Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2013
Андрей ПАТОКА  29 января 2013

ICT-услуги – вектор корпоративной мобильности

О роли универсального оператора в процессе «мобилизации» бизнеса – Андрей ПАТОКА, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса, ГК «ВымпелКом».

Андрей ПАТОКА, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса, ГК «ВымпелКом»– Свою задачу мы видим в том, чтобы каждый сотрудник компании – нашего клиента, независимо от его местонахождения – на рабочем месте в офисе, дома или в командировке во Владивостоке, – получал одинаково высокое качество поддержки с точки зрения инфокоммуникаций. Как универсальный оператор мы можем обеспечить его голосовой фиксированной и мобильной связью, проводной и беспроводной передачей данных.

Если раньше мы фокусировались на предоставлении голосовых FMC-услуг, то сейчас вышли на новый виток конвергенции – услуги передачи данных. А это означает, что все бизнес-приложения, которыми сотрудник пользовался на своем ПК в офисе, мы можем сделать доступными на его мобильном устройстве. Для этого мы не просто развиваем сети 3-го и 4-го поколений, но и стараемся предоставить клиентам новые сервисы для удаленной работы, например мобильный VPN или специализированные сервисы на базе Blackberry.

– На рынке устоялось мнение, что FMC как нишевая услуга сегодня востребована не столь широким кругом клиентов, как ожидалось. Вы так не считаете?

– Напротив, я вижу рост спроса на конвергентные решения и объясняю его двумя причинами: во-первых, в бизнес-сегменте еще используется фиксированная телефония как надежная и недорогая, во-вторых, сегодня у FMC появилась новая возможность – интеграции с облачными сервисами. Вот почему в этих услугах заинтересованы и крупные корпорации (к примеру, для РЖД мы ведем долгосрочный FMC-проект), так и небольшие компании – со штатом 15–20 сотрудников. И если общий прирост количества корпоративных клиентов за этот год составил у нас 11%, то количество тех, кто пользуется и фиксированной, и мобильной связью «Билайн Бизнес» одновременно, росло почти в два раза быстрее – на 20%.

– На какое место, по вашему мнению, могут претендовать универсальные операторы среди игроков сегмента корпоративной мобильности?

– Это очень хороший вопрос, который мне кажется стратегическим. Мы всегда думаем о том, кого же в конечном итоге выберет клиент в качестве интерфейса – системного интегратора или оператора? Сегодня в бюджетах, которые компании выделяют для оснащения инфокоммуникационными технологиями, все большее место занимают затраты на оборудование и интеграцию, и не исключено, что для какой-то группы клиентов системные интеграторы станут конечным поставщиком комплексной услуги, включающей голосовую связь и передачу данных. Однако и в этом случае интеграторам придется обращаться за такими услугами к нам. Так что операторы никуда не денутся, и никто наш хлеб у нас не отберет.

На примере нашей компании я вижу, что универсальный оператор вполне может выступить в роли единого подрядчика, хотя бы в силу того, что игроки этой категории – крупные компании, значительно более финансово устойчивые, чем интеграторы, и имеющие больше ресурсов для поддержки клиентов. Так что, думаю, шансы занять выгодное положение в конфигурации будущего рынка примерно равны.

Мы, в свою очередь, стремимся обеспечить нашим клиентам комплексный сервис, всерьез задумываемся о развитии ICT-услуг как части пакета для корпоративного сегмента. К этой категории мы относим прежде всего услугу коммерческих дата-центров, а также предоставление в аренду виртуального машинного пространства (такие продукты уже сегодня есть в нашем портфеле). В этом контексте вполне логично выглядят и другие облачные решения, например предоставление ПО как услуги. С прошлого года мы как дистрибьютор продукта Microsoft Office 365 продаем его совместно с нашими услугами фиксированной и мобильной передачи данных.

К области ICT-услуг мы относим и наши М2М-сервисы, и разрабатываемые совместно с партнерами «коробочные решения», ориентированные и на корпоративных, и на массовых пользователей. И я думаю, что количество таких продуктов будет расти.

Так что, возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что победит сотрудничество: мы видим, что многие востребованные нашими клиентами индивидуальные решения невозможно создать без участия системных интеграторов. И я думаю, что и у той части рынка есть понимание: многие услуги, которые они придумывают, «не летают» без сотрудничества с универсальными операторами.

