Rambler's Top100
Статьи
21 февраля 2013

ИТ для СМБ: проблема или выход?

Выдержать конкуренцию на рынке компаниям среднего и малого бизнеса помогут информационные технологии. Если, конечно, эти компании осознают ценность и возможности ИТ. И если на рынке будет достаточно кадров и предложений.

В РБК прошел круглый  «Средний и малый бизнес: от малого – к бизнесу».

Выступая на круглом столе, Максим Фролов, руководитель подразделения по работе с СМБ компании Microsoft, отметил, что, согласно полученным данным, « малый и средний бизнес в большинстве стран - это сердце экономики. В некоторым странах его доля в ВВП достигает 90%».

«К сожалению, в России, по разным оценкам, у нас нет четкой оценки доли в ВВП малого и среднего бизнеса, но эта доля не более 25%», - продолжил Фролов..

Такого же менения придерживается и Лариса Паутова, директор проектов фонда «Общественное мнение»: «Действительно, это тренд, который характерен и для России. К сожалению, мы, конечно, отстаем по доле малого и среднего бизнеса». Однако, заметила Паутова, согласно новому исследованию ФОМа, за 10 лет значительно улучшилось отношение россиян к предпринимателям. «Мы можем поздравить и малый, и средний, и крупный бизнес. 68% россиян сейчас говорят, что предприниматели и бизнесмены – это хорошие люди, и к ним можно относиться хорошо. Это уже на 10% выше, чем 10 лет назад…».

Но что касается условий для развития бизнеса – тут мнения россиян гораздо более пессимистичные – около трети опрошенных считают, что условия для развития бизнеса в России «ужасные». А в сегменте СМБ доля скептиков еще выше - 50%. «Жалуются, конечно, как всегда, на коррупцию, на конкуренцию, на нестабильную финансовую ситуацию, все боятся кризиса, но, тем не менее, в ситуации тотального неудовлетворения ситуацией мы видим, что и малый, и средний бизнес строят планы, - заметила Паутова. - Они надеются в следующем году, прежде всего, вырасти, стабилизировать ситуацию, а самые дальновидные хотят еще и повысить собственную эффективность. Чем крупнее компания, тем она больше желает наладить внутри эффективность. Чем меньше компания, тем больше она желает побороть, наконец, конкурентов и расширить выбор».

Конечно же, возник вопрос относительно перспективы российских компаний на фонде вступления страны в ВТО – как существовать и развиваться небольшим компаниям, если на рынок придут товары и услуги, более инетресные по соотношению цена/качество? Как снизить издержки? Как модернизировать и оптимизировать работу компании?

Михаил Фролов ответил: «Если мы в целом посмотрим, что двигает этот рынок в сторону улучшения качества либо удешевления стоимости предоставляемых услуг, либо товаров, то это, конечно, IT. Вообще у меня есть такое впечатление, что IT настолько плотно проникает день за днем в нашу жизнь, что мы как потребители уже не можем даже представить нашу жизнь без IT. ... Все рабочие процессы завязаны в той или иной степени на IT, чем бы люди не занимались...» Поэтому Фролов предлагает всем компаниям «обратить внимание на то, как они используют IT».

Для того чтобы в компании была ИТ-инфраструктура, а тем более эффективаня ИТ-инфраструктура, недостаточно иметь компьютеры или мобильные устройства «надо как минимум в этом разбираться, иметь квалифицированного человека».

«Мы … считаем, что малый и средний бизнес должен расценивать IT как операционный расход. Поэтому мы повсеместно пропагандируем идею перехода в "облако". .. Но мой личный опыт попыток поговорить со своими друзьями, которые являются представителями малого и среднего бизнеса, с нашими клиентами, натолкнул меня на мысль, что не все понимают, что это такое и с чем его едят», - делится впечатлениями Фролов.

«"Облаком" мы все уже в той или иной степени пользуемся, будь то публичная почта или услуги, которые мы получаем внутри какой-нибудь большой компании, куда мы ходим на работу. То есть "облако" есть уже везде. Но говоря об "облаке" как о средстве для малого и среднего бизнеса сэкономить деньги, повысить эффективность, мы это себе видим очень просто: нет смысла вкладываться в дорогостоящую IT-инфраструктуру, платить за нее 3-5 лет, и через год она уже, скорее всего, устареет, когда можно путем подписки, назовем это так, получать все те же самые услуги IT-инфраструктуры, да еще и самые современные», - продолжает Михаил.

В качестве примера он привел возможность для предприятий СМБ заменить командировки видеоконференциями – это простое решение, экономическая выгода которого очевидна. Но таких решений много.

В Microsoft собрали данные по тому, какие выгоды получили компании СМБ за счет внедрения соверменных информационных технологий. Например, компания ClickBerry (20 ПК), занимающаяся сервисами для создания и трансляции интерактивного видео. Компания перенесла приложение в облако Windows Azure, теперь ей требуется  минимум администрирования (3-4 человека могут обслуживать аудиторию, сравнимую с YouTube). Только за счет сокращения временных затрат на разработку и на количество персонала компания сэкономила порядка нескольких тысяч долларов.

