Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2008
Галина БОЛЬШОВА  28 января 2008

Российские намерения производителей WiMAX Два взгляда – две позиции

Из всех зарубежных производителей WiMAX-оборудования, работающих на российском телеком-рынке (Intel, Alvarion, Cisco Systems, Aperto и др.), пожалуй, менее известны в BWA-сообществе Huawei Technologies и Motorola (NextNet Expidense – не в счет). Обе они являются членами WiMAX Forum, обе выпускают комплексные решения стандарта 802.16е, в состав которых входят БС, шлюзы, системы управления и авторизации, абонентские терминалы. И, безусловно, каждая из них будет сертифицировать свое оборудование в WMF (обе – во второй волне). Но на этом их сходство и заканчивается. Взгляд на российский рынок у каждой свой.

Ориентация – на востребованные частоты

Новиков Е.Huawei Technologies, считая российский телеком-рынок одним из приоритетных для себя, приняла решение наряду со стандартным WiMAX-оборудованием выпускать оборудование для перспективного для нашей страны диапазона 5,1–5,2 ГГц. О работе компании на этом рынке, ее позиции и планах рассказывает заместитель директора департамента по продажам продукции CDMA/WiMAX Huawei Technologies Евгений НОВИКОВ.

– В каких добровольных тестах на совместимость участвовала Huawei?

– Компания использует каждую возможность подтвердить совместимость своего оборудования с устройствами других производителей. Сегодня тесты показали совместимость нашего оборудования с ZyXEL (чипсет Runcom), Quanta (Sequans), Alpha (Sequans), AWB (GCT). Запланировано участие в тестах на совместимость с оборудованием на базе чипсетов Fujitsu, Beceem и Intel.

– Будет ли выпускаться ваше оборудование в диапазонах, отличных от стандартных?

– Сегодня на рынке представлено первое поколение нашей системы. Второе поколение, помимо технологий MIMO и OFDMA, будет использовать и адаптивные антенные системы (ASS). В этом решении также планируется предложить другие частотные диапазоны и каналы другой ширины.

Поколение – это не версия, а концептуальное решение, включающее в себя всю структуру системы, начиная от железа и заканчивая технологиями, частотами, услугами. Поэтому решение второго поколения обеспечит сервисы multi-play, взаимодействие с существующими сетями (роуминг).

Тенденции развития отрасли позволяют предположить, что, кроме компакт-флэш и чипсетов в лаптопах, на рынке появятся также двухмодовые терминалы.

Третье поколение системы будет построено на опорной IMS-сети с поддержкой межсистемного хэндовера (WiMAX/GSM, WiMAX/CDMA и др.), а терминалы станут многомодовыми.

Эволюция от поколения к поколению будет практически незаметна для операторов связи, поскольку Huawei, традиционно придерживаясь концепции плавного перехода, предлагает решения, позволяющие операторам оптимизировать инвестиции при развитии технологий.

Кстати, нестандартные частоты – не случайность. Huawei исследовала рынки многих ведущих стран, и оказалось, что в мире очень много белых пятен, где нет возможности (или она слишком мала) использовать стандартные для WiMAX частоты – 2,5 или 3,5 ГГц. Среди таких «особо востребованных» диапазоны меньше 1 ГГц (азиатские страны), выше 5 ГГц (Россия) и 3,3 ГГц (Латинская Америка и Африка). Потенциал этих рынков достаточно высок, и компания рассматривает возможность включить в разработку эти диапазоны после выпуска стандартных решений.

Ориентировочно оборудование для диапазона 5,1–5,2 ГГц будет готово не раньше второй половины 2009 г. Сегодня в Российской Федерации больше половины сетей широкополосного беспроводного доступа работают именно на этих частотах. И хотя даже половина российского рынка – это капля в море по сравнению с мировым рынком, Huawei будет ориентироваться на эти частоты, так как рынок России важен для нас.

– Есть ли внедрения в России?

– Пока на оборудовании Huawei в предкоммерческой эксплуатации находится 8 WiMAX-сетей (США, Пакистан, Саудовская Аравия, Замбия, Болгария, Южная Африка и СНГ). Более 30 тестовых зон либо развернуты, либо уже работают, в том числе и в СНГ.

Наше оборудование первого поколения для диапазонов 2,4–2,5 и 3,5 ГГц сертифицировано в Мининформсвязи, а значит, препятствий для его применения нет. Интерес к решению проявляет огромное количество компаний. На сегодняшний день проведен ряд переговоров с такими операторами, как «Новые Телекоммуникации», «Сумма Телеком».

Не стоит забывать и про огромный пласт региональных альтернативных сотовых операторов с абонентской базой около 30 млн абонентов. Эти операторы не получили лицензию UMTS, и для них WiMAX – возможность сохранить абонента в условиях будущей жесткой конкуренции с «большой тройкой».

– А где тестировалась система?

– Тестирование для «Суммы Телеком» проходило в лабораториях штаб-квартиры в Китае на основе жестких требований оператора. Хотя на самом деле это положительный момент, поскольку отчет по результатам тестирования настолько полный, что у других компаний после ознакомления с ним вопросов не возникает.

