Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2012
Александра КРЫЛОВА  13 ноября 2012

Корпоративная мобильность: еще не массовое, но уже явление

В нынешнем году смартфонов и планшетов было продано столько же, сколько персональных компьютеров. В этих условиях выработка компаниями стратегии «мобилизации» своего бизнеса становится приоритетной задачей.

Наличие стратегического видения позволяет избежать «болезни роста» – лоскутной автоматизации. «Корпоративная мобильность – это тренд, который будет определять развитие корпоративных информационных систем на десятилетия», – считает Тагир Яппаров, председатель совета директоров ГК «АйТи», выступающий за системный подход к этой «мобилизации».

Позитивный сигнал для компаний, которые формируют и развивают этот рынок в нашей стране, содержится в результатах опроса, проведенного IDC среди 231 компании за пределами России. Впрочем, темпы проникновения в российские компании идеи использования мобильных устройств и мобильных приложений для бизнеса вполне соответствуют глобальным трендам. Почти 40% (38,9%) принявших участие в опросе компаний уже выработали стратегию по развитию мобильности, еще 49,9% планируют сделать это в 2013 г., и только 11,2% ответили, что такой стратегии у них нет и разрабатывать ее в ближайшее время они не собираются. Эти цифры привела на октябрьском «Дне корпоративной мобильности» Елена Семеновская из IDC Россия и СНГ.

Она же выделила наметившиеся в сфере «мобилизации» бизнеса тренды. Первый из них – преобладание доли собственных устройств пользователей, применяемых для решения бизнес-задач, над долей устройств, выдаваемых сотрудникам работодателем (56 и 44% соответственно). Второй тренд заключается в постепенном росте числа сотрудников (в среднем на 6% в год), работающих с корпоративными ресурсами в удаленном режиме. Ожидается, что к 2015 г. количество мобильных работников в мире достигнет 1,5 млрд. А третий тренд – разработка и распространение среди сотрудников компаний корпоративных мобильных приложений. В тройку лидеров по частоте использования в мире аналитики IDC включили офисные приложения, мобильные версии систем бизнес-аналитики, а также системы учета времени и затрат.

Как правило, для создания таких программных продуктов служит единая платформа разработки, а распространяются они как через общедоступные (AppStore и Google Play), так и через созданные по их образцу корпоративные магазины приложений.

О необходимости выработки системного подхода к организации мобильных рабочих мест говорил и Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности «АйТи». Такой подход можно представить в виде многоуровневой схемы, отражающей все аспекты мобилизации бизнеса компании, начиная со стандартизации модельного ряда мобильных устройств (форм-факторов, аппаратных платформ и операционных систем) и их централизованной закупки, учитывающей потребности различных целевых групп пользователей, сценарии их работы, их предпочтения, и заканчивая управлением их жизненным циклом. Обязательные составляющие системного подхода – планирование и регламентация, предусматривающая проведение анализа потребностей бизнеса, разработку стратегии корпоративной мобильности и определение технических стандартов и регламентов, а также построение ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей реализацию корпоративных политик в области информационной безопасности и безболезненную интеграцию устройств пользователей в корпоративный ландшафт. Также выделяются два уровня мобильных приложений – базовый (корпоративная почта, офисные пакеты, доступ к файлам и к библиотеке контента, унифицированные коммуникации) и уровень бизнес-приложений. К последним относятся интерактивная аналитика и оперативная отчетность, клиентские модули корпоративных систем, мобильный документооборот и заказные разработки.

Такой подход нашел отражение в рекомендациях по использованию мобильных устройств на предприятии, разработанных Союзом ИТ-директоров России. Документ, выпуск которого запланирован на декабрь 2012 г., учитывает тренды, наблюдающиеся в сегменте корпоративной мобильности, и основывается на аналогичных рекомендациях, разработанных Национальным институтом стандартов и технологий США (NIST Guidelines for Managing and Securing Mobile Devi-ces in the Enterprise, Revision 1).

В компаниях, начавших реализовывать стратегию мобилизации, налицо пересмотр значения информационной безопасности. Например, «Росгосстрах», по словам его вице-президента Дмитрия Лаврентьева, подходит к проблемам в области ИБ с позиций риск-менеджмента. Анализ рисков безопасности позволяет оценить, насколько они критичны для бизнеса в денежном выражении, а уже потом планировать мероприятия по защите.

В целом дискуссия показала, что «градус» беспокойства ИТ-директоров по поводу информационной безопасности при «мобилизации» бизнеса понизился, а это дает все основания ожидать, что ряды компаний, «мобилизующих» сотрудников, будут только шириться.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!