Rambler's Top100
Статьи
28 января 2013

Mobility разрушает офисные границы

Мобильные технологии и устройства в компании. Почему эту тему признают одной из самых горячих сразу несколько крупных системных интеграторов? О бизнес-ценности «мобилизации», людях-зажигалках, а также особых требованиях к дизайну корпоративных приложений -  Петр Лилеев, руководитель практики мобильных решений «Астерос Консалтинг».

Природа mobility

Учетные системы, управление материальными потоками, системы бизнес-аналитики – таковы основные вехи на пути автоматизации, двигаясь по которому российские компании во второй половине 2000-х достигли проникновения ИТ на уровне 50%, охватили половину сотрудников. В то же время вторую половину персонала автоматизация долгое время не затрагивала. Зачем компьютер специалисту цеха на промышленном предприятии? Или рабочему-ремонтнику?

Однако у большинства сотрудников, чей труд не был автоматизирован, в карманах есть мобильные устройства, с помощью которых они могут передавать данные прямо со своих рабочих мест. И в последнее время мы получаем существенный выигрыш от такой «мобилизации». Благодаря поступлению информации о ходе производственных процессов в режиме реального времени  повышается скорость обратной реакции менеджмента на сбои и аварии, обеспечивается оперативность и своевременность принятия решений. А перед бизнесом открывается возможность автоматизировать, наконец, всю деятельность компании. И не обязательно полностью за свой счет, поскольку часть необходимых мобильных устройств уже в собственности сотрудников.

 Во время продвижения профессионального сервиса «Мобильное техническое обслуживание» мы увидели, что крупными производственными компаниями востребованы приложения по мобильному обслуживанию дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, делающие возможным его ремонт по состоянию. Когда мастера, занимающиеся обслуживанием оборудования, могут быстро передать информацию об обнаруженном дефекте, то своевременный детальный анализ позволяет сделать выводы о последствиях выхода из строя одной детали. Становится понятно, насколько это будет критично для работоспособности всей машины. В результате службы эксплуатации могут предвидеть аварийную ситуацию и быстро предпринять необходимые меры для ее предотвращения. Это дает компании возможность отказаться от проведения предупредительных ремонтов. А для большого производства капитальные затраты на подобные ремонты могут достигать от 40% до 80%. Мы прогнозируем, что спрос на продукты, «мобилизующие» процессы сервисного обслуживания и управления оборудованием, будет экспоненциально расти в течение ближайших пяти лет.

Можно посмотреть на природу mobility с другой стороны и увидеть, что многие «живые» бизнес-процессы компании происходят вне офиса: на переговорах, на встречах, в точках продаж. И в этом смысле mobility – средство, благодаря которому сотрудники будут выполнять работать наиболее эффективно.

О состоянии рынка корпоративной мобильности

Если еще полтора года назад был интерес к мобилизации отдельных процессов, который подхлестывался конференциями, публикациями в прессе, западным опытом, то сегодня многие подходят к вопросу мобильного направления в ИТ системно. Выделяется бюджет, разрабатывается долгосрочная ИТ-стратегия, согласованная со службой безопасности, после чего начинается встраивание мобильных решений в существующие бизнес-процессы. Это хороший знак. Наши ожидания роста оправдываются, рынок развивается аккуратно и постепенно.

Сегодня востребованы решения по мобильной автоматизации фронт-лайн процессов: продаж, работы с клиентами, документооборота. Запросы поступают в рамках стандартных бизнес-процессов, а их специфику определяют «идейные спонсоры». Это люди, готовые взять на себя ответственность за проект по мобилизации бизнеса, идейные вдохновители, готовые прорабатывать вопросы использования новых технологий в компании глубже, чем в любом проекте стандартной автоматизации. Появится в компании такой «человек-зажигалка», который на основе зарубежного опыта или собственной интуиции увидит, как мобилизация сможет помочь бизнесу продвинуться вперед, и к подрядчикам начинают поступать запросы, отражающие это видение.

Словом, развитием рынка корпоративной мобильности сегодня занимаются именно «идейные спонсоры».

О движущих и сдерживающих факторах

Движущей силой этого процесса являются и руководители, которые хотят, чтобы их смартфоны и планшеты работали в корпоративном ИТ-ландшафте. Кроме того, это сотрудники компаний, которые приносят свои мобильные устройства на рабочее место и недовольно восклицают: «Почему я должен эту информацию заводить в систему с компьютера, а не с моего смартфона?»

Сдерживающих факторов тоже два. Первый и самый серьезный из них – информационная безопасность. С ним сталкиваешься, когда приходишь в компанию, где предлагают ознакомиться с требованиями регламентов, выпущенных еще в 90-х годах прошлого века. При этом подчеркивается, что изменить их невозможно. Если компания относится к вопросу мобилизации системно, этот вопрос потом решается на уровне ИТ-стратегии. Но если в роли заказчика выступает госструктура, то добиться решения намного сложнее.

Второй – тоже очень принципиальный – связан с дизайном корпоративных мобильных приложений. Не секрет, что у всех бизнес-приложений для ПК стандартно унылый интерфейс. Другое дело – мобильное приложение. Оно должно быть интуитивно понятным, удобным и выразительным. Даже иконка, несмотря на размер 1 х 1 см, должна отражать всю суть программы. А специалистов, которые бы знали, как это сделать, в России пока нет. Неудивительно, что когда пользователь iPhone получает «корпоративную унылость» на своем смартфоне, то бывает разочарован.

Преимущества коробок

Когда системный интегратор разрабатывает корпоративное мобильное приложение, то рассчитывает сделать его типовым, коробочным. Мы добиваемся, чтобы оно подошло не одной, а ста компаниям, чтобы впоследствии его можно было перевести в «облако» и предоставлять клиентам как сервис. Чтобы это случилось, продукт должен быть лучшим на рынке. Все: и иконка, и дизайн, и интерфейс, и тактильные ощущения пользователя – должны быть лучшими.

Когда достаточно экспертизы, чтобы «запаковать» приложение в красивую, удобную, понятную технологическую обертку, оно будет востребовано. И цена типового решения будет гораздо ниже, чем у разработки под заказ. Такова новая идеология.

О возможных схемах партнерства

Сотрудничество между компаниями-интеграторами в сегменте корпоративной мобильности пока очень слабо. Под сотрудничеством я подразумеваю продуктовую интеграцию – когда один партнер предоставляет другому свою платформу или продукт, какие-то открытые каналы, чтобы создать совместное решение, получив при этом определенную синергию.

В каждой большой западной мобильной платформе такая синергия есть: тот же Dropbox предоставляет возможность встраивания своего SDK в сторонние приложения. У российских разработчиков пока такой практики нет. Мы используем в своих приложениях наработки, которые предоставляют западные платформы. Но при этом надеемся на то, что кто-то из наших разработчиков первым сделает такой шаг. Это будет хорошим знаком для рынка корпоративных мобильных приложений. 

Записала Александра Крылова 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: