Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2012
Крестина АНДРЕЕВА  13 ноября 2012

Коммунальный квартал. Город как сервис

Термин «умный город» достаточно устоялся, тем не менее акценты в нем постоянно смещаются в соответствии с общими трендами развития ИТ. Сейчас, например, появилось понятие «город как сервис».

Крестина АНДРЕЕВА, заместитель начальника управления по работе с ключевыми заказчиками Центра программных разработок, «Инфосистемы Джет»Основная сложность создания умных городов – в их масштабности. Очень много разноплановых систем должны быть интегрированы друг с другом не только на уровне данных, но и на уровне бизнес-процессов. И весь этот сложный механизм должен слаженно работать, обеспечивая аналитику и оперативную реакцию при решении каждодневных задач и задачек горожан.

Возьмем относительно несложную задачу энергосбережения. Для ее решения необходимо, во-первых, спланировать потребление электроэнергии, т.е. каждый потребитель должен заранее «заказать» у поставщика электроэнергии требуемое количество киловатт на заданный период времени, что позволит производителю электроэнергии сформировать план поставки. Во-вторых, нужно организовать учет расхода электроэнергии, т.е. поставщик должен отследить, какое количество электроэнергии потребитель потратил по факту. И наконец, построить долговременный прогноз для группы потребителей, проанализировав статистику реального потребления электроэнергии каждым пользователем за определенный период времени. При этом выявляются факторы, оказывающие наибольшее влияние на объемы потребления (время года, погодные условия, продолжительность светового дня и т.д.), и на основании этих факторов строится прогностическая модель потребления электроэнергии городом в целом.

Для решения всех этих задач потребуется организовать:

  • электронный сервис заказа электроэнергии, который будет доступен с любого стационарного или мобильного сетевого устройства, с передачей этих данных непосредственно поставщику;
  • сбор, консолидацию и передачу данных о фактическом потреблении электроэнергии поставщику с использованием электронных датчиков и сетевой инфраструктуры (кабельной или беспроводной);
  • центр мониторинга потребления электроэнергии для управления оперативной и нештатными ситуациями и составления прогнозов с целью оптимизации производства электроэнергии и эксплуатации электростанций.

Иными словами, даже для решения задачи энергосбережения потребуется как минимум три компонента централизованной системы учета и планирования потребления электроэнергии. А если к этой задаче добавятся проблемы организации медицинского обслуживания, транспорта, безопасности горожан… Всю эту систему просто необходимо планировать комплексно, прежде всего чтобы изначально правильно рассчитать нагрузку и эффективно выстроить ИКТ-инфраструктуру города (сети связи, программно-аппаратные комплексы обеспечения безопасности, дата-центры и т.д.).

Основным заказчиком умного города, несомненно, должны быть городские власти, так как именно в их руках сосредоточена база знаний о горожанах, об их потребностях и возможностях города в целом. Только на базе адекватного понимания потребностей и возможностей можно в каждом конкретном случае построить наилучшее решение, т. е. предоставить жителям хороший сервис.  

 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!