– Вы привлекли на российский рынок компанию RIM с ее сервисом и мобильными устройствами. Как вы оцениваете результаты «первой волны» продвижения этого корпоративного решения?

– Говорить, что оно стало суперхитом на рынке, я бы не стал. Во многом это объясняется тем, что решение Blackberry появилось в России поздновато, по сути, одновременно с устройствами на базе iOS и Android. И это, конечно, повлияло на конкурентную ситуацию. К тому же нельзя сбрасывать со счетов, что долгое время для этого продукта существовали ограничения со стороны регулятора, прежде всего связанные с СОРМ. Сейчас большинство из них снято; так, в декабре 2012 г. было объявлено об упрощении процесса ввоза смартфонов BlackBerry в Россию. Мы видим, что будущее у Blackberry как у корпоративного решения на нашем рынке есть: количество клиентов, сознательно выбирающих эту платформу, растет (более чем на 50% с начала этого года). Так что все будет зависеть от успеха нового поколения устройств, и мы желаем его Blackberry.

– А какова в целом ваша стратегия в области мобильных устройств?

– Мы заинтересованы в том, чтобы проникновение смартфонов в нашу базу корпоративных клиентов росло, так как знаем, что их использование увеличивает потребление услуги мобильной передачи данных на десятки процентов, следовательно, дает клиенту новые возможности для бизнеса. Мы стремимся интегрировать все смартфоны, которые появляются на рынке, в нашу сеть, чтобы не быть зависимым от какого-то одного стандарта.

Отдельно стоит сказать о востребованности у части наших клиентов недорогих, но функциональных смартфонов, которые они могли бы выдавать своим разъездным сотрудникам низшего звена, например водителям-экспедиторам. В настоящее время мы рассматриваем проекты сотрудничества с производителями таких устройств, поскольку понимаем, что компании охотно и в массовом порядке будут закупать их для персонала, видя в этом для своего бизнеса некую ценность или, как говорят, value.

– Планов дополнить портфель интеллектуальных абонентских устройств решением Mobile Device Management не вынашиваете?

– Мы рассматриваем возможность и необходимость запуска сервиса MDM, общаемся по этому поводу с клиентами. Уже сегодня наша платформа управления М2М-сервисами позволяет управлять функциональностью SIM-карт. Кроме того, не так давно мы запустили на портале новый личный кабинет для корпоративных клиентов, дополнив в нем функцию информирования о размере счета возможностью управления сервисом. В личном кабинете можно создавать группы пользователей внутри компании, определять для каждой группы свой тарифный план, активировать и дезактивировать его, и все это своими силами, без привлечения наших специалистов.

– Как повлияет на состав портфеля услуг для корпоративных клиентов запуск сетей 4-го поколения?

– Я рассчитываю, что эта технология позволит нам предлагать клиентам совсем другие услуги. Впрочем, нужно будет еще разобраться в том, какие продукты смогут качественно улучшить бизнес-коммуникации: мобильная видеоконференцсвязь? мобильный TelePresenсe? Тут нужно идти не от технологий, а от бизнес-возможностей, которые будут интересны клиентам.

Кроме того, я с большим энтузиазмом смотрю на технологию LTE как на заменитель услуг фиксированной связи. Благодаря ей мы сможем предлагать компаниям из сегмента SMB «по воздуху» в тех местах, где у нас нет фиксированных сетей, услуги доступа в Интернет со скоростями, которые сейчас обеспечиваются только по проводам. И развертывание такого решения будет гораздо быстрее, чем прокладка кабеля.

- Какие цели в области корпоративных мобильных услуг вы видите перед собой на ближайшие годы?

– Будем продолжать делать ставку на услуги передачи данных и конвергентные решения, увеличивая долю таких продуктов в нашей выручке (сегодня она около трети). Мы также хотим расширять наш набор ICT-предложений. Отдавая себе отчет в том, что оператор связи никогда не сможет конкурировать с крупными OTT-игроками, мы тем не менее планируем либо самостоятельно, либо с партнерами развивать базовый набор облачных решений для корпоративных клиентов. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!