Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2008
26 февраля 2008

Рынок смещается в онлайн

Эта M&A-тенденция может стать основной в 2008 г. из-за перемен в расстановке сил в сегменте игровой дистрибуции и роста Интернета в регионах. В январе же объектами сделок были преимущественно социальные сети и ISP.

Январь на рынке слияний и поглощений – не самый активный месяц. В начале года бизнесмены еще не отошли от новогодних праздников, поэтому крупных сделок не было. Компании продолжали эксплуатировать хиты прошлого сезона – социальные и локальные сети. «Финам» приобрел 10% английской социальной сети badoo, которую он намерен локализовать, а теперь собирается купить и «Мир тесен». «Потолкаться» с конкурентами планирует американский гигант MySpace, организовавший российскую версию своего сервиса.

Насыщаются рынки Москвы и Санкт-Петербурга, рванувшие вверх в IV квартале прошлого года. NetByNet приобрел очередную сеть, на сей раз в Лефортово. 2Ком, последняя крупная сеть в Москве, не относящаяся к «большой пятерке», укрепила позиции в Кунцево. Вектор развития отечественного рынка переориентировался в сторону провинции: продолжается скупка федеральными игроками региональных интернет-компаний.

В 2008 г. ньюсмейкером в области M&A может стать рынок игр. В конце января появилась информация о том, что 53% акций «Буки» – дистрибьютора софта, а с недавнего времени и фильмов – могут сменить владельца. Пакет был приобретен фондом Norum и «Финамом» два года назад, на первой волне интереса к игровому сектору. Инвестиционные фонды вкладывались в дистрибьюторов, уповая на то, что борьба с пиратством приведет к росту их прибыли. И хотя перевес легального контента наметился только в 2007 г., расчет оказался верным. В 2007 г. объем сектора дистрибуции игр составил $300 млн, а доля «Буки» оценена в 12–15%.

Но звено дистрибьюторов постепенно выпадает из цепочки создания стоимости на мировом игровом рынке. Увеличивается число интернет-подключений, у игроков появляется возможность легально скачивать игры через Интернет, активизируется приобретение виртуальных товаров, растет популярность онлайновых игр. Поэтому усилия разработчиков смещаются в сторону онлайн-игр, обеспечивающих более перспективную модель получения денег с пользователей. Вместо однократных продаж дисков и разработки add-on'ов можно взимать плату ежемесячно и дополнительно торговать в виртуальном мире, получая реальные деньги.

Активность в этом секторе проявляют китайские разработчики. В прошлом году четыре китайские компании, относящиеся к сектору онлайн-игр, провели IPO на ведущих мировых биржах и в общей сложности привлекли свыше $1400 млн. Смещение в сторону онлайн-игр происходит и в России: рост соответствующего сегмента составляет около 100% в год, а традиционный сегмент увеличивается лишь на 40–45%.

Традиционные игроки пытаются защищать свои позиции, приобретая новых лидеров, пока на это есть средства. В начале декабря Activision, один из мировых лидеров рынка, объявил о слиянии с Blizzard – создателем хита World оf Warcraft. Отечественные разработчики игр новой волны Nival Online, IT Territory, TimeZero и Nikita Online объединились в альянс Astrum Online Entertainment, который нацелен на 65% рынка онлайн-игр.



Рекламодатели тоже проявляют большой интерес к сетевым играм, расценивая их как один из перспективных каналов продвижения своей продукции. Правда, риском для сектора онлайн-игр могут стать правовые лакуны. Торговля виртуальными ценностями пока не нашла должного отражения даже в законодательстве передовой в этом отношении Южной Кореи. Сейчас, согласно пользовательскому соглашению, все виртуальные предметы принадлежат компании-разработчику. А игрок, «инвестирующий» в виртуальные щиты и мечи реальные средства, полноправным владельцем своей собственности не является.

Шансами для традиционных дистрибьюторов могут стать выход на смежные рынки (что, собственно, делает «Бука») и рост рынка игр для консолей. Этот сектор обычно предлагает другую модель, нежели компьютерные игры, – стоимость самой игры сравнительно высока. В какую сторону качнется маятник, покажет текущий год. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!