Rambler's Top100
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  31 января 2008

Интеллектуальную собственность нельзя унести на флешке

В последнее время на самых разных уровнях много говорится о поддержке отечественного производителя. Владимир Львович Лихтенберг, генеральный директор компании «Институт геоинформационных технологий» (ИГТ) тоже считает, что в области картографии у нас есть разработки не хуже мировых, что российские продукты, если помочь им пробиться на рынки западных стран, могли бы конкурировать там на равных с мировыми брендами.

Владимир Львович Лихтенберг– Какова сегодня ситуация на российском рынке картографии?

– Так как эта область довольно долго была закрыта для западного инвестирования, здесь сформировались сильные российские команды. Наша картография всегда была на высоте, потому что обеспечивала обороноспособность страны, являясь ее составной частью. Очень помогла развитию отечественной картографии конверсия, когда многие специалисты из оборонного ведомства перешли в гражданский сектор.
С развитием имущественных отношений, когда появилась собственность на объекты недвижимости, возникла потребность закрепить права собственности на объект, описать его. Это тоже способствовало формированию рынка.
Следующая итерация: новые средства навигации, развитие глобальных навигационных систем: американской GPS и реанимация нашей ГЛОНАСС. Использование спутниковой навигации (GPS) для определения расположения объектов при решении задач обеспечения безопасности, выбора маршрута (логистика) и т.д. еще более усилили потребность в картографических ресурсах – так как  местоположение объекта или разработка оптимального маршрута невозможна без цифровых карт.
Население, в основном автомобилисты, быстро осваивает использование навигационных  услуг (контент). Человеку, который садится за руль недорогого автомобиля, они вполне по карману. Тем более что рынок растет, а значит, цена падает.
Так что востребованность в цифровых картах огромная.

Чем крупнее масштаб, тем детальнее карта

– Что вы представляете на этом рынке?

– Карта «ИГТ. Московский регион» покрывает территорию площадью 95 тыс. кв. км – это Москва и Московская область (47 тыс. кв. км) вместе с прилегающими областями.
Сейчас мы реализуем проект по детализации электронной карты «ИГТ. Московский регион», по завершении которого будут сделаны практически все города Московской области. На данный момент для предоставления услуг по навигации нами подготовлено более сорока крупных городов Московской области, все основные магистрали и развязки. Принято решение, что данный картографический ресурс мы будем вести в дежурном режиме, т.е. постоянно отслеживать изменения и регулярно выпускать обновления.

– А другие регионы вас совсем не интересуют?

– На сегодняшний день пользователям необходимы не только картографические ресурсы, но и их поддержка – регулярное обновление. Мы сознательно отказываемся от разовых работ по изготовлению карт  других городов, поскольку стремимся делать свою работу хорошо и на постоянной основе. Сегодня Московский регион бурно развивается, и  наша организация поставила перед собой задачу создать подробный 10-тысячник на всю Московскую область уже в ближайшие годы. Мы идем по пути детализации.

– Расскажите немного о производственном процессе.

– Производственный цикл включает в себя:

* приобретение данных дистанционного зондирования (ДДЗ) – закупку аэро- и  космоснимков; 

* формирование на  основе аэро- и  космоснимков единой ортофотомозаики путем их трансформирования по опорным точкам (характерным картографическим объектам, таким как перекрестки дорог, мачты электропередач, выдающимся зданиям и сооружениям, отдельностоящим деревьям и.т.п.)

* камеральный мониторинг текущей карты на фоне сформированной ортфотомозаики, выявление расхождений по объектовому составу, редактирование текущей карты;

* распечатка сформированной карты и полевые работы с использованием GPS-оборудования, в том числе «прокатка» дорожной сети (так называемые треки);

* внесение результатов полевых работ в карту.

Создание электронной картографической продукции – процесс очень трудоемкий и затратный. Многие организации, имеющие еще с советских времен доступ к информации, пытаются «приватизировать» то, что досталось им даром. Раньше это было проще, но сейчас вся картографическая продукция проходит регистрацию, разработаны методики проведения экспертиз на уникальность заявленной картографической продукции, у руководителей предприятий, занимающихся выпуском данной продукции, появляется осознание того, что эта информация принадлежит государству и тот, кто пользуется ею «на халяву», занимается контрафактом.
Наша организация продает права на карту. При разработке стратегии продаж в соответствии с пожеланиями пользователей были разделены права на использование и на распространение карты. Если продаем навигационную карту для конечного пользователя,  то отслеживаем тиражи, так как платят за 1 экземпляр. С некоторыми клиентами заключаем лицензионное соглашение на право публикации карты «ИГТ-Московский регион» в Интернете, например «Центральный телеграф» разместил ее на своем портале qwerty.ru. Мы проводим гибкую политику в отношении распространения наших интеллектуальных продуктов. Кроме того, предприятие выполняет работы по подготовке для конкретного заказчика тематических, в том числе экологических, карт.
Разработкой программных продуктов мы не занимаемся, потому что это отдельная область. Наш бизнес – только картография, подготовка информации.

– Откуда идет движение?

– С одной стороны, от руководства Роскартографии, с другой – от участников цивилизованного рынка: мы заинтересованы в том, чтобы на нем оставались только те игроки, которые действительно создают продукцию. Конечно, у многих еще сохранился советский менталитет. Но подвижки есть. Наша продукция, например, проходит экспертизу в органах Росгеонадзора, мы обязательно ее регистрируем, платим за пользование фондом.
Производитель несет очень большие затраты, мы только-только начинаем приучать пользователей к тому, что интеллектуальная собственность – это такой же продукт, за который надо платить полную стоимость. И, если продукт умещается на флешке, это совсем не значит, что он должен стоить столько же, сколько стоит флешка. Он может стоить очень-очень дорого.

Потребителю нужен контент

– Кто ваши заказчики?

– Мы плотно работаем с партнерами. Карта «ИГТ-Московский регион» продается в формате «Навител Навигатор» Центра навигационных технологий, идут переговоры с рядом разработчиков навигационного программного обеспечения об использовании нашей картографической продукции. Карта ИГТ опубликована на официальном сайте Правительства Москвы.

Основных  потребителей нашей продукции можно разделить на три группы:

*поставщики навигационных услуг;

*операторы фиксированной и мобильной связи (МГТС, «Центральный телеграф», «ВымпелКом», МТС);

*инвестиционные компании и государственные унитарные предприятия.

Продвижение навигационного контента в сотовых сетях сдерживают проблемы с программным обеспечением, хотя картографическая основа для реализации этой услуги есть. В МТС и «ВымпелКоме» наша карта используется для мониторинга: по ней отделы развития сетей отслеживают уровень нагрузки на сеть, определяют места со слабым сигналом, рассчитывают оптимальные местоположения установки передатчиков – это работа, в которой цифровая карта выступает обязательным инструментом.

– А как складываются отношения с конкурентами?

–Когда ограничения на доступ к картографической информации были сняты, на российский рынок хлынули западные игроки, с которыми отечественным компаниям нелегко конкурировать: там другие финансовые ресурсы. И очень серьезный конкурент, конечно, TeleAtlas.

– Насколько ваша продукция доступнее по цене, чем TeleAtlas?

– Цены примерно одинаковые. Но TeleAtlas предпочитает более красивую картинку – мы же идем по пути актуализации информации, стараемся делать ее более достоверной, чаще выдавать релизы.

– С какой периодичностью обновляются ваши продукты?

–Карта «ИГТ. Московский регион» обновляется два раза в год, граф (навигационный слой) – раз в квартал, по Москве делаем обновления каждый месяц. В этом наше конкурентное преимущество.
Навигационные карты  устаревают быстро, поскольку меняется дорожная обстановка (тут перекрыли дорогу, там построили новую развязку), и это надо оперативно отображать на карте.

– Сейчас работать легче или сложнее?

– Раньше, при том что было много ограничений, работать было проще, поскольку были госзаказы. Сейчас мы живем в условиях рынка, необходимо учитывать мнение потребителей, колебания рынка, потребительские качества продукции. Все это вносит определенную инвариантность в выборе стратегии. Работать стало намного интереснее – и сложнее.

– А откуда ваши корни?

– Сначала у нас была создана профессиональная организация (Профессиональный клуб «Геокибернетика»), которая занималась разработкой программной оболочки  геоинформационных систем. Но оказалось, что потребителю нужна пространственная информация (карта), а оболочка вторична.
Поэтому было создано предприятие «Институт геоинформационных технологий», специализирующуюся на создании электронной картографической продукции. Я участвовал в организации этого бизнеса в 1999 г. и с тех пор являюсь генеральным директором ИГТ.

– Насколько перспективна электронная картографическая продукция?

– Электронные карты – это одна из составных частей навигационного контента. Потребителю, допустим, нужно определить свое местоположение, затем построить маршрут. Разрабатывая такой персональный маршрут, следует учитывать дорожную ситуацию, особенности движения транспорта, загруженность трасс. Помните, как раньше приходилось расписывать легенду: через 300 м будет поворот на деревню Стрелково, там красный дом, потом поворот налево – не пропусти…
Это и есть контент. Чтобы им воспользоваться, нужно иметь электронную карту, где на дорожную сеть нанесены «разрешенные» направления движения транспортных средств и желательно иметь возможность отражать в ней дополнительно информацию: о средних скоростях движения транспортных потоков, пробках, временных перекрытиях дорожного движения и.т.п. Современный уровень цифровой картографии позволяет решить эту проблему. Одновременно должен идти процесс воспитания потребителя – он пока в большинстве своем не даже догадывается о возможностях, который есть уже сегодня.
Лучше обстоит дело с навигационным оборудованием. Пять лет назад средствами автомобильной навигации оснащались только дорогие автомобили, сегодня мы вышли на уровень средней ценовой категории, навигаторы устанавливаются даже в машины эконом -класса: разобраться в городской застройке Москвы и составить маршрут  очень сложно, с навигатором проехать проще.

Справка «ИКС»

«Институт геоинформационных технологий» (ИГТ) работает на рынке картографии с 1999 г.
Основной продукт – Карта «ИГТ. Московский регион». Покрывает территорию площадью 95 тыс. кв. км – это Москва и Московская область (47 тыс. кв. км) вместе с прилегающими областями.
www.itsgeo.ru


Читайте на портале www.iksmedia.ru:

Discovery привносит в свой контент российский колорит
Вендор как центр компетенции
То же самое, но с перламутровыми пуговицами
Главное в навигационной карте – дорожная сеть
IPTV в краткосреднесрочной перспективе
Медиа-карусель мобильного ТВ
Топором можно не только дрова колоть

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!