Rambler's Top100
 
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  25 января 2008

Главное в навигационной картографии – дорожная сеть

Как делаются карты для автомобильной навигации в России? Почему качественную картографию нашей не самой маленькой страны обеспечивает, в частности, крошечная Голландия? На вопросы отвечает Андрей Кузнецов, исполнительный директор компании «Навигационные Системы».

Нужна единая геопространственная инфраструктура

– Какая карта используется в вашем АВТОСПУТНИКЕ?

Андрей КУЗНЕЦОВ– Основная карта - это «Tele Atlas Россия», ее выпускает компания Tele Atlas, мы расширяем её дополнительными данными и актуализируем. Почему мы пользуемся навигационной картой, которую производят в маленькой Голландии? Потому что нет продукта, который можно было бы поставить рядом, с сопоставимым качеством, за сопоставимые деньги и с сопоставимым покрытием.
Смотрите: шестнадцать областей с дорогами между райцентрами, тринадцать городов масштаба центра региона, основные дороги России. И всё это одна лицензия на одну страну. Т.е. покупатель навигационного прибора получает карту, в которой есть всё. Плюс универсальная база данных на всю Европу. Захотел он поехать в Западную Европу — берет карту того же самого Tele Atlas.

– Но почему все-таки Tele Atlas?

– Пока российские поставщики не в состоянии предложить ничего близкого по характеристикам. Есть карты более точные? Есть. Есть карты более актуализированные? Есть. Есть карты более дешевые? Есть. Есть карты с большей территорией покрытия? Есть! Складываем все качества вместе – нет универсального продукта. Российская актуальная карта одного города может стоить дороже карты всей России от Tele Atlas.

Чтобы создать конкурентоспособную картографическую продукцию масштаба страны, требуется единая геопространственная инфраструктура страны, поддерживаемая государством. Она создаётся на основе данных различных организаций и ведомств. Результаты работы картографов должны прозрачным, понятным образом попадать в эту инфраструктуру и быть доступны для других картографов. При наличии такой единой доступной базы данных карты бы удешевились, а их качество возросло. Сегодня исходные данные или безнадёжно устарели, или недостаточно точны. И каждый из поставщиков данных самостоятельно делает одну и ту же работу, создавая навигационные карты практически «с нуля». У Tele Atlas создание навигационных карт в таком режиме пока получается лучше. У них налажен технологический процесс, поставлен контроль качества и поддержка партнёров. Качество продукта стабильное, рост покрытия предсказуем, обновления планируются на несколько кварталов вперёд.

– Вернемся к карте Tele Atlas. После такой рекламы хотелось узнать, что она все-таки конкретно собой представляет?

– Это несколько десятков городов, крупных и не очень, единая связанная дорожная сеть основных федеральных и региональных магистралей по России с объектами придорожного сервиса, детальными развязками. На ней указаны основные населенные пункты (границы, транзитные проезды), лесные и водные объекты по всей стране, свыше 40 000 объектов POI (АЗС, рестораны, магазины и т.д.). Общая протяжённость дорожной сети на октябрь 2007 года составляла более 100 000 км. К маю на карте Tele Atlas будет уже полтора десятка крупных городов и около сотни более мелких.
Версия карты «Tele Atlas Россия» для АВТОСПУТНИКА расширяется базой адресов и контуров зданий по Москве, С.-Петербургу, Екатеринбургу и городам Подмосковья (данные предоставлены компанией «Геоцентр-Консалтинг»). Кроме того, специалисты нашей компании производят актуализацию карты: добавляют в нее информацию об изменениях в организации движения автотранспорта за последнее время: это участки с вновь введенным односторонним движением, появившиеся запреты проездов и пр.

К вопросу об отечественной картографии

– Получается, отечественных поставщиков карт вроде как и нет?!

– С одной стороны, их слишком много, с другой – слишком мало. Качественного стандартизированного продукта, аналогичного по уровню Tele Atlas, нам пока не предложено. Основной наш партнер в России – «Геоцентр-Консалтинг», который специализируется по Московскому региону и имеет покрытие практически на всю Россию. Их карты, например, используются популярным проектом maps.google.com и другими интернет-ресурсами. 

– С кем вы еще сотрудничаете?

– Другой наш стратегический партнер – холдинг JJ Connect и его навигационное подразделение. С запуском их нового проекта «Мегаполис» список городов, в которых АВТОСПУТНИК сможет выполнять свои прямые обязанности, существенно расширится.

–Такое представление, что за Уралом у нас вообще нет цифровых карт...

–С проектом «Мегаполис» легальные карты сибирских городов появятся в продаже.

– А существуют и нелегальные?..

Не открою секрета, если скажу, что цифровые карты есть на всю Россию. Это карты, полученные «обходными» путями, оцифрованные с бумажных исходников и прочее. Некоторые полулегально распространяются через Интернет, некоторые вполне официально выпускаются  и продаются за рубежом. Довольно часто в публичном доступе находятся карты ДСП и даже секретные.

Например, некая карта публикуется в Сети. Публикатор заявляет, что карту он создал самостоятельно и все желающие могут ей пользоваться. Разумеется, вопрос лицензионных отчислений и оплаты права на публикацию не поднимается. А ведь любой картографический материал в России является собственностью в первую очередь государства, кто бы его ни создавал. Недаром же на всех российских картах стоит обязательно стоит копирайт Роскартографии, обладающей коренным авторским правом.

