персональных данных и телерадиовещания, а также по социальным вопросам, вопросам технического регулирования и международного права.


За 4 года работы Комитетом подготовлены и приняты 8 федеральных законов в сфере ИКТ. Пять из них – это поправки в ФЗ «О связи», вызванные необходимостью урегулирования проблем, ранее неучтенных, продиктованных современными требованиями, а также корректировкой действующих норм закона. Работа над четырьмя иными проектами федеральных законов продолжается.

В настоящее время можно утверждать, что благодаря качественному скачку в развитии ИКТ и наличию базового ФЗ «О связи», отвечающего современным требованиям, России удалось преодолеть отставание в развитии отрасли и вплотную приблизиться к развитым странам.

Необходимо отметить, что закон «О связи» – это сбалансированный законодательный акт, который отвечает интересам граждан, бизнеса и государства и, помимо задачи экономического развития, имеет серьезную социальную составляющую.

В условиях начавшейся реализации новой редакции ФЗ «О связи» заметно активизировался нормотворческий процесс в информационной сфере. Это связано прежде всего с тем, что действующие законы, принятые более 10 лет назад, вступают в противоречие с более поздними, что крайне негативно влияет на правоприменительную практику.

В целях исправления этой ситуации было выдвинуто несколько важных инициатив, направленных на совершенствование системы нормативного регулирования отрасли и рынка ИКТ. Депутаты Комитета приняли активное участие в этом процессе в качестве авторов и разработчиков законопроектов либо как эксперты.


С 2004 г. более 30 законопроектов прошли рассмотрение в Комитете. Восемь из них были приняты и сегодня являются действующими федеральными законами. Три – отклонены Госдумой при рассмотрении в первом чтении, остальные возвращены авторам или работа с ними была завершена по иным причинам. Работа Комитета продолжается по четырем проектам федеральных законов.

Принятие и реализация поправок в ФЗ «О связи» отвечают растущим потребностям населения и организаций в современных информационно-коммуникационных технологиях и задачам эффективного государственного регулирования.

Так, поправки в статью 54 (авторы – депутаты Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Владимир Горбачев и Максим Коробов), отменившие плату за входящие звонки, кроме особо оговоренных случаев, позволили перейти на более прогрессивный принцип оплаты услуг телефонной связи, принятый в большинстве развитых стран.

Поправки дополнили закон распространенной во всем мире нормой – «платит звонящий» (CPP – Calling Party Pays), т.е. оплату телефонного соединения осуществляет только вызывающий абонент.

Такой принцип оплаты представляется более справедливым для большинства пользователей услугами телефонной связи. Кроме того, эта мера повысила доступность услуг телефонной связи для населения.

Норма бесплатности входящих звонков вступила в силу с 1 июля 2006 г. До этого времени операторы связи провели серьезную работу по приведению в соответствие своих биллинговых систем для воплощения в жизнь принципа «платит звонящий».

Сегодня и эксперты, и участники рынка сходятся во мнении, что главным достижением принципа «платит звонящий» стало формирование цивилизованных межоператорских отношений.


Коротко охарактеризуем другие законы. В условиях либерализации отрасли связи возникла необходимость законодательно обеспечить государственное управление в используемых сетях связи. С этой целью законом были установлены дополнительные требования к сетям связи, определяемые государственными контрактами на оказание услуг связи для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка.

Изменения в статьи 59 и 60 закона «О связи» уточнили правовые основы формирования резерва универсального обслуживания и установления суммы отчислений в резерв универсального обслуживания. Поправки были подготовлены в рамках реализации постановления Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений ФЗ «О связи».

В феврале 2007 г. были приняты поправки в ФЗ «О связи», исключающие эксплуатацию сетей связи, не обеспечивающих целостность, устойчивость и безопасность сети связи общего пользования. Позже, в июле 2007 г., поправкой было уточнено наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего аккредитацию лиц, проводящих экспертизу системных проектов сети связи.


В области международного сотрудничества по вопросам развития информационных технологий и связи ратифицировано Соглашение между Правительством РФ и МСЭ об учреждении Зонального представительства в целях содействия России и другим государствам СНГ в вопросах развития сетей электросвязи и услуг связи, внедрения современных технологий и подготовки специалистов.

Это важно с точки зрения усиления роли России при выработке стратегических решений по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий в государствах-участниках СНГ и формирования скоординированной позиции государств-участников на международных форумах в области электросвязи, укрепления положения на мировом рынке услуг связи.

Ратифицированы также еще два международных договора РФ с ведущими международными организациями – Международным союзом электросвязи и Всемирным почтовым союзом.

В настоящее время в портфеле Комитета находятся 4 законопроекта в области связи. Крайне актуальными являются вопросы реализации ФЗ «О техническом регулировании». В этой связи представляет интерес новая редакция общего технического регламента об электромагнитной совместимости, внесенная в декабре 2006 г. Данный законопроект направлен на предотвращение опасности для жизни и здоровья граждан, причинения вреда имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей природной среде вследствие нарушения функционирования технических средств при воздействии электромагнитных помех.

Законопроект призван обеспечить конкурентоспособность отечественной электротехнической, электронной и радиоэлектронной продукции в условиях присоединения России к ВТО, создать основы для сближения норм технического регулирования и снижения барьеров во внешней торговле. Вес принципиальным положениям регламента добавляют недавно принятые поправки в ФЗ «О техническом регулировании».

Еще один законопроект – поправки в ФЗ «О связи», изменяющие порядок лицензирования услуг связи для целей телевизионного вещания при использовании цифровых технологий. Определение приоритетных направлений в развитии телерадиовещания входит в обязанности Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания. Комитет считает целесообразным отложить рассмотрение законопроекта до появления общей концепции перехода к цифровому вещанию. Организационные и правовые вопросы перехода к цифровому вещанию были рассмотрены на специальном круглом столе.

В Комитет поступил законопроект, призванный внести изменения в ФЗ «О почтовой связи». Проектом Законодательного собрания Курганской области предлагается предусмотреть финансирование деятельности организаций почтовой связи за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета.

Авторы еще одного законопроекта предлагают внести изменения в ст. 54 ФЗ «О связи», которые бы гарантировали 50%-ную компенсацию пенсионерам оплаты местных телефонных соединений. Комитет приступил к рассмотрению этих законодательных инициатив.

Следует отметить активную позицию Комитета по отстаиванию интересов отрасли при рассмотрении проектов федеральных законов о федеральном бюджете.

Особое внимание Комитет уделяет таким актуальным вопросам, как проблемы тарифного регулирования местных телефонных соединений, доступности связи для различных категорий населения, массового использования похищенных телефонов и контрафактных средств связи.

Секция экспертного совета при Комитете и рабочих групп по некоторым вопросам отраслевого развития. В состав Секции вошли ведущие эксперты и специалисты в области информационных технологий и связи, представители государственных органов, руководители ведущих телекоммуникационных компаний России, ведущие ученые и руководители научно-исследовательских организаций.

Помимо общей экспертной оценки, которую получают вопросы и проблемы, рассматриваемые в рамках повестки дня очередных заседаний Секции, важной составной частью деятельности Секции является создание рабочих групп в целях более углубленного изучения актуальных вопросов законодательного регулирования в сфере информационных технологий и связи, а также разработки предложений по совершенствованию действующего законодательства.


В качестве перспективных направлений законопроектной работы Комитета по энергетике, транспорта и связи видятся:

* подготовка новой редакции закона об электронной цифровой подписи;

* правовое обеспечение развития технопарков;

* уточнение налогового и земельного законодательства с учетом задач функционирования отрасли;

* законодательное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в области связи.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!