Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2008
Константин АНКИЛОВ  11 февраля 2008

Омск – скромная столица Сибири

Перечисляя российские города-миллионники, наш соотечественник обычно вспоминает Омск одним из последних. А ведь когда-то город играл ключевую роль в истории страны, и положение города на телекоммуникационном рынке не очень-то соответствует его славному прошлому. 

При Колчаке Омск целый год был столицей белой России. Затем Красная Армия доказала, что она всех сильней, и вскоре молодой быстрорастущий Новосибирск затмил исторический центр Западной Сибири. Омску же досталась роль степенно развивающегося агропромышленного центра.

В результате Омская область находится лишь на 26-м (!) месте по объему рынка услуг связи. По предварительным данным, в 2007 г. ее доходы от таких услуг выросли на 23% и составили $340 млн. Это вдвое меньше, чем в Новосибирской области или Красноярском крае, число жителей которых превышает население Омской области лишь на треть.

Диспропорций на местном рынке не наблюдается: удельный вес сегментов примерно такой же, как в других регионах. Так, почти половина доходов традиционно приходится на сотовиков. Омск стал гордостью Tele2. Омичи долго ожидали прихода в город этого оператора с его выгодными тарифами, и когда он наконец появился, 40% жителей радостно сдались шведам. Оставшихся почти поровну делят между собой МТС и «ВымпелКом». Припозднившемуся с выходом в регион «МегаФону» приходится здесь непросто – по-следний омич, прежде не пользовавшийся сотовой связью, приобрел мобильный телефон минувшим летом. Другими словами, проникновение сотовой связи в регионе достигло 100%, а значит, теперь возможен только передел сформировавшегося рынка.

С фиксированной телефонией ситуация еще проще: «Сибирьтелеком» захватил 99% рынка физических лиц и 91% – юридических, а еще 27 операторов, по большей части ведомственных, обслуживают крупнейшие заводы города. Справедливости ради отметим, что работающие на корпоративном рынке альтернативные операторы чувствуют себя вполне комфортно. Хотя их доля на рынке телефонии незначительна, они не чахнут в тени гиганта, а вполне бодро находят все новых клиентов – благо, бизнес в Омске на подъеме.

Впрочем, основной источник развития альтернативных операторов – все же интернет-услуги. Крупнейшему игроку корпоративного сегмента, все тому же «Сибирьтелекому», принадлежит менее половины широкополосного корпоративного рынка. Уж больно крепко взялись за него местные альтернативщики «Коммед-Инфо», «Сотлайн» и «Омские Телекоммуникации» (принадлежит «Мультирегиону»).

Схожая ситуация и на рынке услуг широкополосного доступа для домохозяйств. Немногим меньше половины жителей города выбрали «Сибирьтелеком», а остальные разошлись во мнениях. Больше всего омичей привлекает уральский гость «ЭР-Телеком». Покупка «Мультирегионом» местного игрока «Омские Телекоммуникации» помогла и этому межрегиональному оператору занять заметное место. Неплохо себя чувствует другая местная компания, «Сибинтерком». Впрочем, ситуация может еще не раз поменяться. К концу года широкополосным доступом пользовались лишь 35 тыс. семей, т.е. 11 из 12 омичей еще не познали этого блага. И вот уже один из районов города осваивает новый игрок «Мостовик-Медиа»; планируют здесь закрепиться и столичные операторы.

. . .

В последние годы Омск кардинально преобразился. К нему воз-вращается облик крепкого купеческого города, каковым его до сих пор можно было увидеть лишь на старых фотографиях. У бизнеса и у частных лиц появились средства и желание активно пользоваться современными услугами связи. Сибирская природа не терпит пустоты, и разрыв между потенциалом региона и масштабами телекоммуникационного рынка станет быстро заполняться – было бы на то желание инвесторов.

Дежурный по рубрике К. АНКИЛОВ, аналитик агентства «iKS-Консалтинг»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!