Вокруг такой «альтернативной картографии» создаются сообщества, при этом вопросы авторского права остаются за скобками. Сегодня это возможно, так как чёткой законодательной базы под современную картографию до сих пор не подведено, мы живём по устаревшим нормам. Кроме того, у государственного правообладателя есть много других забот, кроме отлова «нелегалов». За рубежом, кстати, публикация чужих карт рассматривается как прямое пиратство.

– Говорят, в России почти нет цифровых карт на основные магистрали?

– Карты для АВТОСПУТНИКА дают покрытие 90% федеральных трасс с точностью, достаточной для качественной навигации с подсказками. На них детализированы развязки, представлены многочисленные АЗС и другие важные объекты. Отдельные города – это хорошо, но суть автомобильной навигации в связности, в возможности доехать до незнакомого города и не потеряться в нём.

– Что в данном случае можно считать городом?

– Это населенный пункт со значительным числом жителей. Крупные города России имеют население более 500 тыс. человек, региональные города могут иметь и 50 тыс. жителей. Если город не покрыт детально, то мы обычно даем транзитный проезд через него. Так, например, сделано в отношении Оренбурга, Орла, Воронежа и других городов.

Картографов в России достаточно – профессионалов мало

– Каковы ваши конкурентные преимущества?

– В части карт это широта покрытия при его точности, реальная качественная навигация с адекватными подсказками, без тупиков и несуществующих маршрутов. Очень помогает, что в методику Tele Atlas входит практически сплошной полевой объезд дорог на карте.
Мы могли бы уже сейчас добавить более 50 городов, но по каждому городу требуется тщательная работа по выверке и  уточнению карты. Мы требуем от партнеров, чтобы их данные соответствовали требованиям по качеству (по этой причине, в частности, была задержана карта одной из стран СНГ).
Галочка (флажок, лепесток) на карте означает гарантию для пользователей АВТОСПУТНИКа, что карта попала к ним после надлежащего тестирования.
На стороне программы в активе простота, приятный внешний вид и при этом богатая функциональность. Нашей программой может пользоваться как начинающий, так и весьма искушённый пользователь. Одна из основных функций программы – приём информации о пробках в Москве и прокладка обходных маршрутов.

– Можно ли считать цифровые карты цифровым контентом?

– Конечно, это авторский контент, набор которого ограничен только нашей фантазией. Например, вариативная база POI добавляет интерактивность: кого-то интересуют кинотеатры, кого-то – автосалоны и прочее. Навигационная карта, в отличие от топографической, не является на 100% стандартизованной, её можно наполнять практически любым содержанием, которое интересует пользователя навигатора.

– PocketGPS Pro все называют первой в России навигационной программой. Это верно?

– Строго говоря, это преувеличение. Первой навигационной программой для КПК в России была интерактивная карта для Newton MessagePad, её создавала фирма Zax Hi-Tech.

Впрочем, мы действительно были первыми, кто отнёсся к навигационному ПО серьёзно. PocketGPS Pro - это первый по-настоящему массовый и популярный российский навигационный продукт для КПК и коммуникаторов. Он сильно повлиял на формирование современного рынка навигации, заложил его стандарты. Например, в зарубежных навигаторах нет контуров домов. Но в PocketGPS Pro эта функция была, люди к ней привыкли. АВТОСПУТНИК, конечно, поддержку домов и правильной российской адресации (корпуса, строения и прочее) унаследовал и в этом смысле сильно превосходит аналоги. Как всякому первопроходцу, PocketGPS Pro выпала непростая судьба,  но мы его любим и по-прежнему поддерживаем, обновляя карты совместно с «Геоцентром-Консалтинг».

– А вы могли бы самостоятельно заниматься цифровой картографией?

– Я думаю, что хороших картографов в России и за рубежом достаточно. Для нас интереснее сотрудничество с поставщиками качественных данных, которые мы, со своей стороны, улучшаем взаимной интеграцией, обогащением и правильной подачей пользователю. Хотя общая тенденция сейчас такова, что разработчики навигационного ПО объединяют усилия с картографами с одной стороны и с создателями «железа» - с другой. Если наш пользователь выиграет от такого шага – мы готовы его сделать.


Справка «ИКС»

Российская компания «Навигационные Системы» специализируется в области разработки ПО для автомобильной GPS-навигации. Основана в 2006 г. командой специалистов, в свое время создавших PocketGPS Pro. Новый бренд компании – АВТОСПУТНИК, российская автомобильная навигационная система для автомобильной GPS-навигации, полностью адаптированная для России: учтены особенности языка и специфика российской системы адресации, принципы которой не присущи никаким зарубежным адресным системам.

Компания сотрудничает с партнерами и дилерами ПО и мобильных устройств в России и за рубежом, с производителями электроники и автомобильной техники по ОЕМ-проектам, с поставщиками карт и информационных баз данных по расширению покрытия, с поставщиками карманных компьютеров и коммуникаторов, дистрибьюторами автомобильной электроники и GPS-оборудования.
http://autosputnik.com

 

Читайте на портале www.iksmedia.ru:

Discovery привносит в свой контент российский колорит
Вендор как центр компетенции
Интеллектуальную собственность нельзя унести на флешке
То же самое, но с перламутровыми пуговицами
IPTV в краткосреднесрочной перспективе
Медиа-карусель мобильного ТВ
Топором можно не только дрова колоть

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!