Постоянно действующая тестовая зона организована в тренинг-центре в Москве. На ее базе инженеры будут проходить обучение и смогут проводить тесты в базовом объеме. Вторая зона, демонстрационная, будет создана на базе центра впечатлений в московском офисе Huawei: здесь для руководителей компаний будут демонстрироваться базовые услуги, предоставляемые решением WiMAX.



«Нестандартные частоты – лишь при критической массе объема продаж»

Наиболее известное в России оборудование беспроводной связи производства Motorola – система Сanopy. Однако в 2004 г. компания решила присоединиться к WiMAX Forum и выпустила систему Wi4 WiMAX. Топ-менеджеры Motorola – Стив БЕЛЛ и Стефан КОУЭН рассказали о решении Wi4 и планах по продвижению системы мобильного WiMAX.


Коуэн С.С. Коуэн, директор по развитию европейского бизнеса сетевых технологий стандарта WiMAX: Motorola уже более года выпускает решение Wi4 WiMAX на базе стандарта WiMAX 802.16e, предназначенное для предоставления как стационарной связи, так и связи для мобильных и мигрирующих (номадик) абонентов.

Сегодня в мире работает 14 коммерческих контрактов мобильного WiMAX. Самый «свежий» – на развертывание национальной сети Пакистана – заключен в начале ноября с оператором Wateen Telecom.

Система Wi4 WiMAX комплектуется базовыми станциями, шлюзами и абонентским оборудованием (для работы внутри и снаружи помещений), а также адаптерами PC-card для мобильных компьютеров. Motorola объявила о своем сотрудничестве с производителями чипсетов Intel и Beceem для CPE и PC-card, а также о том, что ведется разработка своего собственного чипсета. Все оборудование соответствует стандарту WiMAX 802.16e, хотя сертификаты WMF появятся после завершения испытаний второй волны.

Белл С.С. Белл, старший директор по маркетингу и развитию бизнеса WiMAX в отделении мобильных устройств: Особое внимание мы уделяем обеспечению совместимости оборудования и участвуем в плагфестах вместе с другими производителями. Реальное тестирование совместной работы устройств проходит, к примеру, на сети Sprint Nextel (США), где испытывается оборудование трех производителей инфраструктуры – Motorola, Nokia Siemens и Samsung и нескольких поставщиков абонентских устройств (Samsung, Intel, Nokia, Motorola, ZTE и ZyXel).

Наша задача – не только обеспечить высокий уровень реализации системы, но и создать «экосистему» партнеров и других производителей c целью развития WiMAX и снижения стоимости оборудования. Ведь оператор будет заинтересован в оборудовании WiMAX (и проект Sprint это подтверждает) только тогда, когда убедится в реальной взаимной совместимости оборудования различных производителей.

– Каковы «российские» намерения Motorola?

С. Белл: Motorola очень заинтересована в российском рынке и намеревается использовать в России весь опыт, накопленный компанией на мировом рынке. О серьезности наших намерений свидетельствует и участие компании в конференции WiMAX Russia. А об инициативах Motorola в области WiMAX в России не слышно потому, что компания объявляет о проекте или контракте только тогда, когда «дело сделано», т.е. о реальных внедрениях системы.

– Планирует ли Motorola выпускать оборудование для «нестандартных» для WiMAX-частот?

С. Коуэн: Первый тезис: одна из основных целей использования оборудования системы WiMAX – обеспечить связь в пределах непрямой видимости (NLOS). В диапазонах 2,5 и 3,5 ГГц задача решена, а для более высоких частот, например 5,2 ГГц, достичь связи в режиме непрямой видимости пока не получается. Поэтому мы считаем этот диапазон неподходящим для NLOS, на которую нацелен стандарт WiMAX.

Второй тезис: WiMAX Forum старается привести используемые частоты к единому знаменателю во всем мире, а 5,2 ГГц не тот диапазон, который широко используется в мире.

С. Белл: И здесь возникает другой вопрос – о стоимости оборудования. Цена его напрямую зависит от серийности выпуска. Решение WMF о стандартизации частот для всего мира было продиктовано стремлением обеспечить выпуск как можно большего объема оборудования для каждой из них.

Сегодня основная задача WMF – запустить технологию в массовое производство. Для этого нужно сосредоточиться на основных диапазонах – 2,5 и 3,5 ГГц. А когда она будет крепко стоять на ногах, то WMF, возможно, начнет рассматривать специфические потребности отдельных стран и регионов, например диапазоны 5,2 ГГц, который требуется для России, или 700 МГц для США и Индии. Но повторяю, о других диапазонах можно говорить лишь тогда, когда будет достигнута определенная критическая масса объема продаж оборудования.

– Каких шагов по продвижению Wi4 в России следует ожидать?

С. Белл: Окончательного решения, кто будет заниматься продвижением Wi4 – партнеры или сама компания, пока не принято.

Мне кажется, качество работы в сетях на базе WiMAX и впечатление, которое сложится у пользователей, окажутся настолько хорошими (а мы верим, что так и будет), что дальше начнется так называемый вирусный маркетинг, когда из уст в уста будет передаваться «история успеха» и каждый оператор захочет развернуть WiMAX-сеть.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!