Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 04 2013
Алексей МАКАРОВ  09 апреля 2013

BOSS для «Ростелекома»

В рамках новой технической политики «Ростелеком» реализует программу трансформации систем OSS/BSS. Этот переход идет в «мягком варианте», отмечает Алексей МАКАРОВ, главный эксперт отдела информационно-технологического обеспечения процессов формирования, эксплуатации и оперативно-технического управления сетями связи, ГЦУМС «Ростелекома».

Алексей МАКАРОВ, ГЦУМС «Ростелекома»– Почему возникла необходимость в такой программе и в чем состоит трансформация систем OSS/BSS?

– У объединенных два года назад МРК «Связьинвеста» и «Ростелекома» не было ничего общего с точки зрения используемых систем эксплуатационной поддержки и поддержки бизнеса. В конце 2010 г. ЦНИИС проводил их аудит на сетях МРК и выявил около 130–140 наименований только систем, которые контролировали сеть. У всех были свои системы учета ресурсов, мониторинга сетей, контроля качества, биллинга и пр. А в некоторых регионах и вовсе часть систем (или их большинство) просто отсутствовала. Логично, что в единой компании нужно унифицировать решения, это упростит все процессы эксплуатации и контроля. Поэтому программа трансформации предусматривает основные направления автоматизированной поддержки: эксплуатации сетей, бизнеса, контроля качества предоставляемых услуг.

– С десяток лет назад мы много писали о том, что «Связьинвест» приводит к единообразию системы CRM, ERP, биллинга в своих операторских компаниях. Теперь все меняется?

– Меняется, но не все. Например, CRM-система будет от Amdocs. Это единый продукт, поставленный в нашем корпоративном центре; он распространен на все филиалы, которые непосредственно будут работать с централизованной системой. Система учета ресурсов будет состоять из нескольких модулей: для сети IP/MPLS до уровня сетей доступа – на базе Oracle; для транспортной сети магистрального и внутризонового уровней используется наша внутренняя разработка – система учета ресурсов транспортной сети СУРТС. И третий тип систем – для учета ресурсов на уровне местных сетей, сетей доступа. Это будут системы линейно-технического учета (СЛТУ), установленные в макрорегиональных филиалах и ниже. Они предоставлены компаниями «Аргус» и «Техноград». Каждый МРФ будет работать со своей системой, т. е. структура будет распределенной. Во многих филиалах СЛТУ уже установлены, сейчас мы дополняем этими системами регионы, которые пока не пришли к унификации. Программа трансформации запущена, а полностью завершить ее мы рассчитываем в 2014–2015 гг.

– Как реализуется направление, связанное с контролем качества предоставляемых услуг?

– Это часть OSS. В компании внедряется система управления качеством услуг (Service Quality Management, SQM), контролирующая соблюдение параметров качества, прописанных в SLA. В целом система SQM должна предоставлять возможности автоматического измерения параметров SLA по клиентским точкам и формирования отчетов для ответственных подразделений компании и клиентов; иметь в наличии клиентский портал; быть интегрированной с информационными системами, поддерживающими ведение технической и коммерческой информации о клиентах.

В прошлом году стартовал проект, в рамках которого система wiSLA компании WellLink ведет мониторинг качества сервисов, предоставляемых предварительно выбранному ограниченному кругу наших корпоративных клиентов из банковской сферы. На их оборудовании установлены «пробники», которые снимают информацию о качестве услуг. По информации, получаемой с «пробников», система позволяет реагировать на аварии, неисправности и следить за тем, чтобы качество предоставляемых услуг соответствовало договорам, которые заключены с этими компаниями в части качества сервисов. Сейчас проект перешел в  стадию промышленной эксплуатации и планируется к расширению как на корпоративный сегмент, с увеличением числа клиентов, так и на массовый рынок.

Кроме того, «Ростелеком» запросил интеграторов и вендоров об их готовности предложить свои подходы к контролю качества услуг оператора. Предложения по контролю сервисов и услуг «Ростелекома» на соответствие качеству, которое мы гарантируем своим клиентам, поступили от ряда компаний. В настоящее время мы их анализируем и по результатам анализа отберем несколько решений для пилотного проекта, после чего будет проведен открытый конкурс по выбору решения.

– Переходный период сказывается на процессах эксплуатации?

– Переход вносит свои нюансы, но он происходит в некоем мягком варианте. Например, при переходе на новую систему учета ресурсов коллеги на местах работают в своих системах, а мы по минимуму нагружаем их задачами по новому проекту – стараемся как можно безболезненней перейти от одной системы к другой. Мы понимаем: появление дополнительной системы (или двух-трех) нагружает исполнителей, это трудозатратный процесс. Люди, которые работают с системами управления, мониторинга, учета ресурсов и др., при переходе из одной системы в другую сталкиваются с серьезной проблемой миграции данных, с необходимостью вручную довносить большие объемы информации. Но это проблема всех внедрений. Перейти от одной системы к другой – самый затратный труд, но без него никуда.

– Вероятно, слияние региональных операторов и национального оператора МГ/МН заставило не только унифицировать OSS/BSS, но и пересмотреть всю техническую политику объединенной компании? 

– Можно сказать, в этом и состоит для нас специфика современного этапа эксплуатации сетей. Действительно, программа трансформации автоматизированных систем – это часть принятой в прошлом году «Технической политики». В этом документе, в частности, отмечается, что внедрение систем автоматизированного конфигурирования, сервис-активации и автоматизации процессов эксплуатации позволит решить задачи оптимизации штата и повышения операционной эффективности. При этом значительная часть работ может исполняться и контролироваться из центра, что будет способствовать увеличению управляемости и безопасности, а также позволит минимизировать сроки подключения клиентов и выполнения работ по развитию сети.

– На какие вопросы эксплуатации сделан основной акцент в новой технической политике компании?

– Техническая политика предусматривает, что в ближайшие три года основные усилия будут сосредоточены на создании и совершенствовании единой модели оперативно-технического управления и эксплуатации средств связи. Надо сказать, в «Ростелекоме» много лет действует Система оперативно-технического управления междугородными связями, в которую входят подразделения других операторов и которая решает ряд задач в интересах государственного управления при ЧС и ЧП. Это единственная система государственного и межоператорского управления связью в России.

Единая модель оперативно-технического управления и эксплуатации объединенной компании рассматривается как сформированная автоматизированная система организационно-технологического типа, обеспечивающая иерархически централизованное управление сетями связи компании в повседневной деятельности, в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения. В частности, решение этой задачи потребует выравнивания бизнес-процессов на уровнях макрорегиональных и региональных филиалов; стандартизации численности персонала в эксплуатирующих подразделениях; оптимизации зон обслуживания технических средств; оптимизации процессов выполнения ремонтных, аварийно-восстановительных и охранно-предупредительных работ; унификации методов организации послегарантийного и сервисного обслуживания оборудования, обобщения опыта устранения технических проблем в типовых технических решениях, совершенствования инженерной инфраструктуры.

В нынешнем году стоит задача структурно интегрировать Центры технической эксплуатации транспортной сети, отладить систему оперативно-технического управления и эксплуатации сетей связи в части фиксированных сетей. Задача на 2014 г. –  создать и отладить систему оперативно-технического управления и эксплуатации интегрированного мобильного и фиксированного бизнеса «Ростелекома». При этом единая модель оперативно-технического управления и эксплуатации средств связи компании предусматривает создание в будущем территориальных и национального центров управления.

– По поводу «оптимизации штата» и «стандартизации численности персонала»: люди, работающие на автоматизацию процессов, понимают, что в результате могут попасть под сокращение?

– Мы делаем акцент на сокращении трудозатрат со стороны персонала. Конечно, когда руководство дает разрешение на внедрение системы, оно думает о сокращении издержек на эксплуатацию сети, в том числе и на персонал. Но это не означает, что если система замещает человека, то он должен быть уволен. При грамотном подходе эти люди могут быть поставлены на реализацию других задач – не «копошиться» в сети, а управлять ею, контролировать качество ее состояния, качество услуг. Я думаю, задача руководства – донести до персонала плюсы внедрения автоматизированных систем.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!