Rambler's Top100
Статьи
20 февраля 2008

Рынок новых услуг. Российский пейзажСм. также ИКС №2`2008

Телефонные компании больше столетия господствовали в телекоме. Сегодня на телекоммуникационное поле рвутся новые игроки со смежных рынков.

Авторитетные мировые эксперты через 5 лет ожидают унификации таких разных сегодня компаний, как телекоммуникационная AT&T и развлекательные Disney и Universal. Телефонная компания, интернет-провайдер, кабельный оператор, поставщик контента начнут предоставлять одни и те же услуги. Ситуацию на рынке новых услуг, основанных на базе интернет-доступа, обсуждают операторы и эксперты:

«ИКС»: Наступление на фронте новых услуг со стороны операторов связи (и традиционных, занимающих существенное положение, и не менее существенных для рынка, но зовущихся альтернативными) идет по всем направлениям и базируется на широкополосном доступе в Интернет. Большинство секторов, предоставляющих эти услуги, растут быстрее рынка. Как видится ситуация извне - аналитикам и изнутри - практикам рынка?

К. Анкилов, старший аналитик, «iKS-Consulting»: В течение многих лет драйвером роста телекоммуникационного рынка России была сотовая связь. Но примерно два года назад ситуация изменилась, самым динамичным стал сектор фиксированного интернет-доступа. Правда, на его долю и на долю связанных с ним дополнительных услуг (IP-телефония, IPTV, цифровой музыкальный контент, онлайновые игры) приходится лишь 8% затрат наших сограждан на услуги связи, но эта доля, безусловно, будет увеличиваться. Уже сейчас IP-услуги - основной источник роста для операторов связи, и это отражается в стратегиях крупнейших игроков рынка. Сейчас в России средний уровень проникновения ШПД - 10%, но в Москве он уже превысил 40%, и здесь количество переходит в качество, а именно: возникают новые сервисы, которые могут развиваться только при наличии большого количества пользователей ШПД.

А. Чазов, руководитель информационно-аналитической службы, «ЭР-Телеком Холдинг»: Несмотря на то, что рынок новых услуг (платное ТВ и широкополосный интернет-доступ) растет уже третий год со скоростью 50-80% (тогда как весь телекоммуникационный рынок демонстрирует рост всего лишь 22-28%), он еще далек от своего насыщения. За счет чего происходит этот рост? Во-первых, широкополосный интернет-доступ становится самым доступным средством коммуникаций и развлечений (это новый онлайновый способ приобретения контента, создание социальных сетей по различным интересам, получение впечатлений и реализации своего творческого потенциала, познание мира и пр.). Во-вторых, доходы населения сейчас растут, и пропорционально этому росту идет увеличение расходов на платные услуги. В-третьих, к процессу потребления услуг ШПД в Интернет привлекаются новые члены семьи (можно говорить о 5-6% росте потребления в год на 1 домохозяйство). Кроме того, традиционные операторы телефонии и сотовые операторы «большой тройки» вышли на стадию зрелости и становится очевидно, что вложение средств в развитие ШПД (в т.ч. в развитие платного ТВ и рынка цифрового контента) позволит им в перспективе увеличивать свои доходы.

Немаловажно отметить, что предложение потребителями более скоростных тарифов для комфортного потребления услуги (по мере модернизации сетей операторами рынка) будет способствовать появлению в сети «тяжелого» контента, что является очередным фактором роста рынка.
Уже более 30% наших клиентов выбрали безлимитные тарифы, но процесс перехода абонентов на такие тарифы еще очень далек от завершения. Однако высокая стоимость магистрального трафика в регионах является главным сдерживающим фактором повсеместного запуска данных тарифов.

Если более детально рассмотреть рынок РФ, то потенциал рынка сосредоточен в регионах и в основном в городах с населением менее 500 тыс. человек. Это города, в которых о конкуренции операторов говорить еще не приходится, мы считаем, что это рынок дочерних компаний «Связьинвест». В более крупных городах (Москва, Санкт-Петербург и прочие города-миллионники) проникновение ШПД по итогам 2007 года достигло 35-50%.

Если рассмотреть только те города, где работает «ЭР-Телеком Холдинг», то проникновение ШПД в них колеблется от 20 до 50% в зависимости от уровня конкуренции на рынке (активность интернет-провайдеров по популяризации услуги Интернет и внутренних мультимедиа-ресурсов), тарифной политики ведущих интернет-провайдеров в городе (есть ли стимулы для увеличения потребления внешнего и внутреннего мультимедиа-трафика), уровня платежеспособного спроса в данном городе (чем выше этот уровень, тем больше востребованность платных услуг, в том числе широкополосного доступа в Интернет, у населения) и продвинутости аудитории в плане инфокоммуникационных технологий. Именно эти 4 фактора описывают локальный рынок ШПД и определяют потенциал его развития.

Стоит отметить также, что при уровне проникновения ШПД более 40% в городе становится заметным замедление темпов прироста абонентской базы и изменения профиля «нового абонента»: новый клиент подключается к Интернету, потому что это модно, но что делать в Сети он, по сути, не знает. В лучшем случае он посмотрит погоду и зайдет на сайт типа «Одноклассники.ru», так что оператору на нем заработать сложно (для работы с таким абонентом приходится разрабатывать специальные мероприятия).

С. Шавкунов, директор дирекции маркетингового анализа, «ТрансТелеКом»: Имея широкополосные каналы доступа к клиенту, телекоммуникационные операторы получают очень сильный стимул для проникновения в сферу медийного бизнеса для предоставления услуг IPTV, IP-телефонии и др. И в этом их колоссальное преимущество перед провайдерами телефонной связи и кабельного ТВ.

А. Горбунов, вице-президент по стратегии и развитию, «Комстар-ОТС»: В свое время многие западные телеком-операторы пытались изобрести killer application, начали открывать свои интернет-порталы и заполнять их контентом. Все эти попытки, по большому счету, провалились. Здесь не надо ничего придумывать, Интернет уже сам по себе killer application: среда, где можно создавать огромное количество самых разных сервисов.

«ИКС»: Есть ли у российского рынка новых услуг свое национальное лицо?

А. Горбунов: Россия в силу своих масштабов очень неоднородна. Есть Москва, города-миллионники, города с населением более 200 тыс. человек - и вся остальная страна. По сути это четыре разные «страны», четыре совершенно разных образа жизни. Поэтому единых решений быть не может. В Москве очень высок уровень проникновения компьютеров, почти все знают, что такое Интернет, и основные проблемы связаны с тем, чтобы убедить оставшихся, наиболее консервативных и наименее «продвинутых» в технологическом отношении людей в том, что услуга им нужна и доступна. В регионах проникновение компьютеров значительно ниже, а цена магистрального трафика очень высока, поэтому там нет безлимитных тарифов на доступ в Интернет. Все это пока сдерживает распространение новых услуг.

А. Чазов: Рынок монополизирован в головах российских граждан, и этот стереотип очень сложно разрушить. Абоненты привыкли получать телекоммуникационные услуги от одного оператора, а именно от дочерних компаний «Связьинвеста», поэтому за новыми услугами они в первую очередь идут к ним (где не всегда лучший сервис), доверяя им больше, чем малоизвестным альтернативным операторам c более гибкими предложениями.
Второй миф состоит в том, что рынок ШПД развит только в Москве. Если обратить внимание на любое СМИ (путь даже отраслевое), то его основное внимание направлено на развитие рынка ШПД в пределах МКАД, а найти информацию о развитии регионального рынка очень сложно, хотя на регионы приходится более половины этого рынка.

                                                                                              Подготовила Евгения Волынкина

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!