Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2012
11 декабря 2012

Зависшая платформа

Еще год назад казалось, что механизм создания Национальной программной платформы государством запущен, обратной дороги нет и пробуксовок не будет. Но так ли все предсказуемо в нашем отечестве?

НПП как идея баланса интересов

Основные идеологические принципы НПП, сформулированные Российской ассоциацией свободного программного обеспечения (РАСПО) и поддержанные еще тремя ИТ-ассоциациями (АП КИТ, АРПП, РУССОФТ), состоят в следующем: если ПО было разработано для государства за государственный счет, оно должно попасть в реестр алгоритмов и программ и быть доступно для повторного использования, модификаций, тиражирования и масштабирования. По большому счету, НПП призвана решать две задачи: обеспечить технологическую независимость ИТ-инфраструктуры государства и сэкономить государственные средства. А для отечественного софтверного бизнеса это шанс работать в своей стране, вливаясь в международную команду разработчиков СПО, обмениваясь знаниями и наработками, внося свой вклад в развитие международного открытого программирования. По оценкам РАСПО, внедрение Национальной программной платформы позволит удвоить отечественный рынок ИКТ к 2020 г. и сэкономить денежные средства на разном уровне; в течение ближайших восьми лет только федеральным органам власти удастся сэкономить порядка 350 млрд руб. Казалось бы, вот он – баланс интересов государства – бизнеса – общества.

П  л  а  н  о  в     г  р  о  м  а  д  ь  е   


В 2012 г. не проведены следующие мероприятия: разработка и утверждение рекомендаций о составе квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими, в области использования информационных технологий с учетом особенностей работы с пакетом базового свободного ПО; апробация пакета базового свободного ПО в пилотных организациях; разработка и утверждение перечня образовательных программ и учебно-методических материалов, рекомендованных для применения в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих; разработка ведомственных планов перехода на СПО, включая планы перехода подведомственных бюджетных учреждений.

Из справки РАСПО, представленной 10 октября 2012 г. в Совет Федерации  

И процесс пошел. Государство запустило механизм его реализации. В декабре 2010 г. было выпущено распоряжение правительства № 2299-р о плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения в 2011–2015 гг. Кроме того, разработка НПП и сопутствующие мероприятия предусматривались в паспорте ФЦП «Информационное общество (2011–2020 гг.)». К декабрю прошлого года входящие в РАСПО компании сдали Минкомсвязи работы по первому этапу проекта создания НПП – пять аналитических отчетов, эскизный проект платформы, техническое задание на дальнейшую ее разработку, отчет о патентных исследованиях, 14 прототипов программного обеспечения с сопутствующей технической документацией. Первый этап реализации проекта был выполнен. Затем процесс замер. Почему?

Всему виной инвентаризация?

Сроки выполнения целого ряда мероприятий, перечисленных в распоряжении правительства № 2299-р, отодвинуты. Если бы ведомства соблюдали дисциплину, то, согласно этому документу, в 2011–2012 гг. все они уже провели бы инвентаризацию своих информационных систем. По данным РАСПО, этого не сделано. Причем именно сложностью инвентаризации ведомства объясняют просрочку и других мероприятий 2011 г. Это разработка предложений по созданию центра консультативной и технологической поддержки государственных заказчиков и разработчиков СПО, изменений в инструкции по бюджетному учету нематериальных активов в целях создания механизмов учета СПО, предложений по созданию центра поддержки пользователей СПО; исследование возможных форм и перспектив государственной поддержки российских разработчиков, участвующих в международных проектах свободного программного обеспечения, которое может быть использовано для нужд федеральных органов исполнительной власти.

Зато в прошлом году отраслевое ведомство разработало и утвердило перечень спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными, которые должны поддерживаться ПО для федеральных органов исполнительной власти. В этом перечне отсутствуют открытые форматы, в то время как проприетарные четко прописаны, подчеркивает РАСПО.

Что касается реализации проекта НПП, включенного в госпрограмму «Информационное общество», то на 2012 г. были запланированы, но так и не проведены такие мероприятия, как создание основных типовых проектных решений на базе СПО, введение в эксплуатацию фонда алгоритмов и программ, разработка стандартов НПП и специализированных прикладных решений для госорганов.

Новый поворот

По словам председателя РАСПО Юлии Овчинниковой, в нынешнем году экспертное сообщество входящих в ИТ-ассоциации компаний к работе над проектом НПП не привлекалось. «Мы крайне обеспокоены срывом сроков перехода ведомств на СПО, а также замораживанием создания главной части НПП – фонда алгоритмов и программ, своего рода библиотеки программных решений для общего пользования, – отмечает Ю. Овчинникова. – Надо сказать, в июле Минкомсвязи опубликовало на своем сайте проект постановления правительства о фонде, но в этом проекте искажена идеология СПО, вплоть до того, что сам этот термин нигде не упоминается. Между тем год назад РАСПО представила в Минкомсвязи положение о фонде алгоритмов – готовый методологический документ, в который можно вносить поправки, но которым уже можно пользоваться. Он не был принят во внимание. Характерная деталь: проект на сайте был размещен 13-го числа, замечания по нему собирались только до 16-го (два дня из этого периода пришлись на субботу-воскресенье) и только от "уполномоченных экспертов". В результате реальное экспертное сообщество не было допущено к обсуждению».

По мнению Ю. Овчинниковой, именно работа с ассоциациями позволяет государству выработать эффективный механизм государственно-частного партнерства и, как следствие, достичь баланса интересов. Кроме того, как показывает зарубежный опыт, в странах, где обеспечена законодательная поддержка преференций на уровне госзакупок для отечественного и свободного ПО (например, во Франции и в Италии), происходит резкий подъем индустрии, создаются новые рабочие места, экономятся государственные средства, растет ВВП. Поэтому РАСПО в середине октября вышла с предложением в Совет Федерации о внесении в закон «О госзакупках» соответствующих поправок, а также о необходимости провести аудит выполнения федеральными органами исполнительной власти мероприятий распоряжения № 2299-р и программы «Информационное общество». 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!