Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 04 2013
Евгения ВОЛЫНКИНА  09 апреля 2013

Спасет ли телемедицина медицинскую помощь?

Большие расстояния и малая плотность населения России усугубили многие общенациональные проблемы, в их числе – доступность качественной медпомощи. По мнению специалистов, спасти угрожающую ситуацию со здравоохранением «для всех» могут современные ИТ и Национальная телемедицинская система.

Евгения ВОЛЫНКИНА, журналист, обозреватель ИКСРеформа российского здравоохранения под лозунгами его оптимизации и повышения эффективности уже привела к закрытию сотен сельских больниц, тысяч амбулаторий и фельдшерских пунктов. Статья 41 Конституции РФ гласит, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Однако сейчас около 50 млн наших сограждан для получения медицинской помощи должны преодолевать по российским дорогам не один десяток километров, что делает это «право» почти виртуальным. Да и подавляющее большинство оставшихся 90 млн человек, более приближенных к цивилизации, не имеют реального доступа к высококачественной медицинской помощи в силу финансовых причин и общего дефицита квалифицированных врачей узкой специализации. Ожидать, что наше государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ), в ближайшее время сколько-нибудь заметно увеличит финансирование здравоохранения, не приходится. Поневоле «оптимизировать» будем то, что есть.

А сделать это можно только за счет внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий, в частности телемедицины. Достижения последней с видео HD-качества в реальном времени в формфакторе черного чемоданчика с подключением разных систем связи, вплоть до спутниковых, у нас любят демонстрировать раз в год большому начальству. Но в таком режиме использования телемедицина является дорогой игрушкой, никак не влияющей на общую ситуацию со здравоохранением. Экономически оправданной телемедицина может стать только при ее превращении в инструмент повседневного массового применения.

Законы есть

По словам заместителя директора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Георгия Лебедева, нормативные акты, позволяющие создавать и эксплуатировать телемедицинские системы, уже есть. Первый такого рода документ – приказ МЗ и РАМН «О введении в действие концепции развития телемедицинских технологий в РФ» – был выпущен еще в 2001 г. и действует до сих пор. В ноябре 2008 г. на Совете глав правительств СНГ был подписан Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских конультационно-диагностических систем, а в октябре 2010 г. на Межпарламентской ассамблее СНГ был принят Модельный закон «О телемедицинских услугах», где определены терминология в области телемедицины, порядок организации телемедицинских услуг и участники процесса их оказания.

 СловарИКС

Телемедицинские услуги – отсроченные консультации, консультации в реальном времени, дистанционный контроль за физиологическими параметрами организма пациента, дистанционное проведение диагностических и лечебных манипуляций, медицинские видеоконференции, телеконсилиумы, телесеминары, телелекции и прочие медицинские услуги, оказываемые с использованием современных ИКТ.

Источник: Модельный закон  «О телемедицинских услугах» 

Кроме того, в этом законе телемедицинские услуги по всем правилам их учета уравнены с обычными медицинскими услугами и зафиксировано право гражданина на получение телемедицинских услуг, если он считает, что его «очные» врачи не состоянии принять квалифицированного решения. Последовавший затем закон «Об обязательном медицинском страховании» (2010 г.) определил возможности финансирования телемедицинских систем из средств ОМС и предоставления документов в электронном виде, а закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2011 г.) ввел порядок организации системы электронного документооборота в сфере охраны здоровья.

Дело за «малым»

Впереди – разработка приказов министерств и ведомств, которые должны обеспечить функционирование телемедицинских систем и позволят построить Национальную телемедицинскую систему. Она, как отметил гендиректор компании «Гипросвязь» Владимир Бондарик на конференции «ИКТ в здравоохранении. Создание Национальной телемедицинской системы», должна не заменить, а дополнить и развить существующую систему здравоохранения, чтобы резко повысить эффективность использования хороших врачей, которых много не бывает. Он подчеркнул и важность разработки систем логистики и биллинга телемедицинских услуг, а также их увязки со страховой медициной, поскольку без соединения врачей с деньгами система работать не будет.

В единую систему нужно связать телекоммуникационную инфраструктуру (ее можно развернуть на базе системы межведомственного электронного взаимодействия), региональные медицинские ресурсы и единые гармонизированные с международными стандарты сбора и передачи медицинских данных. Отдельные региональные телемедицинские системы, пусть и не охватывающие всех сторон медицинской помощи, в стране уже действуют (в частности, в Чувашии и Ханты-Мансийском автономном округе), имеются и интересные аппаратно-программные решения для телемедицинских приложений. Но для реализации проекта в масштабах страны, по мнению специалистов, нужна специальная государственная целевая программа.

Для продвижения инициативы создания Национальной телемедицинской системы создана рабочая группа, в которую вошли представители «Гипросвязи», НПО «Национальное телемедицинское агентство», Минэкономразвития, РСПП, Ассоциации производителей медицинской техники, Инфокоммуникационного союза и научных учреждений Минздрава. Ее председателем стал В. Бондарик. По подсчетам экспертов рабочей группы, экономическая эффективность телемедицины (при должной ее организации, конечно же) очевидна: вложения в телемедицинские системы могут окупиться за полтора-два года только за счет сокращения на один-два дня сроков пребывания больных в стационарах, исключения повторного проведения медицинских исследований и экономии рабочего времени врачей-специалистов, не говоря уже о сокращении затрат на лечение при выявлении заболеваний на ранних стадиях и сохранении трудоспособности вовремя вылеченного налогоплательщика.

В принципе некая формальная поддержка у этого проекта со стороны профессионального сообщества в лице НП «Национальная медицинская палата», Госдумы и Совета Федерации есть. В апреле в Госдуме должно пройти предварительное обсуждение проекта Национальной телемедицинской системы, представленного рабочей группой, но о практических результатах говорить пока рано. Самая большая проблема всего проекта – его межведомственный характер: кроме очевидных Минздрава и Минкомсвязи в проекте нужно будет задействовать Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг и Минрегион. Сложно сказать, с какой скоростью будет работать этот «консорциум», но, например, длительность эпопеи – с участием тройки игроков из этой шестерки – по выработке критериев определения «телекоммуникационного оборудования отечественного производства» не дает поводов для оптимизма. Беда еще и в том, что здравоохранение считается у нас исключительно расходной статьей бюджета, хотя по большому счету от него зависит экономическое развитие страны.

Интерес к телемедицине во всем мире огромный, особенно в странах со сколько-нибудь обширной территорией. Например, недавно Федеральное агентство связи США объявило о планах выделения $400 млн в год на телемедицинские программы, а там бюджетными деньгами не разбрасываются. По оценкам аналитиков, только в развитых странах в одном лишь секторе домашней телемедицины для пожилых людей объем услуг к 2020 г. должен составить $1 трлн. Так что в соответствии с общемировыми тенденциями Национальная телемедицинская система в том или ином виде в России все равно будет запущена. Остается надеяться, что произойдет это не после серьезной «оптимизации» населения. 

Олег СИМАКОВ, директор по ИТ Медицинского информационно-аналитического центра РАМНТелемедицине нужны практические шаги

Есть заделы в информатизации медицины, которые можно и нужно реализовывать. Среди них – федеральные сервисы: регистр медицинского и фармацевтического персонала, паспорт лечебно-профилактических учреждений (оба в составе сервиса ИАС), электронная медицинская карта, система ведения нормативно-справочной информации, сервис административно-хозяйственной деятельности, сервис взаимодействия лекарственных средств (его функционал требует развития, но он может оказать врачу реальную сиюминутную помощь). Необходимо обратить внимание на создание системы телемедицинских центров для помощи больным инсультом и инфарктом – здесь важна скорость оказания медпомощи, в частности постановка диагнозов с учетом «второго мнения».

Или возьмите ситуацию с примерно 46 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов, кое-где совмещенных или замененных кабинетами врачей общей практики – без качественной связи с ЦРБ и хотя бы скромного технического оснащения на 150–200 тыс. руб. об их эффективности говорить не приходится. Без телемедицины резко снижаются возможности взаимодействия с пациентом при оказании ему соответствующей помощи! Для практической реализации этого направления необходимо объединить возможности школьного интернета с нуждами медицины в сельской местности. Как известно, в результате национального проекта «Образование» постоянный доступ в Сеть получили почти 57 тыс. российских школ – это серьезная инфраструктура для развития не только образования, но и телемедицины в России.

Олег СИМАКОВ, директор по ИТ Медицинского информационно-аналитического центра РАМН

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!