Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2012
Максим ТИМОФЕЕВ  11 декабря 2012

Как государство лоббирует бизнес

Механизм государственной поддержки бизнеса российских компаний за рубежом через межправительственные комиссии не дает сбоев даже при сменах самого правительства, уверен Максим ТИМОФЕЕВ, директор по международному сотрудничеству и работе с государственными органами, «Синтерра» («МегаФон»).

Максим ТИМОФЕЕВ, директор по международному сотрудничеству и работе с государственными органами, «Синтерра» («МегаФон»)– В каждой стране есть торговое представительство России, которое оказывает нашим компаниям содействие в подборе партнеров, выстраивании отношений. Какова необходимость еще и в межправительственных комиссиях (МПК)?

– В ряде стран (например, Таджикистане, Иране, Туркменистане) выйти на рынок без поддержки соответствующего министерства или ведомства другого государства сложно, а то и невозможно. Выход же через МПК говорит о том, что данную компанию поддерживает правительство ее страны. В нашем случае это означает, что российскую компанию поддерживает правительство России. Для примера, соглашение «Синтерры» о создании российско-азербайджанско-иранского предприятия C-Ring Iran с иранскими партнерами было подписано в рамках Российско-иранской МПК, а перед этим на заседании Российско-азербайджанской межправительственной комиссии российский оператор подписал с компанией «Азертелеком» учредительные документы российско-азербайджанского совместного предприятия C-Ring Telecom.

Кроме того, МПК – эффективный инструмент решения спорных вопросов. Скажем, оператор сотовой связи другого государства оказывал услуги на приграничной территории России, поскольку его базовые станции покрывали часть нашей территории. Или обнаружилось, что экспортный продукт известной российской компании скопирован и продается как отечественный в другой стране. Эти коллизии были устранены в рамках межправительственных комиссий. Очень важно, что решения МПК стоят на контроле курирующих министерств обеих стран, и это повышает уровень исполнения таких решений. Поэтому некоторые компании, даже самостоятельно выйдя на зарубежный рынок, хотят сразу зафиксировать свои отношения на высоком уровне, если не уверены, что обязательства будут четко выполняться другой стороной. Решения правительств выполняются намного эффективнее, с большей точностью и с большей отдачей, чем решения двух компаний.

– Как работает этот механизм МПК?

– Межправительственные комиссии – это хорошо отлаженная система, которая была выстроена несколько десятков лет назад для увеличения товарооборота между нашей страной и другими государствами, защиты интересов отечественных поставщиков оборудования и услуг за рубежом. В России МПК организованы практически со всеми странами мира. Как правило, возглавляют их члены правительства (с российской стороны каждый министр курирует пять-шесть комиссий), а единым секретариатом выступает Минэкономразвития.

В каждую комиссию входят практически все министерства и ведомства, а также представители бизнеса этих отраслей. По отраслевым направлениям в МПК также действуют рабочие группы, через которые бизнес продвигает свои интересы. Комиссия собирается раз в год, и на этой встрече присутствуют все представители отраслей, весь бизнес, который заинтересован в сотрудничестве с той или иной страной.

До общего сбора группа экспертов формирует выходные документы комиссии, составляет протокол встречи сопредседателей, протокол встречи самой комиссии. Компании, которые принимают активное участие в заседаниях МПК со странами-партнерами, имеют возможность предложить свои формулировки в проекты протоколов, вынести на рассмотрение свои предложения и вопросы и получают новые возможности для продвижения своего бизнеса в других странах. По результатам встречи фиксируются все основные темы повестки и договоренности по отраслевым направлениям сотрудничества, будь то выход той или иной компании на рынок либо обязательства сторон.

Также бывает, что к заседанию МПК приурочивается проведение форумов, на которых представители бизнеса могут найти партнеров и завязать новые деловые контакты.

– Насколько эффективность работы межправительственной комиссии зависит от состава ее членов?

– Практически не зависит. Эта система выстроена настолько четко, что административные перестройки в общем не влияют на ее способность и возможности решать спорные вопросы и продвигать бизнес в других странах. К сожалению, не со всеми проблемами удается справиться сразу. Так, в одной из стран бывшего СССР не устранено двойное налогообложение российских операторов. Но МПК этот вопрос подняла – важно, что он поднят на уровне не отраслевого министерства, а правительства. Велика вероятность, что в дальнейшем, на встрече первых лиц двух наших государств, эта проблема найдет свое решение.

– МПК обязательно реагирует на обращения компаний, даже если это предприятие SMB?

– На моей памяти отказов не было. Напротив, обращения приветствуются, и комиссия с удовольствием подключается к организации международного сотрудничества. Чтобы выйти на МПК, компания должна обратиться в курирующее министерство или напрямую в Минэкономразвития с просьбой об участии в комиссии с такими-то вопросами. Для проработки этих вопросов компания приглашается к участию в своей отраслевой рабочей группе соответствующей межправительственной комиссии.

– Какие компании ИКТ-отрасли активно используют возможности МПК?

– Традиционно это крупные операторы – «Ростелеком», «МегаФон», с недавнего времени также МТС и «ВымпелКом». Потом активно подключились ИТ-компании – «Лаборатория Касперского», ABBYY, другие разработчики ПО. До покупки «МегаФоном» «Синтерра» часто обращалась в различные межправительственные комиссии. Например, в рамках Российско-польской МПК был подписан меморандум о взаимопонимании с Telekomunikacja Polska, с помощью Комиссии по подготовке встреч глав правительств РФ и КНР подписано соглашение о сотрудничестве с China Telecom, через Российско-эстонскую и Российско-латвийскую комиссии на рынки этих стран свои услуги вывела «Синтерра-Медиа».

В целом, сегодня и небольшие российские ИТ-компании заинтересованы в зарубежных рынках и с удовольствием участвуют в межправительственных комиссиях. На мой взгляд, это эффективный механизм партнерства государства и бизнеса, где государство помогает бизнесу, лоббируя его интересы за рубежом. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!