Компания «Формула здоровья»(70 ПК) управляет сетью одноименных аптек в Калининграде. Благодаря использованию модели подписки на Office 365 экономия компании «Формула здоровья» достигла 400 тыс. руб.

Компания «В Контакте» (90 ПК) перешла на использование «облачного» почтового сервиса Microsoft Exchange Server в рамках услуги Hosted Exchange. Новое решение отлично справляется с большой нагрузкой (более 2 млн. писем в сутки) и позволило устранить критическую для сервиса проблему задержки писем.

В целом, согласно исследованию Microsoft, 65% компаний СМБ в странах EMEA считают, что информационные технологии станут решающим факторов в развитии их бизнеса, а 52% считают, что облако станет нормой для СМБ.

Фролов отметил, что «проблема инфраструктуры интернета с точки зрения широкополосного доступа стоит довольно остро, но в основном по сравнению с крупными развитыми странами. Для того чтобы переходить в "облако", это не является серьезной блокирующей силой на данный момент».

Лариса Паутова заметила, что проблема при работе с облачными технологиями в целом заключается не в проникновении интернета, а в стиле жизни людей. «"Облачные" технологии … – это новый стиль жизни. Это активные ребята, которые не сидят все время в офисе, которые находятся все время в мобильном интернете с планшетами, которые могут все-таки вырваться из офисного рабства. Таких людей не может быть очень много в регионах, потому что уже многие из них уехали в Москву. Поэтому тормозом является как раз отсутствие высокой доли активных людей, в том числе и предпринимателей. Но в регион эта волна уже приходит. … Москвич, приезжая в регион, интуитивно, на уровне моторной памяти ищет Wi-Fi, а регионы еще такие безмятежные, потому что не вошел в моду (а, может, это и хорошо) этот стиль сумасшедшей жизни. Когда он дойдет, вот тогда "облака" их и накроют».

Также Паутова напомнила, что в исследовании ФОМ был вопрос об отношении к облачным технологиям и о готовоности к их внедрению. Согласно полученным данным, 73% предпринимателей готовы внедрять новые информационные технологии в своих компаниях. Однако у небольших компаний тема безопасности перехода в облако вызывает беспокойство: 43% респондентов думают, что облачные сервисы не проверены и, следовательно, рискованны, а 35% заявляют, что в облаке данные не могут быть в безопасности. О готовности внедрять у себя облачные технологии или о начале таких внедрений сказали всего 16% опрошенных.

«Нет различий между совсем малым бизнесом - маленькими компаниями до 25 человек и представителями уже среднего бизнеса, где большое количество компьютеров и сотрудников, - отмечает Паутова. -  По идее, малые компании должны использовать очень активно, потому что это конкурентное преимущество, потому что благодаря "облакам" ты становишься более активным, мобильным, можешь как-то найти место под солнцем рядом с крупными монстрами – средним и крупным бизнесом. Мы не заметили, что наши представители среднего и малого бизнеса вообще понимают и готовы. Они, конечно, используют почту более активно, чем более крупные компании, но тем не менее, мне кажется, что все это напоминает некое айтишное рукоделие – где-то что-то посмотрел в интернете, установил, то есть уровень IT-продвинутости, как показало исследование ФОМа, зависит от размера компании. Чем крупнее компания, чем больше айтишников, чем более профессиональный IT-директор, тем более хорошо, основательно чувствует себя на IT-рынке и в IT-технологиях. Малые компании, вчерашние студенты, стартаперы по индексу IT-продвинутости уступают, то есть они идут не впереди, не в средних рядах, они отстают».

По данным исследования ФОМ, только 67% компаний вообще имеют штатный ИТ-персонал, в 19% случаев они обращаются к внештатным сотрудникам, а 13% пользуются услугами специализированных организаций.

Владимир Удалов, руководитель направления корпоративных продуктов в странах развивающихся рынков «Лаборатории Касперского», сказал об еще одной стороне проблемы: с ростом числа устройств, с развитием технологий и возможностей у среднего ИТ-сотрудника компании СМБ проблемы умножаются непропорционально. «Проблема не в том, что нет технологий, которые бы позволили защитить все. На рынке много хороших решений, которые позволяют защищать и ноутбуки путешествующих сотрудников, и планшетные компьютеры сотрудников, которые из дома повесят почту. Все эти технологии есть. Но проблема большинства современных технологий в том, что они разрознены, сложны, то есть это набор отдельных компонентов для защиты каждого направления», - заметил Удалов. По его словам, «Лаборатория Касперского» сейчас как раз работает над «универсальным» решением для безопасности любой организации.

«мы с большим оптимизмом смотрим на все эти современные технологии, … которые действительно позволяют бизнесу интенсивно развиваться, - заметил он. -  Но правда заключается в том, что за все нужно платить, и для того чтобы бизнес в какой-то момент не споткнулся из-за того, что все эти данные кому-то стали доступны или, наоборот, стали недоступны ни для кого, были потеряны, нужно, разумеется, все современные "облачные" технологии, мобильные технологии сопровождать и дополнять адекватными и современными технологиями безопасности, которые будут контролировать и сами устройства, с которых осуществляется доступ данных, и каналы связи, и мобильные устройства, и всю ту современную IT-инфраструктуру».

По материалам круглого стола «Средний и малый бизнес: от малого – к бизнесу»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: