Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2012
Степан МАСЛЕННИКОВ  13 ноября 2012

Не надо есть слона целиком

Главное отличие в подходах к реализации проекта умного города у нас и за рубежом – в менталитете. «Они» обычно ставят перед собой простые задачи, мы же пытаемся решить все проблемы сразу.

Степан МАСЛЕННИКОВ, вице-президент по развитию и инновациям, ГК ЛАНИТКак правило, для западного проекта выбирается одна приоритетная цель, например увеличить скорость движения общественного транспорта. Определяется небольшой набор контрольных параметров, их начальные и конечные значения и методы их достижения. Далее идет постоянный мониторинг изменения этих параметров, и в итоге в заданный (или несколько скорректированный) срок проблема оказывается решенной. Затем ставится следующая – т. е. слона делят на куски, и уже после едят. В России же пытаются съесть слона сразу. И в итоге оказывается, что практически ни одна из задач не решена полностью, целей было много, контрольных параметров еще больше, вести их мониторинг было сложно и дорого, достижения есть, но они фрагментарны и не складываются в общую картину.

В каждом конкретном городе надо выделить ключевую проблему. Очень многое зависит от местной администрации, от того, как руководство видит проблемы города и насколько оно это видение может донести до вышестоящего уровня, чтобы получить финансирование. Может случиться, что городу и району выделены средства на ИТ-модернизацию образования, и эта программа будет реализоваться, даже если транспортная стоит гораздо более остро. Для Москвы точно транспортная проблема – одна из ключевых. Нельзя сказать, что она не решается: процесс идет, денег тратится немало, но и поток машин растет. Правда, Москва с ее административными и финансовыми ресурсами может себе позволить реализовать сразу несколько проектов, поэтому у нас занимаются и транспортом, и парковками, и образованием, и ЖКХ, и медициной, и отдыхом. И определенные успехи на всех этих направлениях есть. Другие города часто ограничены возможностями бюджета, но тем важнее определить приоритеты и последовательно решать проблемы.

Допустим, выбрали главное. Готовы заниматься проектом. Но умные датчики бесполезно вешать на гнилые трубы и кабели. Очень многое, естественно, зависит от предыстории и начального состояния города: где-то уже есть развитая телекоммуникационная инфраструктура и ведомственные ИТ-системы, где-то нет. Но в принципе любой проект умного города надо начинать не с телекоммуникаций, а просто с коммуникаций. Сначала нужно оценить состояние водопроводов, электрических сетей, канализации, системы уборки мусора и т.д. – весь жизненный цикл города. Если физические коммуникации требуют существенной модернизации, то их интеллектуализацию – с прокладкой оптоволокна, созданием единой сети передачи информации, установкой датчиков и систем управления – нужно проводить в процессе реконструкции. Например, в той же Москве сетевая инфраструктура развита хорошо, и ее довольно легко сейчас наращивать. Но в других городах зачастую всё нужно строить с нуля.

Важнейшая проблема при реализации тех или иных компонентов умного города – непонимание конечной цели. А значит, и показатели окажутся неадекватны, и метод достижения цели вряд ли будет эффективным. Так, если мы говорим о системе общественной безопасности, мало просто расставить камеры. Эти камеры должны не только работать и куда-то передавать картинку (и этого-то иногда нет), но и делать это в режиме, который определяется поставленными задачами, потому что для мониторинга в реальном времени и для видеозаписи с заданным периодом хранения нужны разные ресурсы. Если речь идет о реагировании на чрезвычайные ситуации, то нужен ситуационный центр – и не просто комната с большими мониторами, а интеллектуальная система с двусторонней связью с пожарными, медиками, МЧС, полицией, аварийными службами и т.д. Причем эта система должна знать, где какие машины находятся и каким оборудованием они оснащены, чтобы, например, на пожар в высотном доме не присылали машину с одной короткой лестницей. К сожалению, зачастую в проектах безопасного города ограничиваются установкой камер и постройкой ситуационного центра, а тому, какие люди в нем будут работать и по каким процессам всё это будет организовано, уделяется мало внимания.

За последние несколько лет произошли заметные подвижки в восприятии программ умного города: например, растет понимание того, что деньги на спущенную сверху федеральную программу лучше тратить, сначала осознав, как реализовать ее рационально и продуктивно. Процесс интеллектуализации наших городов будет долгим, дорогим и не сразу успешным. Нужно правильно относиться к неудачам, делать из них выводы и идти дальше. Этого слона мы рано или поздно съедим.   

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!